Поднять автопром: миссия выполнима

Стагнация на автомобильном рынке была предсказуемой: эксперты прогнозировали падение продаж еще с конца прошлого года. Первые шесть месяцев работы 2013 года подтвердили прогнозы: россияне стали меньше покупать автомобили. По итогам полугодия российский авторынок сократился на 6%: с января по июль было продано в общей сложности 1,3 млн легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) по сравнению с 1,4 млн год назад, сообщает Ассоциация европейского бизнеса. Неутешительной выглядит и позиция министерства промышленного развития России. По мнению его специалистов, в этом году рынок упадет на 2-4%. Однако есть шанс на спасение, и героем, который вытащит продажи с уровня «ниже плинтуса» до «приемлемого», то есть до уровня прошлого года, станет именно Минпромторг. Супероружие герой уже подготовил и даже явил миру: льготная программа автокредитования начала действовать.

Программа льготного автокредитования официально стартовала 1 июля. Но Минпромторг так ее анонсировал, что запутал и банки, и дилеров, и потребителей.

То сегодня, то в ноябре

«Авторынок начал показывать отрицательную динамику. Собственно говоря, в ответ на нашу обеспокоенность данным фактом, в ответ на пожелания, которые высказывали автопроизводители, мы решили вернуться к теме именно стимулирования спроса. С этой точки зрения для нас было принципиально важно еще раз проанализировать, что происходит с продажами автомобилей в кредит. Это один из важных индикаторов здоровья рынка. Проанализировав то, что происходит, мы посчитали целесообразным вернуться к программе льготного автокредитования. В этом нас поддержало правительство», — рассказал заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов о причинах, по которым программа была запущена.

Программа льготного автокредитования официально стартовала 1 июля. Но Минпромторг так ее анонсировал, что запутал и банки, и дилеров, и потребителей. После официального старта программы информационное поле погрузилось в вакуум: о новой льготе никто ничего не знал. Банки пожимали плечами и ссылались на то, что указаний от Москвы еще не было, дилеры тоже ничего не могли сказать по существу. Только 16 июля на сайте Минпромторга появилось сообщение, что в настоящее время идет подготовительный этап: к сентябрю все банки, которые хотели бы работать в рамках данной госпрограммы, должны подать свои заявки, а в ноябре схема кредитования заработает. И буквально через неделю после этого появились сообщения, что первый льготный автокредит выдали в Башкирии. Тут же выяснилось, что и в Сибири можно оформить автокредит на выгодных условиях — первым о своей готовности работать по этой программе заявил Байкальский банк Сбербанка России, позже еще несколько финансовых структур отметили, что также работают в рамках схемы субсидирования. В итоге оказалось, что до 1 сентября банки обязаны официально уведомить государство, что они готовы участвовать в программе субсидирования. Кто этого не сделает до указанной даты, останется за бортом.

Собственно, госпрограмма предлагает очень выгодные условия, так что и до ноября бы ее многие явно ждали. Изначально дилеры не могли сказать, о скольких именно процентах льготы идет речь: некоторые осторожно намекали на снижение на 1,5-2%, другие говорили о более весомой скидке для покупателя. Но Минпромторг расставил все точки над i, заявив, что ставка будет определяться в виде разницы между ставкой кредитной организации по сопоставимому по срокам, суммам и размеру первоначального взноса кредиту и двумя третями ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату выдачи кредита. На сегодняшний день ставка рефинансирования равна 8,25%, две трети от этой суммы — 5,5%. Именно настолько и будет дешевле автокредит для потребителя. Если брать среднерыночные ставки в Иркутской области (сегодня они находятся примерно на уровне 13,5%), то кредит по госпрограмме будет равен примерно 8% — очень симпатичная цифра. Возможно, кому-то удастся взять кредит еще более выгодно: Сбербанк уже заявил о ставках 7-10% годовых.

Лояльные условия

С льготным автокредитованием россияне уже знакомы: подобная программа действовала в России с 2009 по 2012 год. Тогда можно было взять в кредит по сниженным ставкам машину отечественного производства стоимостью до 600 тыс. рублей. Сейчас условия стали значительно лояльнее. Во-первых, нет ограничения по месту производства — под программу попадает как отечественный автопром, так и любая иномарка (тут надо сказать спасибо вступлению Росси в ВТО — хоть где-то от этого появилась польза). Во-вторых, увеличилась сумма покупки автомобиля. Изначально Минпромторг заявлял, что порог будет установлен на уровне 700 тыс. рублей, но в итоге было решено подвинуть лимит в сторону увеличения еще на 50 тыс., что очень и очень прилично: у людей значительно расширился выбор моделей.

