По бизнес-велению

«Весь секрет бизнеса состоит в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто», — сказал однажды греческий судовладелец, миллиардер Аристотель Онассис. Наверное, именно в погоне за какими-то эксклюзивными знаниями и нестандартными стратегиями становятся так популярны различные бизнес-тренинги и дополнительное образование для руководителей в целом. В Иркутске эта ниша рынка развивается несколько хаотично — среди игроков, меняющихся каждые пять лет, сложно выделить явных лидеров. Однако удивляет публика — как признают эксперты, сибиряки и, в частности, иркутяне посещают различные бизнес-тренинги гораздо активнее, чем многие жители европейской части России.

Всевозможные бизнес-тренинги завоевали популярность в корпоративной среде

Классическое образование под соусом практики

Дополнительное образование для бизнесменов в Иркутске представлено как программами государственных вузов, так и проектами частных бизнес-школ. Оба сегмента рынка вполне уживаются друг с другом — многие компании обращаются одновременно и к тем, и к другим. Однако сотрудничество этих структур здесь вряд ли возможно — слишком разные цели и концепция. Если главным козырем университетов является выдача дипломов государственного образца по окончанию обучения, то частных школ — большая свобода по составлению программы тренингов и акцент на современные тенденции бизнеса.

«Сейчас в сфере бизнеса все стремительно меняется. Если раньше глобальные изменения могли произойти за год, то сейчас они возможны даже за месяц. Для того чтобы компания оставалась конкурентоспособной, ее руководитель должен применять современные технологии управления персоналом. Также немаловажно быть подкованным в интернете, и, в частности, в социальных сетях. К сожалению, классическое образование в университетах чаще всего оторвано от действительности, оно не соответствует нынешнему времени — там дается преимущественно сухая теория без закрепления на практике», — комментирует председатель совета директоров компании «М7», участник различных бизнес-тренингов Павел Ступко.

Однако декан факультета бизнеса и менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Александр Тверитинов не согласен с этим мнением: «Основное преимущество государственного вуза — это прежде всего четкое соответствие российским и международным стандартам. Так, наша программа MBA аккредитована РАБО (Российской ассоциацией бизнес-образования), а разработанные в БМБШ курсы неоднократно занимали первые места во всероссийских конкурсах учебных программ. И что самое важное — наши курсы имеют и теоретическую, и прикладную часть. О преподавателях — «стратегический менеджмент» у нас читает научный руководитель центра корпоративного управления Высшей школы экономики Геннадий Константинов, управление персоналом — директор по работе с персоналом «Иркутскэнерго» Владимир Корнев. Авторский курс «Лидерство» преподает декан Высшей школы менеджмента Сергей Филонович. Бывают и иностранные лекторы — «Управление изменениями» в этом году у нас провел декан Института Адизеса (международная консалтинговая организация — SR), доктор социологических наук Виргиниюс Кундротас».

В Иркутске программы MBA предлагают пройти три организации: Байкальская международная бизнес-школа ИГУ, учебно-консультационный центр MBA БГУЭП и международный центр дистанционного обучения «Байкал-Линк». В этом году одна из частных компаний использовала статус этой программы в качестве рекламного хода: обычный однодневный семинар зарубежного спикера преподносился как «mini-MBA» (стандартная программа MBA длится минимум 1 год — SR). Однако главными конкурентами в сфере дополнительного образования в Иркутске являются два государственных вуза — так как учебный план для «мастера делового администрирования» везде примерно одинаковый, ставка делается прежде всего на преподавательский состав.

Помимо МВА вузы также предлагают президентскую программу. Ее особенность заключается в том, что программа частично финансируется за счет государственных средств: 33% из федерального бюджета, 33% — из областного бюджета, 34% — из направляющей организации. «Чтобы попасть на эту программу, нужно пройти конкурс. Предпочтение отдается тем, кто отвечает следующим критериям: высшее образование, опыт работы в должности руководителя не менее 3-х лет, возраст до 40 лет, знание иностранного языка, желание пройти переподготовку для дальнейшей работы в организациях народного хозяйства РФ. Президентская программа является престижным дополнительным образованием для руководителей. В этом году мы набрали на нее рекордное количество слушателей — 38 человек», — отметил Александр Тверитинов.

Мышцы без скелета

В последнее время стоимость частных бизнес-тренингов в разных регионах России в целом выровнялась. Посещение сборного тренинга местного специалиста вам обойдется в среднем в 8-15 тыс. рублей, а если вы захотите стать участником тренинга приезжего эксперта, то это стоит от 15 до 50 тыс. рублей. За организацию корпоративных занятий иркутские спикеры просят 60-80 тыс.

Рынок частных бизнес-школ развивается динамично, но спонтанно. Ключевые игроки меняются каждые пять лет, появляются новые фигуры, уходят в тень старые.

