По Иркутску прокатился «АвтоШторм»

Вы знаете, автомобиль какой марки был первым на дорогах родного Иркутска? А где произошло первое ДТП с участием машины? По какому маршруту в столице Восточной Сибири впервые проехал трамвай? Уверены, что нет. А вот участники первого автомобильного городского квеста «АвтоШторм» ответят вам на эти вопросы с легкостью.

Вперед, в прошлое!

В обычный воскресный день, 20 сентября 2015 года, 30 жителей Приангарья совершили удивительное путешествие во времени: как по мановению волшебной палочки, на три часа они перенеслись в Иркутск столетней давности. Самым большим отличием современного города от старинного стали пустые улицы: исчезли привычные и вездесущие знаки дорожного движения, пропала разметка, вокруг — тишина, которую изредка нарушает проезжающая «самоходная карета», как тогда принято было называть автомобили…

Конечно, машину времени никто не изобрел. Автором такого путешествия во времени выступил Издательский дом «Восточная Сибирь», выпускающий автомобильный журнал «АвтоLand»: для своих партнеров ИД провел первый автомобильный городской квест «АвтоШторм», основанный на исторических фактах становления в Иркутске автомобильного движения.

Городские квесты — яркий и необычный формат активного отдыха. Вы собираете команду, садитесь в автомобиль, заходите на сайт игры — и попадаете в приключение. В режиме нон-стоп организаторы выдают вам задания, в которых зашифрованы локации — места, где спрятаны коды. Задача команды — как можно быстрее разгадать указанное место, затем быстро туда добраться и оперативно «снять», то есть найти код или коды, которые позволят пройти в следующий тур. И так — 10 раз. Команда ИД «Восточная Сибирь» совместно с нашим партнером, представителем международной сети активных городских игр Encounter в Иркутске, загадали десять интереснейших мест родного города, которые так или иначе были связаны с автомобильной историей Иркутска. Таким образом, команды ездили по современному городу, по привычным всем нам местам, но при этом узнавали их совершенно с другой стороны!

a06803В «АвтоШторме» приняли участие семь сборных: команды Иркутского филиала федерального оператора связи «Tele2», делового культурно-развлекательного центра «Ладога», СХ ОАО «Белореченское», дилерского центра KIA группы компаний «Агат-Авто», Автоцентра Honda в Иркутске, Байкальского банка Сбербанка России, а также радиостанции МСМ. В каждой команде — от трех до пяти участников. На брифинге перед началом игры оказалось, что в городских квестах до этого принимали участие лишь единицы, и поэтому в целом все участники оказались в равных условиях. Помочь им могли только смекалка, сообразительность и удача. И, конечно же, любой поисковик в смартфонах и планшетах: игра, основанная на исторических фактах, все же проходила в XXI веке. Все знать невозможно, но знать, как правильно задать вопрос и кому его адресовать, — тоже большое умение.

Чтобы разогреться и привыкнуть к «движку», то есть сайту, через который идет игра — разминочный раунд, неожиданный для команд. Игроки уже расселись по машинам и приготовились куда-то ехать, как им приходит странное задание: посчитать ступени какой-то «Азбуки», вычислить, сколько пальм стоит у входа, узнать цену самого дорогого блюда в ресторане, найти самую большую сумму очков на определенной боулинг-дорожке… В целом, команды довольно быстро догадались, что все это нужно посмотреть в самом ДКРЦ «Ладога», откуда стартовал проект. Игроки разных команд бегали по зданию, поглядывая на соперников, как на врагов: не подсматривают ли они правильные варианты? Но после этого почти шуточного раунда началась серьезная игра: легких заданий больше не было. А специально, чтобы команды не могли отслеживать друг друга, организаторы «развели» их через разное прохождение маршрута. В итоге все команды прошли через одни и те же локации, но в разной последовательности. При этом изначально было просчитано, что расстояние все проедут одинаковое.

Самоходный немец

После тренировочного задания шутки кончились — началась история. Удивительно, но очень много исторических автомобильных событий связано со Свердловским районом. На том берегу прошли сразу пять загадок «АвтоШторма».

a06804Начали с начала — с появления самого первого автомобиля в Иркутске. Случилось это даже не в прошлом, а в позапрошлом веке — 14 июля 1899 года зажиточный купец Николай Васильевич Яковлев выставил на суд широкой публики «самодвижущийся экипаж» марки Mercedes-Benz. Состоялось это на циклодроме в районе современной Кайской горы и Парка Парижской коммуны. По современным меркам машина была тесной и маломощной: сесть в нее могли всего три человека (водитель спереди и два пассажира сзади), а максимальная скорость не превышала 15 км/ч. Зато с эстетической точки зрения машина поражала воображение: по сохранившимся рассказам обывателей тех лет, залихватский кабриолет сиял, словно начищенный рубль.