В заданный ценовой диапазон пройдет более 40 моделей. Среди них такие народные, как все «Лады», Kia Rio, Renault Logan, Hyundai Solaris. Но повышение разрешенной цены дало людям возможность покупать не только самые бюджетные варианты, но и приличные автомобили гольф-класса. Например, Hyundai i30 или Ford Focus — нетоповые комплектации вполне пролазят в заданные рамки. И таких примеров множество.

Кстати, официального списка автомобилей, которые будут участвовать в программе, нет — тут все упирается только в цену. По сути, если дилер дает существенную скидку на машину более высокой стоимости и конечная цена не превышает 750 тыс., то ее тоже можно взять с льготной кредитной ставкой. Это пойдет на руку тем, кто ждет специальных предложений от дилеров — новогодних распродаж или чего-то в этом духе.

Лояльными условиями можно также назвать срок кредитования и первоначальный взнос. В рамках госпрограммы нужно заплатить не менее 15% от стоимости авто разово и оформить займ не более чем на три года.

Кредитный двигатель

Государство не выделяет деньги на субсидирование процентных ставок просто так — тут есть четкое понимание, каким образом механизм будет работать на благо экономики и федерального бюджета. По словам Алексея Рахманова, льгота будет очень высокобюджетоэффективна и вернется государству в качестве налоговых отчислений от производителей и продажников: «Одно рабочее место на сборочном конвейере создает примерно 12 рабочих мест в экономике. Выпущенный лишний автомобиль дает работу еще 12 гражданам в сервисе, в продажах, в логистике и даже на АЗС. Можно бесконечно продолжать эту цепочку, но факт остается фактом — налогоплательщики получают обратный вклад в федеральный бюджет. На эти деньги потом могут финансироваться и социальные программы, и все остальное. Мы уверены, что программа бюджетоэффективна. Нет никаких сомнений в том, что это в конечном итоге будет выгодно всем гражданам», — заявил он. А кроме стимулирования автопроизводителей и дилеров, данный механизм стимулирует и банковскую систему — дает дополнительный импульс автокредитованию, которое сегодня растет более медленными темпами, чем, например, потребительские кредиты.

«Займы в основном берут на покупку автомобилей средней ценовой категории. По данным на 1 июля, средний размер действующего автокредита составляет 494 721 рубль. С учетом первоначального взноса средняя стоимость машин, приобретаемых в кредит, должна составлять порядка 580-600 тыс. руб. При этом на среднеценовой сегмент приходится практически половина всего российского авторынка: по объему продаж в натуральном выражении автомобили стоимостью $10-20 тыс. занимают 44,5% доли рынка», — уверена аналитик авторынка «Инвесткафе» Кира Завьялова. При этом, отмечает эксперт, продажи автомобилей в России все больше зависят от автокредитования. По итогам шести месяцев текущего года доля автомобилей, купленных в рассрочку, повысилась до 44% с 34,2% в 2012 году. С учетом того, что впереди пиковый сезон, который для рынка автокредитования приходится на осень — начало зимы, эта доля должна достигнуть 50%. Способствовать этому будет именно государственная программа льготного кредитования.

Собственно, программа будет способствовать и росту продаж в дилерских салонах. Там этого очень ждут, но без особой подготовки. Как пояснили корреспонденту Al в компании «Азия-Моторс» (автосалон KIA), на автомобили в максимальной комплектации спрос был всегда чуть меньше, чем на комплектации, более низкие по стоимости: «Очередь на автомобили, подходящие под льготное кредитование, мы не прогнозируем, так как стараемся поддерживать оптимальное соотношение склада и учитываем возможное увеличение спроса на данные автомобили». Что касается спроса на более дорогие модели, то он останется прежним, уверен дилер: если человек хочет себе дорогой автомобиль и, главное, может себе его позволить, его льготная программа никак не коснется — он пойдет и купит себе тот автомобиль, который пожелал.