Конфликт «европейского» масштаба

Почему была обесточена одна из крупнейших гостиниц города?
С момента внезапного отключения электричества в отеле «Европа» в центре Иркутска прошло уже две недели. Свет в гостинице появился 5 февраля только благодаря усилиям руководства, а с 8 февраля «Европа» снова открылась. Коллектив преодолел временные трудности и приступил к полноценной работе. Но за период простоя бизнес понес колоссальные убытки. Корреспондент АН разбирался в сути конфликта и его последствиях.

Зарисовка при свечах

Отель «Европа» погрузился во тьму в 9 вечера 25 января, как говорится, «без объявления войны» — внепланово. После приезда ремонтной бригады выяснилось, что кабель, который тянется от подстанции на территории рынка «Новый» к отелю «Европа», был перерублен: якобы на ночь глядя какой-то экскаваторщик копал там траншею и случайно его задел. Но виновника происшествия на месте не оказалось — собственно, его до сих пор не могут найти. Была предпринята попытка кинуть резервный кабель, однако сделать этого не удалось почти по анекдотичной причине: около подстанции сидела крупная собака и не давала никому подойти к объекту. Позже появились и охранники, которые пояснили: у них ясный приказ никого на территорию рынка и строящегося торгово-развлекательного комплекса не пускать.

Екатерина Макарова, директор отеля-ресторана «Европа», рассказывает, как шокировала сложившаяся ситуация гостей — в гостинице в это время находилось более 40 постояльцев, в том числе иностранцы. «Гости спрашивали: «А что, у вас в Иркутске так часто бывает?» Часть людей мы переселили в другие отели в этот же вечер, остальных перевезли утром. Тем не менее постояльцы отнеслись к этой ситуации с пониманием и терпением, за что мы благодарим всех гостей, которые оказались у нас в столь неприятный момент», — воспоминает она.

Первые несколько дней сотрудники работали при свечах и в верхней одежде — выписывали гостей, отказывали тем, кто должен был заселяться после 26-го числа, многократно извиняясь за неудобства перед каждым. Стояли холода: если бы замерзла вода в трубах и промерз фундамент, реконструкция объекта потребовала бы колоссальных сумм. Чтобы не допустить этого, ассоциация «Байкальская виза» арендовала дизель-генератор — он помог хоть как-то поддерживать тепло в гостинце. В ночь с 4 на 5 февраля от ближайшей школы к гостинице провели временную линию, которая обеспечивает лишь треть необходимой мощности. Компания получила право эксплуатировать ее в течение шести месяцев. 8 февраля отель смог приступил к работе. В планах «Байкальской визы» — оперативное строительство собственной подстанции, которая подарит «Европе» независимость от своих неблагонадежных соседей, по вине которых и произошла авария.

Подоплека истории

«Европа» — один из крупнейших отелей Иркутска, а ассоциация «Байкальская виза» — один из важнейших туристических холдингов Приангарья. Совершенно неевропейская ситуация в гостинице бросает тень не столько на бизнес, сколько на региональную туротрасль в целом. Ведь люди, приехавшие посмотреть на Байкал, не будут разбираться, какая именно компания виновата в испорченном отдыхе. Скорее всего, они будут обвинять город вместе с его дикими нравами. Поэтому неприятный инцидент напрямую касается иркутских властей. И мэрия действительно приняла самое активное участие в разбирательствах: дважды в городской администрации проходили совещания по поводу «Европы». Чиновники искали мирные пути выхода из конфликта, но, к сожалению, ни к какому решению это не привело.

На первый взгляд, ситуация складывалась весьма странная: кто-то перерезал кабель, ремонтировать не дают, на территорию не пускают, ответственных нет… Но если знать подоплеку конфликта, то многое становится на свои места.

Гостиница «Европа» соседствует с территорией рынка «Новый», где сейчас ведется строительство крупного торгово-развлекательного центра. Когда-то и отель, и рынок принадлежали, по сути, одним владельцам — супругам Татьяне Казаковой и Дмитрию Матвееву. Однако в прошлом году их брак распался, бизнес-активы были поделены, но, видимо, претензии друг к другу остались. Силовой кабель, который обеспечивает «Европу» (принадлежащую господину Матвееву) электричеством, находится на территории рынка «Новый» (им владеет Татьяна Казакова).

