Поддерживать бизнес — рублем и советом

Нынешний кризис в очередной раз прояснил: российской экономике нужны структурные изменения. Правда, в условиях турбулентности и практически недоступного финансирования оказалось совсем не просто развивать производственные мощности и осваивать когда-то заброшенные поля. Однако крупнейшие банки из числа тех, кто традиционно ориентирован на бизнес-сегмент, к ситуации адаптировались. Аналитики заговорили о «кредитной оттепели». Действительно ли экономика «устаканилась», требования к заемщикам стали мягче, а сами предприниматели снова готовы инвестировать в развитие бизнеса? Об этом мы беседовали с представителем Промсвязьбанка — региональным директором ОО «Иркутский» Александром Логуновым.

— Александр Валерьевич, на ваш взгляд, кто из аналитиков ближе к истине — оптимисты, которые говорят, что мы прошли «дно» кризиса, или те, кто не спешит радоваться?

— Я на самом деле привык опираться на цифры. Макроэкономическая статистика говорит о том, что пока сбываются мрачные прогнозы. ВВП страны за первое полугодие 2016 года снизился на 0,6%, реальные доходы населения упали на 5%, розничные продажи — на 6%.

Цены на нефть хоть и достигли годовых максимумов, тем не менее остаются недостаточно высокими для того, чтобы бюджет РФ исполнялся без дефицита. Ситуация в российской экономике также оставляет желать лучшего, несмотря на положительные изменения. В нынешних экономических условиях вести бизнес и быть успешным по-прежнему сложно. Предпринимателям приходится работать по прежним (а, возможно, по более жестким) правилам.

— Какое-то время назад многие предприниматели связывали свои надежды с получением госзаказов, которые могли бы в кризис стать точкой опоры. В свою очередь банки активно развивали гарантийные продукты, ведь заключить контракты без определенного обеспечения нереально. Насколько гарантии востребованы сейчас?

— Спрос на банковские гарантии растет, в линейке продуктов Промсвязьбанка предложение по ним достаточно широкое. Но при заключении госконтрактов важно понимать реальное положение дел: существует проблема задержки платежей из бюджетов, региональных и муниципальных. Если банк принимает положительное решение о выдаче кредита, то он очень внимательно смотрит на то, сможет ли подрядчик в срок выполнить работы, будут ли они оплачены по графику.

— Взвешенного подхода к рискам Промсвязьбанк придерживался всегда. Неудивительно, что на фоне кризиса кредитная политика стала еще жёстче. Но сейчас мы можем говорить о некотором послаблении требований к заемщикам?

— Все прекрасно понимают, к чему приводит политика высоких рисков — к невозможности выполнять обязательства. Мы осознаем степень своей ответственности — ведь Промсвязьбанк по-прежнему входит в обновленный в этом году список системно значимых банков: мы в десятке кредитных организаций, на долю которых приходится более 60% совокупных активов российского банковского сектора. От нас зависит стабильность финансовой системы страны.

У Промсвязьбанка никогда не было цели — просто выдать кредит, а в сложных экономических условиях банк минимизировал уровень риска на портфель.

Плановая норма — 2,5%, но в последние два года Промсвязьбанк снизил уровень риска до 1,6% при плановой норме сокращения кредитного портфеля.

Это не значит, что банк в непростой период отвернулся от бизнеса. Поверьте, для многих компаний кредиты обернулись бы непосильной нагрузкой. Поэтому в кризис мы сделали акцент на более эффективные финансовые продукты, одним из них является факторинг (по которому Промсвязьбанк в России на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции), предэкспортное финансирование, аккредитивы. Всё это — отличные альтернативы традиционным кредитам.

— Но и кредитование «оживилось». Промсвязьбанк в конце лета все-таки смягчил многие требования к заемщикам-юрлицам…

— Да, требования стали мягче — в частности, в отношении выручки, прибыли, сферы деятельности компаний. Рост заявок юрлиц на кредиты не заставил себя ждать. Однако для банка, как и раньше, важно чувствовать отрасли, которые сохраняют устойчивость или даже показывают рост, и инвестировать в «правильные» проекты.

— А в каких отраслях бизнес сейчас чувствует себя уверенней других? И, наоборот, где ситуация сложнее всего?

— По-прежнему всё очень непросто в торговле. Потребительский спрос ослаб на фоне сокращения реальных доходов населения и обострения безработицы. При этом темпы снижения продаж непродовольственных товаров опережают темпы падения по продовольственной продукции. Сложно тем, кто специализируется на девелопменте. Не очень хорошо себя чувствуют строители, в том числе и специализирующиеся на промышленных объектах (хотя работы на севере Иркутской области много, на старте подрядчикам нужны большие инвестиции, а заказчики не готовы давать авансы).

— Но есть и позитивные новости. Промышленное производство ведь растет, бизнес активно идет в сельское хозяйство.

— Положительная динамика наметилась там, где реализуется программа импортозамещения — в сельском хозяйстве и пищевом производстве, в фармацевтике, в химической промышленности и т.п. Однако возможности импортозамещения сдерживаются ростом расходов на приобретение импортных ресурсов. Также темпы роста поддерживают отрасли, ориентированные на экспорт. Это добыча полезных ископаемых, производство кокса и нефтепродуктов, металлургия.

