По дороге из кризиса

Еще не начавшись, дорожно-строительный сезон 2015 года вызывал у профильных экспертов серьезные опасения. Сокращение доходов от акцизов на нефтепродукты, секвестирование федеральных целевых программ — все это грозило отрасли критичным падением объемов строительства и ремонта. С открытием сезона многие вздохнули с облегчением: серьезного спада в дорожно-строительном секторе Приангарья не будет. По крайней мере, в текущем году.

Осенью 2015 года планируется ввести в строй путепровод через железную дорогу в Нижнеудинском районе на 1362 км трассы М-53.

Федеральный подход

Экономический кризис, вносящий коррективы в бюджеты всех уровней, наименьшим образом затронул финансирование федеральных дорог, проходящих по территории Приангарья. На все участки трасс М-55, М-53 и «Вилюй», находящихся в ведении ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» (всего 1567 км), в текущем году будет выделено порядка 7 млрд рублей. Эта сумма, сообщал на пресс-конференции в марте глава управления Николай Рейнет, сейчас официально подтверждена. Более того, существует вероятность того, что она увеличится. Дело в том, что сразу несколько объектов дорожного строительства на федеральных трассах Иркутской области находятся в высокой стадии готовности и могут быть сданы уже в текущем году. Правда, для этого требуется согласие Росавтодора на перенос финансирования с программы 2016 года на 2015-й.

Пока же в планах ведомства — работа на шести переходящих объектах строительства, три из которых должны быть введены в строй в текущем году. «Основной объект — это закрытие 17 км гравийного разрыва на дороге М-53. С вводом этих участков (6 и 11 км в Тулунском и Нижнеудинском районах — SR) мы уйдем от гравийки не только на территории Иркутской области — вся дорога от Москвы до Владивостока станет асфальтированной. Это будет знаковым событием», — подчеркивал Николай Рейнет.

Также осенью 2015 года планируется ввести в строй путепровод через железную дорогу в Нижнеудинском районе (1362 км М-53 — SR). Еще один путепровод над железной дорогой — на 96 км М-55 — также может быть введен в текущем году. Перенос 270 млн рублей на завершение его строительства с 2016 на 2015 год сейчас обсуждается. Ликвидация оставшихся двух переездов через железку в одном уровне — на 1500-х километрах перед Тулуном — похоже отложится.

Третий блок приоритетов после ухода от гравийки и переездов — это сооружение обходов городов. Но по нему ситуация пока не так однозначна, как было еще год назад. Напомним, весной прошлого года упрдор «Прибайкалье» получило задание на подготовку проектно-сметной документации обходов городов Усолье-Сибирское и Тулун. Контракт на проектирование выиграло ЗАО «Транспроект», должное завершить работу над документами до конца 2016 года. «В 2016 году проекты должны быть выполнены и согласованы главгосэкспертизой. Строительство намечено на 2017 год», — пояснил Николай Рейнет, добавляя, что работы, по его мнению, будут вестись «в графике», потому что «стоят на контроле в Росавтодоре, и активно их будирует депутат Госдумы Сергей Тен».

Правда, настрой самого Сергея Тена в отношении перспектив обхода Усолья-Сибирского не так оптимистичен. Дело в том, что ЗАО «Транспроект» уже представило заказчику пять вариантов прохождения трассы, и федеральное дорожное агентство согласовало одно из них. Однако выбранный вариант не устроил жителей поселка Белореченское, проголосовавших против на общественных слушаниях. Они опасаются, что прохождение трассы отделит друг от друга два предприятия: Белореченскую птицефабрику и Усольский свинокомплекс. Обоснованы ли эти сомнения, пока сказать сложно. По крайней мере, сейчас предприятия и так отделены друг от друга лесом и рекой Мальтинка.

На содержание, ремонт, капитальный ремонт и строительство дорог областного подчинения в 2015 году заложено 6,582 млрд рублей. Это на 4,2% ниже объема 2014 года.

Противостояние местных жителей, считает Сергей Тен, в результате ставит под сомнение вообще реализацию этого проекта в ближайшем будущем. «Изменение варианта аннулирует все работы, которые уже выполнены на первых 15 километрах трассы, стоимостью в десятки миллионов рублей. Пройдена процедура согласования с собственниками инженерных коммуникаций, которые попадают в зону новой трассы, получены технические условия РЖД, компании «Электрические сети», «Транснефти». Нарушатся сроки выполнения изысканий, прохождения экспертизы, выделения финансирования и, как следствие, начала строительства. В интересах всех заинтересованных сторон региональной и муниципальной власти нужно найти здравый компромисс», — подчеркнул депутат.