Сам Дмитрий Матвеев в случившемся инциденте видит почерк бывшей супруги. «Я не воспринимаю данную ситуацию как личную. Считаю, что это некорректное поведение между бизнес-соседями», — прокомментировал он уже решенную проблему. Однако документально участие известной иркутской бизнес-леди в скандальном отключении света доказать проблематично. «Мы подключены к электросетям через подстанцию, владельцем которой является Татьяна Васильевна Казакова. У нас есть действующий договор об электроснабжении, выделено 900 кВт — 300 на ресторан и 600 — на отель. Однако подстанция стоит на землях, которыми сейчас владеет ООО «КапиталИнвестСтрой» — генеральный подрядчик строительства торгово-развлекательного центра, — объясняет юрист отеля-ресторана «Европа» Александр Корытов. — Выйти на контакт с ним мы до сих пор не можем: представитель компании не являлся на совещание в мэрии, пытались прийти в офис генподрядчика — нас туда не пустили. В итоге отправили жалобу письменно, курьерской почтой. Ответа пока нет». При этом «АН» стало известно, что через аффилированных лиц «КапиталИнвестСтрой» принадлежит госпоже Казаковой. Собственно, о том, что именно она строит новый крупный ТРК на этом месте, знает весь Иркутск. Комментарий ситуации от Татьяны Казаковой корреспондент АН получить не смог.

Жалоба, отправленная генподрядчику, не единственная. По словам Александра Корытова, в общей сложности ими было направлено более 20 писем в различные органы: прокуратуру, следственный комитет, полицию, Энергосбыт, Стройнадзор… Трудовой коллектив «Европы» писал письма с просьбой разобраться в ситуации губернатору Иркутской области Сергею Левченко и мэру Иркутска Дмитрию Бердникову. Запущены процессы, ведутся допросы, начались разбирательства… И закон, и здравый смысл были полностью на стороне «Байкальской визы». «Основная норма, которая нарушена, — это закон об электроэнергетике, статья 26, пункт 4. По действующему законодательству владельцы подстанций не вправе препятствовать получению электроэнергии своими контрагентами, — объясняет Александр Корытов. — А нас отрезали от электричества и не давали возможности ремонтировать линию — не пускают на территорию. Энергосбыт также не мог устранить аварию, так как компания не имеет права производить ремонт частной собственности». В итоге ситуация разрешилась усилиями бизнеса и коллектива «Европы», который стойко перенес неприятности. Также помощь оказала городская администрация: добиться подключения электроэнергии по временной схеме в такие короткие сроки стало возможно только благодаря содействию мэрии.

Моральная неправота

Отель «Европа» заработал, и прошедшие две недели можно забыть как страшный сон. Однако для «Байкальской визы» борьба за свои права продолжается. В настоящее время пострадавшая сторона готовит судебный иск против ООО «КапиталИнвестСтрой»: по мнению компании, раз авария, которая повлекла за собой многомиллионные убытки, случилась на территории генподрядчика, он и несет вину за случившееся.

Убытки, понесенные «Европой», колоссальны, и полностью оценить их сложно. По словам Екатерины Макаровой, в настоящее время идет всесторонний осмотр здания гостиницы: уже известно, что повреждено половое покрытие, возможно, проблемы будут с инженерными коммуникациями.

Работа дизель-генератора в течение девяти дней (630 тысяч рублей), технологическое подключение временной линии (206 тыс.), расселение гостей в другие гостиницы города (332 тыс.) — вот только те затраты, которые лежат на поверхности. Упущенная выгода от отмены уже сделанных бронирований номеров и заказов в ресторане превышает 12 млн рублей. Как объясняет Александр Корытов, расчет был сделан при анализе работы гостиничного комплекса с конца января по март за последние три года — все данные официально подтверждены бухгалтерией и налоговыми отчислениями. «Помимо этого, нам нанесены огромные репутационные потери, — уверен юрист. — За те две недели, которые мы не работали, пришло порядка 50 отказов от бронирования примерно на 300 человек. Проблемы были у московских агентов и крупных сайтов по бронированию, через которые люди выбирали «Европу». Те, кто столкнулся напрямую с отключением света, или те, кому мы отказали в проживании, скорее всего, никогда к нам не вернутся. Так что ущерб, нанесенный репутации, исчисляется миллионами».

Авария в «Европе» нанесла ущерб и ни в чем не повинным обычным людям: почти весь трудовой коллектив — а это около 100 сотрудников — был отправлен в отпуск без содержания. Люди банально потеряли в деньгах. «Моральная сторона вопроса выглядит очень некрасиво для Татьяны Васильевны, — уверен Дмитрий Матвеев. — Когда она сидела в СИЗО, весь наш «европейский» коллектив, как мы его называем, выходил на улицы с плакатами в ее поддержку. А сегодня этих же людей она временно оставила без работы и зарплаты. Могло сложиться, что отель простаивал бы несколько месяцев. То, что мы решили проблему так быстро, большая удача».

Сегодня отель «Европа» работает в обычном режиме: здесь принимают гостей города, работает ресторан, в тренажерном зале проводятся тренировки. Коллектив вздохнул с облегчением, осознав, что подобных инцидентов больше не будет: после строительства собственной подстанции гостинице не страшны ни аварии на соседних участках, ни откровенные саботажи.

Альбина Хатова