Участники автоквеста всех этих подробностей не знали. Им пришло задание, называющееся «Первый автомобиль», и в названии уже была заложена подсказка. Далее — командный мозговой штурм, Ok, Google или Yandex, который знает все (кому что нравится) — и нужная информация получена. Примерно определен район поисков, но еще не понятно, как же «снимать» код… На самом деле задание было несложным. Организаторы пустили вокруг Парка Парижской коммуны «лису», то есть подставной автомобиль. Неприметный в обычной жизни Nissan выделялся из толпы расклеенными по всему кузову надписями «Я Mercedes», а также тем, что на «аварийке» ездил вокруг Парка Парижской коммуны на скорости 15-20 км/ч. Задача команд была найти машину, подъехать и связаться с водителем. Найти «лису» практически ни для кого не составило труда. А вот со «связаться» возникли сложности. Команды разговаривали с водителем, пытались заблокировать подставному «Мерседесу» проезд, но все было не то. В итоге дело решила очередная подсказка: «Да поможет вам синий зуб!» Конечно же, речь шла о технологии Bluetooth. При подсоединении к телефону водителя командам приходил код, и они могли ехать на следующий уровень.

Заправимся — и на вокзал!

Доподлинно известно, что первые автомобильные заправки в Иркутске располагались на Кайской горе, на улице Байкальской и на Александровском тракте. Ах, то далекое время, когда топливо стоило всего 10 копеек за литр, все участники представляли со слезами на глазах, пока читали задание. Но расслабляться времени не было: надо было срочно определить, на какой именно заправке спрятаны коды! И разгадать, как именно они зашифрованы, потому что, как позже признались участники, с первого прочтения загадки они мало что поняли: надо было посчитать количество колес у машин, узнать, кто ответственен за противопожарную безопасность, прочитать надпись над головами у кассирш… О чем это вообще, недоумевали игроки?

a06805Как всегда, разгадка оказалась проще, чем кажется. Тут для понимания ситуации надо было использовать поисковик или ДубльГис. Они быстро выдавали правильный ответ: оказывается, по удивительному стечению обстоятельств, на Кайской горе находится автозаправочный комплекс компании «Иркутскнефтепродукт» под номером 1. Прошло более ста лет, а исторический факт сохранился. Далее, после определения места, все было просто: коды, зашифрованные здесь, были естественные, то есть такие, которые есть на месте вне зависимости от игры. Организаторы использовали картинку с автомобилями, которая нарисована при въезде на заправку (там и надо было посчитать колеса) и разные таблички, висящие на зданиях. Как говорится, элементарно, Ватсон!

Сложнее оказалось задание, связанное с первым маршрутом общественного транспорта в городе. Открытие четырехкилометровой трамвайной линии от района Центрального рынка до железнодорожного вокзала стало прорывом в развитии общественного транспорта. Случилось это 3 августа 1947 года, и целых три года этот маршрут оставался единственным. Только в 1950 году появился трамвай №2, который ходил от вокзала до Трампарка.

Изначально организаторы планировали отправить команды на вокзал и там звонить им на общественный таксофон (о том, что команды прибыли в нужное место и находятся поблизости от таксофона, должен был сообщить специально отправленный туда человек). Но оказалось, что буквально в начале года за ненадобностью таксофон убрали, а на его место поставили современную штуку — автомат под названием «Видеовесточка». Записать на ней видеообращение и отправить его в виде сообщения на телефон или по электронной почте может любой желающий — вот до чего техника дошла! Нужность такой вещи в век, когда почти у всех есть смартфоны, сомнительна, но для игры этот гигантский гаджет подошел идеально. Организаторы записали видео, где сообщали код, и сохранили на «Видеовесточке» под зашифрованным номером. Командам в свою очередь нужно было приехать в «место встреч и прощаний» (так был зашифрован вокзал), найти диковинный аппарат, далее найти зашифрованный код в специально выданном номере журнала «АвтоLand», ввести номер и узнать комбинацию. На первый взгляд, все просто. И первая часть задания действительно далась всем легко — команды быстро поняли, что надо ехать на вокзал. А вот поиски непонятной «Видеовесточки» (о существовании такого аппарата не знал никто, как позже признались участники) заняли немало времени. Тем не менее, несмотря на сложность, позже все команды отметили, что это задание было одним из самых интересных.

Журнальная связь

Специально подготовленный номер «АвтоLand» пригодился командам еще не раз. Связанными между собой стали еще два этапа квеста — «Автодром» и «Пожарная часть». Но обо всем — по порядку.

a06806Первый автомобиль в Иркутске был диковинкой не так долго. Постепенно зажиточные люди стали привозить для себя машины. А в 1906 году в городе открылся первый автосалон. С растущим числом автолюбителей появилась необходимость официального допуска их к вождению машины. Общенациональных водительских удостоверений не существовало. А права, выданные в одном городе, не признавались в другом. Объяснялось это не только разницей правил движения, действовавших в разных городах, но и тем, что каждая городская дума вводила собственный порядок выдачи шоферских документов. Впрочем, существовали какие-то похожие во всех городах требования, например, возраст — права выдавались лицам старше 18 лет. И для получения желанного документа надо было продемонстрировать свое умение водить на автодроме. Собственно, туда организаторы и отправили все команды.

