Под кем горят дороги в Иркутске?

В городе завершается дорожно-строительный сезон. Уже на этой неделе подрядчики должны сдать такие крупные объекты в Иркутске, как, например, улица Баумана и Красноказачья. А в течение ближайших 10 дней ремонт, по плану, завершится повсеместно. Смогут ли после этого городские жители дать положительную оценку проведенным работам — вопрос открытый. Ведь в этом сезоне количество скандалов, связанных с ремонтом улиц и магистралей, было рекордным. Разве можно нормальным назвать факт, что некоторые участки пришлось переделывать по нескольку раз или что первые лица города и области были вынуждены жестко «приводить в чувство» некоторых подрядчиков, стимулируя их на качественную работу? В причинах таких дорожно-ремонтных аномалий разбираемся вместе с экспертами и представителями органов власти.

Пандемия и политика

Напоминать о том, какими огрехами на ремонтируемых дорогах в этом сезоне отличились нерадивые подрядчики, дело долгое. Вот лишь несколько эпизодов. Улица Депутатская — почти половину лета автомобилисты были вынуждены по-черепашьи пересекать торчащие трамвайные рельсы из-за снятого асфальта. Плотина ГЭС — ремонтировалась вдвое дольше обещанного из-за того, что у подрядчика не принимались некачественные работы. Улица Красноказачья — работающие там бригады заасфальтировали дорогу вместе с канализационными люками, а потом были вынуждены их «раскапывать».

Депутат Госдумы РФ от Иркутской области Сергей Тен готов описать недочеты с точки зрения профессионала. На днях в рамках своей работы в комитете ГД по транспорту и строительству он проверил в Иркутске качество исполнения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В частности проехал по улицам Ядринцева, Култукская, Красноказачья. «Проблема, связанная с состоянием дорог в Иркутске, остается актуальной, несмотря на контроль властей. Отдельно я бы выделил вопрос планирования ремонтных работ и организационные моменты, — делает неутешительные выводы Сергей Тен. — Фактически повсеместно наблюдаются нарушения технологии. Это и проблема с подготовкой основания под укладку асфальтобетонного покрытия, нарушение технологии устройства тротуаров, неудачные проектные решения, которые не обеспечивают комфортного передвижения для пешеходов».

Председатель комитета городского обустройства Марина Цыренова.

Заместитель мэра Иркутска — председатель комитета городского обустройства Марина Цыренова в разговоре с корреспондентом «АН» отметила, что причина выявленных недостатков во многом кроется в последствиях ограничений, введенных из-за пандемии коронавирусной инфекции.

«Самое очевидное — в начале сезона абсолютно все подрядчики не смогли привлечь необходимое количество квалифицированной рабочей силы из-за закрытых границ между Россией и странами СНГ. В результате бригады, которые ранее много лет работали в Иркутске, к нам приехать не смогли, — объясняет заммэра. — Подрядчики были вынуждены как-то выкручиваться, привлекать людей, которые ранее в дорожной сфере не работали, что наложило свой отпечаток. И как бы мы ни старались проконтролировать каждый этап ремонта на том или ином объекте, все равно всплывали недостатки».

Кроме того, по мнению председателя комитета городского обустройства, свою лепту внесли слабые места в Федеральном законе №44, регулирующем госзакупки. Марина Цыренова напоминает: «Закон устроен таким образом, что выиграть контракт на ремонт улицы может фирма, не имеющая ни технической базы, ни сотрудников. Просто потому, что предложила наименьшую стоимость. Потом эта фирма спешно ищет технику, людей, мы вынуждены ее как-то контролировать…».

Общественный активист, председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов в свою очередь не считает дефицит кадров или несовершенство закона первопричиной нашумевшего в плохом смысле дорожного сезона в Иркутске. По его мнению, корень зла кроется в политико-административной плоскости, связанной с деятельностью предыдущего мэра Иркутска.

«Со своего поста он ушел весной, однако все дорожные контракты, исполняемые в этом году, отыгрывались и заключались еще при его администрации. Все недочеты были заложены именно тогда. Подрядчики в результате столкнулись с множеством проблем, в частности с непрофессионально составленной проектной документацией.

По словам представителя мэрии, действующая система приемки дорожных работ в целом позволяет избежать того, что бюджетные средства будут перечислены на счета фирмы-бракодела.

Это, к примеру, и повлекло за собой многочисленные «переделки» в процессе работы на дорожных объектах и прочее, — полагает Алексей Шабанов. — Да, я не отрицаю, что в этом году к нам из-за пандемии не приехали постоянные бригады из Армении, что на ремонт плотины ГЭС вышел субподрядчик без опыта и необходимой техники, но деструктивное «наследство» предыдущей администрации повлияло все же больше».