Сомнительны и сроки, озвучивавшиеся ранее по «спрямлению» так называемого «тещиного языка» на 47-55 км М-55. Проект реконструкции этого участка предусматривает строительство нового пути, в обход серпантина, протяженностью 10 км и сметной стоимостью работ 2 млрд рублей. «Проект утвержден, в этом году будем включать его в федеральную целевую программу. Но сразу хочу сказать, что в лучшем случае старт работ — это конец 2016 — начало 2017 года», — пояснял Николай Рейнет. Два других участка перспективного строительства на М-55 — в районе села Моты (26-47 км) и серпантина перед Култуком (96-100 км) — сейчас проходят экологическую экспертизу. Даже о примерных сроках их воплощения в жизнь в упрдор «Прибайкалье» предпочитают не говорить. В планах на 2015 год — максимальное покрытие М-55 ремонтом, обеспечение безопасности дорожного движения. Только устройство тонкослойного покрытия намечено сразу на 40 километрах трассы.

Не претерпели изменений планы по строительству и реконструкции «Вилюя». В этом году там будет проведен капитальный ремонт 18 км дороги до Усть-Кута и порядка 130 км текущего ремонта. Напомним, в целом по «Вилюю» стоит задача до 2018 года полностью преобразить участок дороги до Усть-Кута, ликвидировав все гравийные разрывы.

Областная ставка

Что касается дорог областного подчинения, то на их содержание, ремонт, капитальный ремонт и строительство в 2015 году заложено 6,582 млрд рублей. Это на 4,2% ниже объема 2014 года. Как сообщили SR в министерстве строительства и дорожного хозяйства региона, снижение объема дорожного фонда области связано с сокращением доходов от акцизов на нефтепродукты. А этот пункт, как известно, обеспечивает основной объем поступлений средств в региональные дорожные фонды.

Но даже эта сумма в сравнении с показателями еще двух-трехлетней давности выглядит более чем солидно. Из этих средств порядка 1,866 млрд будет направлено на содержание автомобильных дорог (в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 1,5 млрд рублей), 485 млн рублей на ремонт и 290 млн рублей на капитальный ремонт. Более 3,1 млрд рублей намечены на строительство и реконструкцию автодорог (в том числе 1,5 млрд рублей субсидии из федерального бюджета, предусмотренные в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года»). Еще 63,7 млн рублей запланированы на оформление документов для регистрации прав собственности на автодороги. 20,9 млн рублей требуется на завершение работ по разработке Схемы развития сети автомобильных дорог Иркутской области до 2030 года.

При этом региональные власти регулярно подчеркивают — одним из дорожных приоритетов на 2015 год является завершение реконструкции участка Байкальского тракта с 8 по 12 км. Работы на этом отрезке трассы стартовали еще в конце января. Сейчас, рассказывают в министерстве, ориентировочное опережение графика работ составляет 10 дней. По основной дороге и съездам транспортных развязок уже выполнены отсыпка земляного полотна, разработка выемки, укладка металлических гофрированных труб, начато устройство рабочего слоя, ведутся работы по устройству опор путепроводов, переустройству электрических сетей, строительству водопровода и напорной канализации. Глава дирекции автомобильных дорог Иркутской области Виталий Шишмарев ранее докладывал, что уже к концу мая планируется закончить работы по переносу всех коммуникаций, монтажу пролетных строений из металлоконструкций на путепроводе №1, продолжатся работы по основной дороге, съездам и примыканиям. В результате уже к 30 октября текущего года иркутяне и гости города должны получить современную четырехполосную трассу с двумя многоуровневыми развязками.

Еще одна дорога, реконструкция которой ведется с привлечением федерального финансирования, — трасса Тайшет—Чуна—Братск. Призванная соединить наиболее коротким путем две северные территории Приангарья реконструкция предполагает обустройство новой трассы, по сути, в тайге. В минстрое рассказывают, что по состоянию на 1 апреля на этом объекте полностью выполнены земляные работы, уложено 15 водопропускных металлических труб. Степень готовности дорожной одежды составляет 60%, освоено 74,8% средств.