На автодроме команде надо было разделиться: водитель сдавал «инструктору» нормативы (параллельная парковка, вождение «змейкой», «гараж»), а остальные участники бегали по территории и искали коды, написанные маркером на покрышках и заборах. Тут пришлось и побегать, и попотеть, хотя в целом задание было несложным. Зато трудности начались позже, в задании «Пожарная часть». Тут командам предлагалось отгадать, о чем идет речь, с помощью одной из статей журнала «АвтоLand», посвященной первым пожарным автомобилям Иркутска. Статью команды нашли без труда. А дальше что? Дальше была задумана хитрость. На этапе «Автодром» в машины участников подбрасывался конверт с пленкой, на которой были нарисованы палочки и черточки. При наложении пленки на нужную статью по буквам вырисовывалось название места, куда нужно было ехать. Не разобравшись, некоторые игроки стартанули к самой известной пожарной части в городе на Дзержинского — ведь там тоже перед входом стоит ретро-пожарка. Но не тут-то было! Организаторы загадали пожарную часть на улице Марата, двор которой выходит на Чкалова. В этой неприметной, на первый взгляд, части организована выставка старинных пожарных машин, от простой телеги до вполне современных моделей. Госномера автомобилей и стали кодами для прохождения на следующий уровень. Оказалось, что об этой импровизированной уличной выставке не знала ни одна команда. Собственно, о ней вообще мало кто знает, хотя находится она на остановке общественного транспорта на улице Чкалова, рядом с чудесным сквером. «АвтоLand» рекомендует всем читателям прогуляться там в выходной день.

Азарт участия захватил всех!

a06807Было еще несколько интересных заданий. Командам пришлось побегать по центру города, где в свое время произошли первые крупные аварии. Было задание на смекалку: в 1946 году районе ТРЦ «Джем-Молл» в середине прошлого века появился первый завод по сборке автомобилей. Там собирали американские автомобили таких известных марок, как Studebacker, Ford, Dodge, а с 1950 года — российских ГАЗ-51. К сожалению, с 1951 года завод был перепрофилирован — там стали производить радиоаппаратуру. Но факт есть факт: Иркутск долгие годы славился произведенными машинами, и «АвтоLand» не мог пройти мимо этой информации. В итоге была загадана именно эта локация, а здание было связано со временем работы кассы в одной из действующих в ТРК торговых точек. Ехать сюда, чтобы узнать это, было необязательно — достаточно было проявить смекалку, найти номер телефона и настойчиво выспросить информацию во время звонка. Но мы не ищем легких путей — нам лень! Некоторые команды успели съездить в ТРЦ и лично посмотреть на расписание.

Не обошлось и без креативных конкурсов. Так, одно было связано с такси: командам надо было схематично изобразить машину такси, собранную из людей, отправить фото организаторам и в ответ получить код. Привлечение прохожих приветствовалось, тем более что местом для фотосъемки стал 130-й квартал, где в воскресный день было много гуляющих. Казалось бы, простое творческое задание, но далось оно не всем. Некоторые команды вместо того, чтобы устраивать пантомиму, фотографировались с реальными такси. Вот водители-то были в шоке! На многих фотографиях у таксистов, которых атаковали настойчивые люди в фирменных футболках, лица испуганные. Зато участники команд выглядят уверенно и сосредоточенно: цель — вижу, в себя — верю.

В результате напряженной трехчасовой борьбы победителями квеста стала команда Радио MCM. Ребята пришли к старту вторыми, но обогнали пришедшую к финишу первой команду ДКРЦ «Ладога» за счет меньшего количества штрафных минут. Ну что ж, это игра, и побеждает сильнейший. Однако вне зависимости от того, за какое время каждая из сборных прошла маршрут, все участники однозначно размяли мозги и получили хороший заряд бодрости и прекрасного настроения. Неформатный активный отдых — это прекрасно, заявили игроки и с надеждой поинтересовались: а когда пройдет следующий «АвтоШторм«? Организаторы улыбались в ответ: всему свое время.

Екатерина Головина

Партнёры и участники

Редакция журнала «АвтоLand» благодарит всех партнеров и участников автоквеста: Иркутский филиал федерального оператора связи Tele2, КРК «Ладога», СХ ОАО «Белореченское», дилерский центр KIA группы компаний «Агат-Авто», Автоцентр Honda в Иркутске, Байкальский банк Сбербанка России, Радио МСМ, сеть ювелирных салонов «Алмаз», представительство международной сети активных городских игр Encounter, Сибирский Федеральный центр «Автомобилист» ИРНИТУ, студию танца «Конопушки», автомоечный комплекс «Элис», агентство праздничных услуг «Мистер Шар», магазин «Затея», рекламно-производственное агентство «Алладин», а также информационных партнеров — газету «КоммерсантЪ», телекомпании «АИСТ» и «ТиВиСи».