По высшему стандарту

Практически на все, что нас окружает — предметы, среду, услуги, процессы — имеется свой стандарт. Игровые площадки и присмотр за детьми, продукты в магазине и приготовление блюд из них, ширина дорог, работа бензоколонки, точность термометра… Даже для таких, казалось бы, несерьезных вещей, как маникюр, фотосессия для малышей и состав краски для тату, есть стандарты.

В Иркутском ЦСМ Росстандарта подчеркивают: не бывает серьезных и несерьезных стандартов. Новые товары и услуги появляются постоянно, а значит, постоянна и потребность в описании технологических процессов, требований к оборудованию, сырью и конечному продукту. Это нужно поставщикам сырья, чтобы понимать, каких параметров от них ждут их партнеры, это нужно компаниям, чтобы быть уверенными в качестве поставляемых им комплектующих, это нужно конечному потребителю. Такой подход позволяет сделать рынок не только безопасным для покупателей конечного продукта, но и цивилизованным: с одной стороны, ограждает бизнес от недобросовестной конкуренции, с другой, стимулирует предпринимателей бороться за качество своей продукции, задает для них ориентиры.

Кто задает ориентиры для качества

В Иркутской области проводником политики Росстандарта является Центр стандартизации и метрологии (ЦСМ). В его архиве хранится свыше 50 тысяч актуальных нормативов. Ежемесячно на сайте центра появляется информация о новых стандартах и изменениях к ним. Ориентируясь на нее, предприятия области могут оперативно управлять качеством продукции и услуг, поддерживать свою конкурентоспособность.

— Иркутский ЦСМ является официальным представителем ФГУП «Стандартинформ» по распространению официальных изданий нормативных документов в Системе Росстандарта. Мы оказываем услуги в области сертификации и стандартизации, которыми пользуется большинство предприятий области. Без этих процедур выйти на рынок производителю будет проблематично, а если речь идет о продукции, которая подлежит обязательной сертификации, то и вовсе невозможно, — поясняет исполняющий обязанности директора Дмитрий Солдатов. — Например, предприятия пищевой промышленности, общепита, в том числе малый и средний бизнес, обязаны внедрять систему менеджмента безопасности пищевой продукции ХАССП. Это непростой процесс, и ЦСМ Росстандарта в Иркутской области оказывает методическую и практическую помощь по ее разработке и внедрению.

Одним из ключевых направлений работы иркутского ЦСМ Росстандарта в уходящем 2019 году оставалось сотрудничество с местными производителями по включению их товаров и услуг в Национальную систему сертификации. НСС внедряется в России с 2016 года. На сегодняшний день это самый эффективный механизм подтверждения соответствия продукции. Суть ее достаточно проста — чтобы войти в систему, производитель должен протестировать свою продукцию в аккредитованной лаборатории. Если она соответствует национальным стандартам, предприятию разрешают наносить на упаковку запатентованный значок с QR-кодом. Взамен оно дает согласие на регулярные проверки своей продукции без предупреждения — таким образом государство контролирует честность производителя. А покупатель через QR-код, нанесенный на маркировку продукции, может получить информацию о товаре, не отходя от прилавка. Предполагается, что покупатель будет предпочитать товар со значком и кодом, а спрос будет стимулировать компании активно включаться в НСС.

— В Иркутской области производители вступают в национальную систему сертификации с 2018 года, на данный момент уже три производителя мебели вошли в реестр НСС. А вот в соседней Республике Бурятия первый товар — хлеб — был зарегистрирован в НСС только в конце этого года. Эта работа была проведена совместно двумя центрами, Иркутским и Бурятским ЦСМ Росстандарта, — рассказал Дмитрий Солдатов.

Как важно знать о правилах

Нетрудно заметить, что грамотность потребителя — ключевой фактор, побуждающий производителей работать над качеством товаров и услуг. Поэтому одно из направлений работы Иркутского ЦСМ — это информирование жителей региона о существующих стандартах и важности их соблюдений.

