Подкапотная география

Очень непросто знать устройство автомобиля в целом. Но есть то, что знать все же необходимо. Например, где посмотреть масло. Старой гвардии, владельцам отечественных машин и первой волны подержанных иномарок, просто: они с закрытыми глазами достают щуп. Новое поколение автомобилистов порой не знает, куда смотреть, открыв капот. Новые, из салона машинки отучают от необходимости контролировать уровень и состояние жидкостей. Но новое не вечно будет таковым. Особенно в условиях «мерзко«-континентального климата, плохого сервиса и низкокачественных ГСМ.

Для начала: что в автомобиль заливается, помимо горючего.

Это масла. Все знают моторное. Но точно так же есть масло и в коробке. Причем если в механике оно смазывает трущиеся узлы и поверхности, то в автомате масло играет роль рабочего тела. И от его состояния и соответствия количества норме зависит правильная работа АКПП. Масло в автомате проверяется на прогретой машине (несколько километров надо проехать, мало постоять и минуту «погудеть«), смирно стоящей на ровной площадке. Смирно — потому что ручник затянут, а коробка доверительно покоится в нейтрали. По крайней мере у многих марок именно в N, а не на парковку, надо установить селектор. Чтобы узнать точно — обратитесь к инструкции по эксплуатации. Она с новой машиной идет в комплекте. Для старой есть отличные книжки издательства «Легион-Автодата» и форумы по маркам.

Найти щуп коробки (у механики щупа нет, и смотреть уровень следует на СТО) несложно. На нем написано ATF (или что-то типа). Он спрятан чуть глубже и находится поблизости от двигателя — ведь коробка к нему прилеплена. Конечно, в первую очередь в глаза лезет щуп от моторки. Надпись Engineеro — опознавательный знак. И яркий цвет. Какой бы щуп вы ни нашли, сперва запомните, где он был, затем вытащите, протрите чистой сухой тряпочкой. Снова засуньте и извлеките. Смотрите уровень — где находится уровень жидкости? На автоматах есть метки Cold и Hot — то есть холодный и горячий соответственно. На двигателе щуп, кстати, надо вытаскивать не просто на заглушенной машине, но и после стоянки минут в 10, чтоб масло стекло и уровень его оказался достоверен. У коробок, как уже упоминалось, наоборот.

Оцените и цвет, и запах жидкости. Темная «жижа» в коробке не есть правильно, ее следует заменить. Имейте в виду, что у многих АКПП имеется внешний фильтр. Как у мотора. Очень практично. Меняется одномоментно с жижей! Меняется все это по пробегу, ориентировочно тысяч через 50. На АКПП рекомендуют периодически делать частичную замену.

Однако масло в коробке — это не все. Жидкость в гидроусилителе руля — если у вас не электроусилитель, тоже присутствует под капотом. Это маленький круглый бачок, есть отметки «минимум» и «максимум». Смотрим уровень и цвет жидкости. Обычно ходит пару лет. Фирменные — дольше. Бачок сей располагают обычно куда-то поближе к рулю. Какой у вашей ласточки руль — левый, правый? Там и смотрите.

Тормозуха — на машинах с механикой она еще и рабочая жидкость сцепления! Тоже мин и макс, тоже периодически надо менять. Даже чаще, чем жижу в ГУРе. Тормозуха имеет свойство натягивать и удерживать в себе воду. Что приводит к некорректной работе тормозов. Тоже срок службы около двух лет.

Жидкость в радиаторе и расширителе — это всем известный антифриз. Он отвечает за охлаждение мотора и согрев салона и водителя. При засорении радиатора печка не греет, мотор перегревается. При разных проблемах бывает местный перегрев, отчего жидкость понемногу выкипает, и ее уровень падает. Смотрим жидкость в расширительном бачке — там тоже есть «мин» и «макс». Если ее нет в расширителе, то загляните — на остывшем моторе! — в радиатор. Аккуратно отверните крышечку и постарайтесь увидеть антифриз. При доливе антифриза в горячую систему (например, случился перегрев — вы забыли закрыть эту самую крышечку или еще какая беда) двигатель должно завести и лить тонкой струйкой. Крышку открываем ме-е-едленно, накинув на нее большую плотную тряпку — антифриз вас гейзером поприветствует, потому что давление там большое.

Вообще, все эти вещи старая гвардия помнит назубок и, ухмыляясь, расскажет любому хоть в три часа ночи. Молодая же гвардия спросит: а зачем смотреть жидкости? По идее, все системы автомобиля герметичны! Да вот, увы, идеального в мире нет ничего, поэтому за жижами следить надо. Ну, уж за жидкостью в омывателе стекла вы и сами последите, не так ли?