По ту сторону шлагбаума

Руководство Прибайкальского национального парка отгородится от нелегальных посетителей Ольхона уже в конце июня
Жители Приангарья привыкли к тому, что ближний Байкал — места в районе Большого Голоустного, бухты МРС и заливы Ольхона — это практически их вотчина. Сюда на пару дней отдохнуть отправляются даже те, кто не смог взять отпуск в летние месяцы, а некоторые привыкли проводить около чистейшего озера планеты и по две-три недели. Однако с прошлого года ситуация резко изменилась.

Уже в июле Ольхон не будет столь доступен для туристов: на въезде на остров установят шлагбаум и визит-центр, чтобы регулировать численность посетителей и взимать установленную плату. Фото Евгения Иващенко

Руководство Прибайкальского национального парка, на территории которого и находятся все самые популярные туристические места, ввело плату за пребывание на своей территории: 60 руб. за сутки с взрослого человека, 30 рублей с ребенка в возрасте от 7 до 14 лет. За то, чтобы установить палатку, дополнительно придется заплатить еще 200 рублей. Все деньги ПНП тратит на благоустройство и обслуживание территории: вывоз мусора, обустройство стоянок для палаточных лагерей и организацию туристических маршрутов. За туристический сезон-2012 была выдана тысяча пропусков для 14,2 тыс. человек, Ольхон из них посетили 9,88 тыс. туристов, сообщил ВФ исполняющий обязанности директора ПНП Юрий Захаров. «Это те, кто оплатил пребывание. А по данным администрации Ольхонского района, которые получены от турбаз и гостиниц, Ольхон в прошлом году фактически посетило 413 тыс. человек», — добавил эксперт.

Чтобы в этом году нелегальные туристы так свободно не посещали остров, на Ольхоне в районе паромной переправы будет установлен шлагбаум и визит-центр — это поможет регулировать численность посетителей на острове. И, возможно, увеличит число тех, кто заплатит за пребывание на нем: в визит-центре можно будет оформить пропуск, а поскольку находиться здание будет на месте массового выезда туристов на Ольхон, через него пройдет намного большее число посетителей, чем через иркутский офис администрации парка (который расположен в микрорайоне Юбилейный в Иркутске). По словам Юрия Захарова, и шлагбаум, и визит-центр должны заработать в третьей декаде июня — именно тогда, когда сюда начинают массово приезжать отдыхающие.

На прошлой неделе в некоторых СМИ появились сообщения о том, что в связи с введением пропускной системы администрация ПНП планирует ограничить число посетителей Ольхона — якобы на острове единовременно будет находиться не более 5 тыс. отдыхающих. Однако Юрий Захаров опроверг эту информацию, назвав ее некорректной: «Мы говорим о том, что на острове есть места для единовременного размещения 5 тыс. человек — это гостиницы, базы отдыха, оборудованные стоянки под палатки. На эту цифру надо ориентироваться, однако ограничивать поток туристов мы не будем, шлагбаум и визит-центр устанавливаются только для контроля посещаемости», — объяснил эксперт. Он также добавил, что мест под размещение туристов, отдыхающих на природе самостоятельно, станет больше: всего в этом году планируется создать несколько дополнительных стоянок, чтобы на острове в общем можно было разместить до 2 тыс. палаток.

Однако, несмотря на то что шлагбаум не отрежет от отдыхающих любимый Ольхон, ограничений на острове все равно хватает. Так, нельзя будет путешествовать на своем авто: на машине можно будет доехать до Хужира по дороге общего пользования, а там ее придется оставить на стоянке. Правда, стоянки как таковой нет, поэтому, по сути, автомобиль придется бросить на произвол судьбы или отдельно платить кому-то из местных жителей за его сохранность. Передвигаться же по острову можно только на машинах, имеющих на это разрешение.

Запрет на передвижение по острову логично приводит к тому, что в ряд мест самостоятельно попасть будет нельзя. Например, к популярному среди туристов мысу Хобой теперь путь заказан — на самую северную точку острова можно будет попасть только с экскурсией. Там же планируется организовать специальную тропу, по которой будут водить группы. Сейчас же Хобой вытоптан дикими туристами, меры по его закрытию — попытка оградить природу от человеческого воздействия.

Генеральный директор туроператора «Байкалов» Анатолий Казакевич в разговоре с ВФ отметил, что регулирование численности посетителей на территории национального парка — это правильная политика. «Туристы должны находиться в специально оборудованных местах, чтобы не вытаптывать дикоросы, не наносить вред природе. Мне кажется, что введение пропускной системы не уменьшит число желающих отдохнуть на Ольхоне, оно останется прежним. Однако повлиять на уменьшение туристов может тот факт, если не будут выполняться заявленные условия: стоянки под палатки не будут оборудованы костровищами и туалетами, не будет вывозиться мусор и так далее, — считает эксперт. — Деньги платят за конкретные услуги, а не за абстрактное «нахождение на территории национального парка». В прошлом году по отношению к туркомпаниям нацпарк все свои обязательства выполнял, отмечает он.

Однако с точки зрения посещения парка туристами-палаточниками все было не так гладко. На невыполнение услуг нацпарком, за которые было заплачено, в прокуратуру Иркутской области пожаловалась туристка Евгения Скареднева. По ее оценке, тропа, по которой она ходила с друзьями по маршруту Листвянка — Большое Голоустное за деньги, ничем не отличалась от той, по которой раньше они ходили бесплатно. После нескольких недель бумажной волокиты прокуратура подтвердила правоту туристов, и нацпарк вернул им деньги за пребывание на их территории. Юрий Захаров помнит этот случай, так как это была единственная официальная жалоба в прошлом году. Он прокомментировал, что деньги были возвращены потому, что на момент прохождения этой принципиальной туристической группы на тропе действительно еще не велись работы по обустройству: они начались после 20 июня, а группа прошла там в начале месяца. Сейчас, правда, считает Евгения Скареднева, регулярно посещающая данный маршрут, изменилось там немногое: «Нет ни туалетов, ни костровищ. Есть помосты под палатки, сделанные на отвяжись, и то не везде», — подчеркнула девушка.

Анатолий Казакевич считает, что бороться за свои права туристы должны: чем больше подобных обращений будет получать администрация Прибайкальского национального парка, тем качественнее и оперативнее она будет выполнять свои обязательства. «Нацпарку нужен нормальный сайт для получения предложений и жалоб от граждан, с открытыми ответами на нем, — говорит эксперт. — На сайте можно получить тысячи идей о том, как сделать парк действительно удобным и комфортным для туристов». Но такие жалобы сегодня редкость: лишь очень принципиальные граждане готовы тратить свое время на написание официальных бумаг, чаще всего критика высказывается в неформальной обстановке форумов в сети. Руководство ПНП в свою очередь от критики открещивается заявлениями о нехватке средств: проект по благоустройству территорий не получает финансирования, на него идут средства, собранные с туристов за приезд на территорию парка. «Если бы пропуски купили все 413 тыс. человек, которые в прошлом году посетили Ольхон, разумеется, мы бы сделали намного больше, и результат работы был бы заметнее», — логично замечает Юрий Захаров. Возможно, введение пропускной системы на остров в этом году даст положительные результаты: больше туристов официально заплатят за посещение парка, он получит больше средств на благоустройство и реализует действительно заметные проекты, которые по достоинству оценят туристы.

Екатерина Головина