Одна из самых популярных акций, привлекающая широкое внимание, — это совместная с общественниками проверка качества автомобильного топлива и работы АЗС. С 2018 года изменились правила подобных проверок, и если раньше топливо на проверку брали из емкостей, то с прошлого года — отбор можно производить с колонки, непосредственно из пистолета. А это дает возможность проверить не только состав бензина или дизтоплива, но и настройки колонки — есть ли недолив. По итогам проверки, приуроченной к Европейской неделе качества, например, Иркутский ЦСМ Росстандарта совместно с общественниками выявил нарушения в двух пробах бензина из пяти, и в трех из пяти пробах дизтоплива на АЗС Шелеховского района Иркутской области.

В целом же отдел государственного надзора по Иркутской области СМТУ Росстандарта в 2019 году провел 14 проверок автозаправочных станций. Выявлены семь нарушений обязательных требований к продукции. Нарушители заплатили крупные штрафы, но, кроме того, результаты проверок попали в СМИ, и автолюбители в свою очередь тоже «проголосовали» рублем.

— Вопрос работы заправочных станций стоит достаточно остро по всей стране. Поэтому в 2020 году Росстандарт планирует ввести новый ГОСТ на топливораздаточные колонки. Сейчас действует стандарт, принятый еще в 1989 году. Принятая им точность измерения допускает значительную погрешность, современное оборудование гораздо точнее. Новый стандарт не только ужесточает требования, но и в принципе меняет подход: проверять будут не отдельную колонку, а систему в целом, включая программное обеспечение. Потому что недолив — это обычно манипуляции с ПО. Также новый ГОСТ предусматривает требования к идентификации различных приспособлений и вредоносных программ, «обманывающих» расходомер. А наша задача — донести новые требования до игроков рынка и проконтролировать их соблюдение, — озвучивает планы заместитель директора по метрологии Иркутского ЦСМ Росстандарта Виктор Румянцев.

Другая кампания, которая привлекла внимание автомобилистов, касалась работы шиномонтажных мастерских. Специалисты проверили оборудование, с помощью которого выставляется сход-развал и балансировка колес. Оказалось, что примерно половина мастерских работают на неоткалиброванных установках. А это означает, что результат их работы приводит к неправильному износу шин и ускоренной амортизации ходовой части. Мало того, что это бьет по карману покупателей, так еще и может быть опасно в определенных ситуациях на дороге.

— Наша задача — донести до всех, что стандарты — это прежде всего вопрос безопасности. Яркий пример — стандарты содержания дорог. От того, насколько они будут соблюдаться дорожными службами, насколько жестко за этим будет следить инспекция безопасности дорожного движения, зависит здоровье и даже жизнь граждан, — подчеркивает Дмитрий Солдатов.

Еще один пример жизненной важности стандартов — точность медицинских приборов. Еще в 2018 году на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов по инициативе Иркутского центра была проведена акция «Будь уверен! Будь здоров!». Жителям регионов предлагали бесплатно проверить правильность показаний тонометров. Акция оказалась настолько востребована, что руководство Росстандарта распространило этот опыт на всю страну: в феврале этого года более 10000 россиян в единый день акции обратились за поверкой тонометров. В Иркутской области акция прошла в Иркутске, Ангарске, Саянске и Братске — в феврале и в сентябре в Иркутске, в рамках выставки «Серебряный возраст». Специалисты ЦСМ не только проверяли приборы, но и давали советы по устранению неисправности.

Не только штрафы, но и призы

Кроме проверок и закупок действенным механизмом поддержания качества товаров и услуг остается конкурс «100 лучших товаров России» и его региональные этапы. Этот конкурс не просто маркетинговый ход — его учредителями являются Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества». Проверка продукции и услуг на соответствие стандартам и регламентам проводится со всей строгостью. А победители получают право маркировать специальным знаком свою продукцию в течение двух лет. Это сигнал и для покупателей, и для партнеров. Например, на зарубежных выставках потенциальные контрагенты очень внимательно относятся к такого рода реестрам.

В Прингарье представителем Академии проблем качества на территории региона по проведению всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России» более 20 лет является Иркутский ЦСМ. Вот уже третий год конкурс проводится в виде выставки, а число его участников растет. Как и растет число финалистов. В 2019 году золотой знак федерального этапа конкурса и звание лауреата получили 17 предприятий региона, серебряный знак получила 31 компания. Это хороший показатель работы и самих участников рынка, и Центра стандартизации и метрологии как регулятора и инициатора продвижения идей качества в регионе.

Елена Демидова