Администрация Иркутска под руководством нового мэра Руслана Болотова не пытается уходить от неудобных вопросов. Марина Цыренова хоть и не комментирует тему взаимосвязи дорожных проблем этого года с работой прошлой администрации, но разговаривает откровенно: «Никто в администрации не отрицает, что этот год для нас сложный. Не приехало большое число рабочей силы, были перебои в поставках стройматериалов. А горожане, у которых на самоизоляции появилось много свободного времени, стали пристальнее следить за нашей работой, активнее и чаще высказывать свою позицию. В ответ мы стараемся быть максимально открытыми информационно. На мой взгляд, это абсолютно корректно и правильно. Люди, за чей счет происходит ремонт дорог, налогоплательщики, должны знать, что происходит, по каким причинам возникают недостатки в работе подрядчиков. Никто в городской администрации ничего не собирается скрывать — если подрядчик работает плохо, то мы об этом сообщаем горожанам, как и о том, в какие сроки работа будет переделана. Не знаю, может быть некоторым нравится исправлять свои ошибки по несколько раз, но мэр Иркутска Руслан Болотов уже неоднократно заявлял: некачественный результат приниматься и оплачиваться не будет».

И что дальше?

По словам представителя мэрии, действующая система приемки дорожных работ в общем-то позволяет избежать того, что бюджетные средства будут перечислены на счета фирмы-бракодела. Так, к примеру, в цепочке приемки задействована независимая лаборатория строительного контроля. С этой лабораторией заключается отдельный муниципальный контракт. Кроме того, с прошлого года изменился подход к гарантийному сроку, который подрядчик дает на выполненные работы. Если раньше гарантийный срок составлял три года, то сейчас — четыре года на верхнее асфальтовое покрытие дороги, и пять лет — на основание дороги.

Кроме того, администрация Иркутска намерена внедрить новую схему заключения контрактов на дорожные работы. Раньше действовала практика укрупнения лотов, при котором большую часть объектов выигрывал один подрядчик (например, муниципальный), а потом через договоры субподрядов работал с другими организациями. «Теперь мы намерены оставить эту практику, что, на наш взгляд, позволит привлечь большее количество квалифицированных подрядных организаций, которые будут заходить не на субподряд к генеральному подрядчику, а работать напрямую с администрацией, — подчеркивает Марина Цыренова. — Плюс планируем ужесточить требования к техническому оснащению и штатной численности организаций, претендующих на выполнение дорожных контрактов. Уже в этом году мы намерены заключить большинство контрактов на 2021 год, чтобы к началу нового сезона администрация могла заранее контролировать подготовку технологического цикла производства ремонтных работ».

Председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов.

Эксперты считают, что для изменения ситуации необходимо сделать больше.

«Организации, которые привлекают на строительный контроль, отбирают по принципу наименьшей стоимости, и это в корне неверно. Именно они должны жестко фиксировать все этапы строительства. А здесь главное — опыт и компетенция сотрудников. Акцент необходимо смещать на эффективность, — считает Сергей Тен. — Это как при выборе коммерческого автомобиля, главное — это стоимость владения, а не стоимость приобретения, такой же принцип должен быть и в дорожной отрасли».

Кроме того, Сергей Тен обратил внимание на подготовку к зиме улично-дорожной сети: «Весной мы много говорили, что несвоевременное выполнение работ по заделке трещин и дефектов покрытия приводит весной к его полному разрушению, а это уже другие средства на восстановление. Сейчас в городе многие могут наблюдать разрушения асфальтобетона и многочисленные трещины асфальтобетонного покрытия на опорной сети улиц города. Если мы не будем сохранять то, что делаем, мы никогда не успеем за темпами разрушения».

По словам депутата, все его замечания и предложения будут направлены и в администрацию города и в ГИБДД для обсуждения и подготовки рекомендаций на следующий год. «Надеюсь, что в ноябре нам удастся обсудить результаты текущего года и наметить план мероприятий по совершенствованию транспортной системы Иркутска как с точки зрения эксплуатации, так и с точки зрения развития системы в комплексе», — полагает парламентарий.

К комплексному подходу призывает и Алексей Шабанов. «Скажу так, что в Иркутск хорошие подрядчики не хотят возвращаться. Я разговаривал с некоторыми из них, они говорят, что у них нет желания работать в городе. Действующей городской администрации необходимо системно, вдумчиво, с привлечением общественности создать понятную и прозрачную рабочую карту развития отрасли».

Александр Потапов
В рамках своей работы в комитете ГД по транспорту и строительству Сергей Тен (третий слева) проверил в Иркутске качество исполнения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».