— Логично предположить, что отрасли, где банк видит положительные тенденции, можно отнести к «зеленой зоне», с точки зрения кредитования. Готов ли Промсвязьбанк выдавать длинные инвест-кредиты, в частности предприятиям «реального сектора«?

— Банк постоянно отслеживает состояние российской экономики и отдельных ее отраслей. Данные мониторинга позволяют нам оперативно корректировать приоритеты. Но, в конечном счете, все заявки рассматриваются индивидуально. Потому, если меня спросят, кредитуете ли вы сельхозпроизводителей, строителей или ритейлеров, я не дам вам однозначного ответа.

Мы готовы рассматривать всех и финансировать качественных заемщиков в любых отраслях.

Что касается инвест-кредитов, то не могу сказать, что мы в последнее время активно их выдавали. Но в настоящий момент филиал рассматривает заявки на «длинные деньги», они есть. Как и возможность выдавать крупные суммы под посильную ставку. Она появилась благодаря сотрудничеству Промсвязьбанка с Корпорацией МСП.

— Вы имеете в виду льготное финансирование по так называемой «программе шесть с половиной«?

— Промсвязьбанк присоединился к Программе стимулирования кредитования субъектов МСП с момента ее запуска в середине 2015 года. Льготная ставка дает предприятиям возможность пополнять оборотный капитал и инвестировать в дальнейшее развитие.

Напомню, что программа позволяет Промсвязьбанку как партнеру зафиксировать процентную ставку по кредитам для субъектов малого бизнеса на уровне 9,6% годовых, для среднего — 10,6% годовых. Возможный размер кредита — от 50 млн рублей до 1 млрд рублей. В программе, кстати, четко обозначены отраслевые приоритеты. По опыту Промсвязьбанка, могу сказать, что большинство компаний — заемщиков по программе — средние производства разных направлений деятельности, в том числе обрабатывающие и рыбоводство.

— У Промсвязьбанка уже есть опыт финансирования проектов по этой программе?

— В Иркутской области пока нет. Лидером по числу заявок является город Санкт-Петербург. А в общей сложности Промсвязьбанк заключил 17 инвестиционных сделок с производителями из разных регионов России на общую сумму 1,3 млрд рублей.

— Можете привести конкретные примеры тех, кому удалось получить кредит под льготный процент?

— Компании из Краснодара (ООО «Тегас») Промсвязьбанк, например, открыл кредитную линию на 100 млн рублей под 10% годовых. Компания специализируется на разработке и серийном производстве азотных, водородных, кислородных и газовых станций, а также компрессорного оборудования для всех отраслей промышленности.

Клиентами компании являются ведущие предприятия нефтегазового сектора и строительной отрасли.

Это оборудование поставляется и за рубеж. Цель кредитования — увеличение объемов производства. Дополнительные финансовые ресурсы позволят в более короткие сроки выполнить крупные, технологически сложные заказы по вновь заключаемым контрактам, не потребуется изымать из оборота средства на ежемесячное погашение процентов, что позволит избежать перебоев в закупке необходимого сырья и материалов.

Также по этой программе Промсвязьбанк выдал трехлетний кредит на 50 млн рублей компании «Мехуборка — Саратов». Предприятие — лидер в области сбора и переработки отходов, механизированной уборке и благоустройству городских территорий, обслуживает более 10 000 клиентов в семи регионах России. Заем позволил новому саратовскому подразделению компании обновить парк спецтехники для вывоза промышленных отходов.

Надеемся, что в перспективе мы сможем говорить и о предприятиях Иркутской области, получивших льготное финансирование в рамках сотрудничества Промсвязьбанка и Корпорации МСП.

— Финансирование опытных, надежных компаний — это одна история. А молодым предпринимателям можно ли на что-то рассчитывать? Кредитовать такой бизнес, тем более в кризис — значит брать на себя большие риски.

— Работать с проектами молодых предпринимателей и сейчас готов Венчурный фонд Промсвязьбанка и «Опоры России», созданный в 2013 году. Это самостоятельное направление с капиталом в 300 млн рублей, которые мы готовы выдать (и часть уже выдали) в виде инвестиций на развитие интересных бизнес-идей.

Фонд выбрал для себя нишу — помощь молодым (от 18 до 35 лет) предпринимателям, которые уже создали успешный бизнес и планируют расширять производство или выходить на новые рынки.

Примечательно, что многим из этих предпринимателей интересно работать по франшизе. А кто-то, получив финансирование, даже собственный бренд через сеть партнеров в разных городах развивает. И, возможно, в конце года в Иркутск приедет руководитель нашего Венчурного фонда Алена Сокова. В рамках «ярмарки франшиз» она готова поделиться опытом.

Мощная консалтинговая поддержка плюс деньги — что еще нужно для развития? А мы за консалтинг денег не берем. Всегда можно прийти в банк, рассказать, что вам нужно, как вы планируете развивать бизнес — и наши специалисты обязательно посоветуют вам инструменты, эффективные и рациональные, выгодные в той или иной ситуации. И в этом для нас смысл слова «клиентоориентированность» — с максимальным комфортом предложить клиенту широкую линейку банковских продуктов, способную решить самые разные их задачи.