По дорогам без «пробок» — на машине времени

Академик Вернадский был прав — мысль материальна. Сколько лет подряд день за днем сотни иркутских автолюбителей, попав в пробку и ощущая подвеской традиционные колдобины, молились всем дорожным богам о приведении в порядок городских дорог. И вот, кажется, процесс пошел: известны не только планы по изменению транспортной схемы столицы Восточной Сибири, но и сроки, когда иркутские улицы станут широкими, система парковок — удобной, а пробки канут в лету. Не покидает, впрочем, смутное ощущение, что материальная автолюбительская мысль двигалась без должной интенсивности и не на той частоте — слишком уж неоднозначно выглядят эти чудеса в перспективе.

По словам доктора технических наук, доцента кафедры «Менеджмент на автомобильном транспорте» Александра Михайлова, решение общегородских дорожных проблем нужно начинать с упорядочения движения пассажирского транспорта.

Плановая разгрузка

Развитие улично-дорожной сети Иркутска, предусмотренное генпланом 1985 года, выполнено в настоящее время лишь на 60%. Между тем количество транспорта на городских магистралях выросло до уровня, который двадцать лет назад никто не осмелился бы прогнозировать. По данным ГАИ, сегодня в Иркутске зарегистрировано более 180 тыс. автотранспортных средств, ежегодный прирост автомобильного парка составляет около 2,5 тыс. единиц.

Шестой год — с 2001 — ведется разработка генерального плана развития Иркутска на ближайшие 20 лет, предусматривающего новую сеть транспортных магистралей. Уже приняты ключевые решения — к примеру, о строительстве окружного транспортного кольца. Оно свяжет основные городские дороги, которые сейчас активно используются транзитным транспортом, и будет иметь выходы на Ангарск, Шелехов, Усть-Орду и Листвянку.

— Главная роль объездной дороги — не допускать въезда в город транзитного транспорта, который будет уходить по своим направлениям, минуя центр города, — рассказывает Екатерина Протасова, начальник отдела генпланов и территориальной деятельности ОАО «Иркутскгражданпроект» (именно эта организация разрабатывает новый городской генплан).

Планируется, что кольцо пройдет через Верхний Ангарский мост параллельно улице Трактовой и выйдет на объездную дорогу в направлении Ангарска, в Свердловском районе его проложат по берегу мимо строящегося моста через Ангару, микрорайонов Университетский и Первомайский. Чтобы разгрузить улицу Лермонтова, значительно расширят Старокузьмихинскую — ее превратят в бульвар с выходом на набережную, где планируется разбить зону отдыха. В восточной части города с Маратовской развязки от улицы Пискунова до плотины ГЭС будет пробита магистральная улица через садоводства на реке Ушаковка.

Впрочем, доведется ли нынешнему поколению автолюбителей ездить по новым дорогам Иркутска, сказать сложно. Сам генплан будет утвержден через год, средства на его реализацию из городского бюджета начнут выделять через два, насколько стабильным будет финансирование и сколько продлится строительство — прогнозировать не возьмется никто. Так что воплощение заветной дорожной мечты можно смело отодвинуть лет на 10. В самой радужной перспективе.

Расширить и углубить

Впрочем, начало будет положено уже этим летом. В мэрии решили осуществить небольшой, но довольно важный проект: расширить ряд улиц, где регулярно возникают заторы. Заказ на разработку соответствующего проекта получила транспортная лаборатория Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ). По словам доктора технических наук, доцента кафедры «Менеджмент на автомобильном транспорте» Александра Михайлова, решение общегородских дорожных проблем нужно начинать с упорядочения движения пассажирского транспорта.

По данным ГАИ, сегодня в Иркутске зарегистрировано более 180 тыс. автотранспортных средств, ежегодный прирост автомобильного парка составляет 2,5 тыс. единиц.

— На таких важных остановочных пунктах, как «Курорт Ангара», «Микрорайон Байкальский», «Технический университет», пассажирский транспорт останавливается каждые 10-15 секунд, остановки на такую нагрузку не рассчитаны, возникают помехи движению остального транспорта, заторы, — говорит господин Михайлов.

Специалисты считают необходимым увеличить длину подобных остановочных пунктов: к примеру, на улице Боткина вместо одной остановки сделают три, равномерно распределив по ним разные маршруты. Кроме того, как вариант, на участке примыкания ул. Джамбула к ул. Трактовой предлагается установить светофоры, чтобы поочередно пропускать на ул. Боткина конфликтные потоки транспорта, следующие из Ново-Ленино и со стороны ангарского моста. В районе остановки «Байкальский» проезжая часть будет расширена на четыре метра.

Паркинг на высоте

Увеличение количества транспорта в Иркутске выливается не только в перегруженность дорог. Спрос на гаражи и места на парковках сегодня ощутимо превышает предложение — как в центре, так и в микрорайонах. Не имея возможности выделять земельные участки для строительства гаражных кооперативов, городские власти решили строить гаражные многоэтажки.

— Строительство многоуровневых гаражей — очень выгодная сфера, — говорит главный архитектор Иркутска Евгений Третьяков. — Ведь при затратах 12-15 тыс. рублей за квадратный метр общей площади продажная стоимость составляет 250-500 тыс. рублей за одно гаражное место в зависимости от района.

В течение ближайших двух лет в Иркутске появится восемь трехэтажных гаражей вместимостью до 300 машиномест каждый: на улицах Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Байкальской, Сурикова, Томпсона и в микрорайоне Первомайский. Первый бокс сдадут в конце 2006 года, его на углу ул. Сурикова и 5-й Армии уже возводит НПП «Стройресурс». Как рассказал «Автоland» генеральный директор предприятия Борис Ламберт, гараж возводится вместе с жилым комплексом «Панорама».

— Средняя стоимость квадратного метра общей площади — 15 тыс. рублей, для гаражного бокса это не так дорого, — заметил господин Ламберт.

Вслед за идеей строительства многоэтажных гаражей возникла мысль о многоярусных паркингах — облагородить ими Иркутск предложил мэр Владимир Якубовский. Был даже разработан проект трехэтажной парковки на ул. Литвинова, рядом с Торговым Комплексом. Однако, исследовав вопрос, серьезная комиссия из специалистов комитета по потребительскому рынку и управления архитектуры и градостроительства сделала неутешительные выводы — многоярусным парковкам в Иркутске пока прижиться не дано. По экономическим причинам: автолюбители не готовы платить за более удобную парковку в несколько раз больше, чем сейчас — это вопрос и привычки, и уровня доходов.

Впрочем, по мнению Бориса Ламберта, компромисс возможен.

— Стоит рассмотреть более экономичный вариант — открытые многоярусные паркинги. Это здания без наружных стен, без системы кондиционирования, без дорогих фасадов, с более дешевой системой пожаротушения. Такие паркинги существуют в Европе, их можно удачно вписать и в иркутскую архитектуру. Думаю, по этому пути и пойдут первые хозяева многоэтажных парковок в Иркутске — вариант будет вполне рентабельным, — отметил господин Ламберт.