По образу и подобию Сергея Курехина

В Иркутске состоялась акция «Божественное безумие»
В Иркутском доме кино в минувшую субботу царило «Божественное безумие». Именно так в свое время охарактеризовали творчество главного петербургского авангардиста 80-90-х годов Сергея Курехина западные музыкальные критики, когда увидели не похожие ни на что выступления его оркестра «Поп-механика». В этом шоу участвовали музыканты и художники разных школ, стилей и направлений, камерные и симфонические оркестры, фольклорные и танцевальные коллективы, рок— и джаз-группы, фокусники, мимы и укротители, эстрадные солисты и оперные певцы. Подобное действо — с соединением всевозможных искусств — попытался повторить в доме кино иркутский авангардный музыкант Евгений Маслобоев со своим коллективом.

Необычная акция привлекла в Дом кино почти полный зал зрителей. Фото Анны Беляевой.

Впрочем, у мероприятия был и другой повод. В Иркутске впервые на большом экране показали документальные фильмы о русских авангардных музыкантах, снятые британской телекомпанией BBC более 20 лет назад. Азиза Мустафа-заде, Алексей Тегин, Наталья Пшеничникова, джазовая группа «Архангельск», коллектив экспериментальной музыки ZGA — эти имена и названия помнят далеко не все меломаны, профессионально увлекающиеся современным джазовым авангардом, не говоря о широкой публике. Цикл телепередач для западного телевидения о «новой русской музыке» в свое время был подготовлен известным на западе журналистом Лео Фейгиным — урожденным ленинградцем Алексеем Леонидовым, высланным в 1973 году из СССР собирателем и знатоком нетрадиционной джазовой музыки, которая продолжала стекаться к нему всеми правдами и неправдами отовсюду.

С 1974 года Лео Фейгин стал любимым «вражьим голосом» «Би-би-си» для всех, кто интересовался джазом в Советском Союзе и имел возможность без последствий для себя и своих близких слушать запрещенные радиостанции. Примерно в это же время в Великобритании появился авторитетнейший звукозаписывающий лейбл Leo Records, который существует по сей день, как и его основатель, ныне находящийся на пенсии. За почти 30-летнюю историю лейбл Leo Records выпустил более 600 релизов американских, английских и российских музыкантов, среди которых оказался и иркутский авангардист Евгений Маслобоев. Вместе со своей дочерью Анастасией, которая играет на цимбалах и великолепно поет малоизвестные русские народные песни, он выпустил в Англии уже три диска. Именно личное знакомство с Лео Фейгиным и позволило музыкантам показать в Иркутске уникальные фильмы, созданные ВВС.

Но само мероприятие было названо на афише акцией непроста. «Божественное безумие» состояло не только из показа документального кино, рассказывающего о музыкальных делах давно минувших дней, но и демонстрации того факта, что авангардная музыка никуда не делась, и в том числе успешно существует в Иркутске. Доказательством этого стало небольшое музыкальное вступление от «Квадриптиха Евгения Маслобоева» (так называется расширенный коллектив музыканта), демонстрирующее, что музыку можно делать из всего, даже при помощи таза с водой. После этого состоялся показ первого фильма — как раз о Сергее Курехине. 50-минутная лента рассказывала о знаменитом деятеле современного искусства и щедро показывала отрывки из выступлений его «Поп-механики». Смешение всего и всех: музыкантов с художниками, камерного оркестра с фольклорными и танцевальными коллективами, фокусников с мимами — очевидно, показанное должно было подготовить публику к грядущему концерту, который состоялся сразу после показа.

В его рамках на импровизированную сцену дома кино, заняв буквально все пространство перед киноэкраном, включая первый ряд, вышли музыканты, поэты, художники, танцовщицы, чтобы попробовать объединить в едином творческом порыве различные искусства. При этом важным было именно соединение искусств и импровизация. Так, например, поэты читали свои стихи под саксофонные и барабанные импровизации, танцовщицы двигались под непростую музыку, не совсем привычную для иркутских слушателей. Так же действовали и художницы, старавшиеся зарисовать услышанные звуки прямо во время ее исполнения. Акция продолжалась в течение трех часов, за время которых документальные фильмы перемежались с живыми выступлениями, и к чести публики, которая в этот вечер подобралась правильная, почти все зрители досидели до конца.

Антон Кокин