Иркутск экономный

На этом фоне самой неблагоприятной выглядит ситуация с дорожными работами в муниципалитетах Приангарья. Даже в областном центре финансирование дорожных работ из года в год продолжает сокращаться. Как сообщили SR в администрации Иркутска, на дорожные работы в бюджете города запланировано в текущем году порядка 1,682 млрд рублей. Из них 1,4 млрд — средства городского бюджета, а 254 млн — выделены из областной казны. Только для сравнения — в прошлом году размер субсидий из областного бюджета в рамках государственных программ составлял 575 млн — в два раза больше чем сейчас.

В мэрии подчеркивают: дорожные работы в столице Приангарья уже ведутся. С 7 апреля проводится дорожный ремонт с применением струйно-инъекционных технологий, а с 15 апреля дорожники приступили к работам с применением горячих асфальтобетонных смесей, для которых требуется установление положительных среднесуточных температур.

Всего с начала года в Иркутске уже отремонтировано порядка 3 тыс. кв. м дорожного полотна. Всего же струйно-инъекционным методом будет отремонтировано 50 тыс. кв. м, такая работа ведется на улицах Лермонтова, Джамбула, Баумана, Шевцова, Чкалова, бульваре Гагарина и других. Из муниципального бюджета на эти цели выделено более 50 млн рублей, на ремонт «большими картами» предусмотрено около 58 млн. В настоящее время специалистами департамента дорожной деятельности комитета городского обустройства формируется перечень адресов. Правда, уже оговаривается, что приоритет отдается основным магистральным дорогам с движением пассажирского транспорта, а также улицам, где будут проходить праздничные мероприятия ко Дню Победы. «Ямочному ремонту мы в этом году уделяем особое внимание. К сожалению, невозможно все дороги сразу отремонтировать и привести в надлежащее состояние, но такой точечный ремонт — это та мера, которая позволяет весной оперативно устранить наиболее острые проблемы и обеспечить безопасность нашим водителям», — комментировал дорожную тему мэр Иркутска Дмитрий Бердников, призывая и горожан принять участие в формировании перечня мест ямочного ремонта.

Работы по ремонту дорог Иркутска начнутся позже. Пока размещены для торгов только муниципальные заказы на устройство металлического барьерного ограждения на ул. Сурнова; восстановление ливневой канализации на ул. Мельничной; устройство пешеходного ограждения на отдельных участках улично-дорожной сети города. Готовятся к размещению в ближайшее время контракты по ремонту дорог общего пользования, в том числе устройство дополнительной полосы движения по ул. Франк-Каменецкого от Рабочей до Халтурина, ямочный ремонт «большими» картами, защитно-восстановительная битумно-минеральная обработка покрытия проезжей части (экспериментальные участки), а также ремонт тротуаров. Ожидают своей очереди к размещению также конкурсы по выбору подрядчиков для ремонта дороги от рынка «Покровский» до садоводства «Озерное», улицы Партизанской на участке от Советской до Трилиссера (2 этап). Ремонт дворовых территорий и внутриквартальных проездов, как сообщили в мэрии, начнется после проведения аукциона и заключения муниципального контракта в июне. При этом завершить работы по этим объектам должны будут до 30 сентября.

В планах администрации Иркутска на 2015 год и еще одна зарекомендовавшая себя мера недорого и максимально эффективно поддерживать дорожную сеть — расширение перекрестков. Только за последние два года устройство дополнительных полос, например, на пересечении улиц Советская и Байкальская, Лермонтова и Улан-Баторская позволили повысить безопасность дорожного движения, существенно сократив заторы транспорта. Летом 2015-го такое же расширение ожидает пересечение улицы Вампилова и объездной Свердловского округа, а также Франк-Каменецкого и Декабрьских Событий. На будущее разрабатываются проекты на капитальный ремонт пересечений улиц Советская и Красноярская, Трилиссера и Красноярская, Лермонтова и Помяловского.

Что касается капитального ремонта, то в конце апреля будут продолжены перешедшие с прошлого года работы по капитальному ремонту улиц Напольная (на участке от Парниковой до Ремесленной) и Ремесленная (на участке от Напольной до Фучика). Также на эту весну был перенесен прошлогодний нашумевший объект реконструкции — улица Мира. В мае-июне, сообщили в городской администрации, здесь будут выполнены работы по устранению выявленных ранее недостатков: благоустройству и озеленению территории, устранению замечаний по ровности дорожного покрытия. Примет ли комиссия объект при его повторной сдаче, узнаем уже этим летом. Пока же улица Мира не перестает удивлять новыми проявлениями якобы капитального ремонта. Дорожные ограждения, которые строители здесь втыкали просто в промерзшую землю прошлой осенью, с приходом тепла то и дело оказываются поваленными.