«Сейчас в Иркутске наблюдаем любопытную ситуацию: те компании, которые в 2005-2008-х годах в буквальном смысле гремели на весь город, сейчас уже не являются лидерами рынка. На это могут быть две причины — либо представители данных организаций охладевают к этой сфере деятельности, либо они не сумели своевременно адаптироваться к новым условиям», — объясняет генеральный директор Федерального консалтингового центра «Мастер продаж» Артемий Щеглатов.

В частности, по мнению экспертов, в настоящее время интернет становится массовой площадкой для продвижения бизнес-школ. И если они не используют возможности сети, то на лидирующие позиции могут не рассчитывать. С другой стороны, безграничные способы онлайн-раскрутки бизнеса в сети оказывают и негативное влияние на рынок тренингов. К примеру, это выливается в появление массы компаний-однодневок с однотипными сайтами, заимствованными материалами на них и низким уровнем компетенции сотрудников.

Вообще, как участники занятий, так и спикеры, признают, что бизнес-тренинг — это по большому счету «Сникерс». Съел яркую оболочку эмоций, а сытым в результате не стал.

«Есть тренеры, которые на своих семинарах сыплют какими-то красивыми цитатами, остроумными анекдотами, но за этими выступлениями не стоит никаких полезных рабочих инструментов и знаний. Выходишь из зала, и понимаешь, что попросту потерял время. Вроде как на второсортную комедию сходил. В России редко кто учит базе — в основном пытаются объяснить, как накачать мышцы, не обращая внимания на то, что у фирмы нет «скелета», — делится впечатлениями генеральный директор компании «Альпийский дом» Алексей Шайдуров.

Однако, как убеждены некоторые тренеры, результат бизнес-обучения напрямую зависит от самих участников.

«На мой взгляд, выбрать бизнес-тренера — то же самое, что выбрать вторую половину, — говорит генеральный директор бизнес-группы «Территория решений» Оксана Фомушкина. — Это должен быть в первую очередь тот человек, которому вы доверяете, и кто сумеет вас мотивировать на какие-то действия. И абсолютно неважно, профессиональный ли это бизнес-тренер или ваш близкий человек, коллега или ребенок. У одного моего клиента самым главным мотиватором был его щенок. Самое главное — это желание что-то менять в своей жизни и положительное отношение к процессу обучения».

То, что немаловажной частью бизнес-тренингов является психологический, практически терапевтический эффект, подтверждают и сами участники занятий. «Бизнес-трениги позволяют не только выдернуть себя из «текучки», но посмотреть на свои модели и стратегии со стороны. Это такая нейтральная территория, «репетиция», где ошибки и промахи обходятся не так дорого, как в реальной жизни, — считает Павел Ступко. — Еще один бонус бизнес-тренингов — живое общение со своими коллегами из других компаний, приобретение полезных знакомств и контактов. Обмен опытом с людьми, которые сталкивались с такими же проблемами, как и вы, невероятно важен».

Точки над «и» между работодателем и подчиненным

Как отмечают многие эксперты, сейчас бизнесмены гораздо чаще посещают различные бизнес-тренинги, чем несколько лет назад. Причем активность наблюдается именно в Сибири; в насытившейся Москве, наоборот, заметен некий спад. И бизнес-тренеры, которые, возможно, уже не так остро востребованы в столице, с удовольствием приезжают на «гастроли» в провинцию. Однако, как отмечает бизнес-тренер по ораторскому мастерству Александра Пожарская, если приезжих спикеров в Иркутске достаточно, то рынок собственных тренеров пока еще не до конца развит: «Авторитет Москвы имеет большое влияние — многие компании скорее закажут плохого московского тренера, чем хорошего местного. Хотя главная ценность любого образования состоит в его регулярности. Разовых встреч, на которых тебе попытаются дать все, что выработано за годы, явно недостаточно».

Многие руководители компаний, которые получили дополнительное образование в сфере бизнеса, задумываются о необходимости обучить и своих сотрудников. Есть бизнесмены, которые сами проводят среди своих подчиненных мини-тренинги, другие отправляют работников на специализированные занятия. «Многие сотрудники уходят из компаний не из-за зарплаты, а из-за того, что они не видят перспектив для дальнейшего роста. Хороший руководитель должен обеспечить условия для развития своих подчиненных — это возможно благодаря дополнительному образованию», — считает Алексей Шайдуров.

Корпоративные тренинги для среднего звена могут иметь самую разную специализацию — менеджмент, маркетинг, финансы, ораторское мастерство; самым популярным направлением является сфера продаж.

«После того как какой-то сотрудник нашей компании прошел бизнес-тренинг, он выступает перед своими коллегами с презентацией — выжимкой из того, что он узнал. На таких корпоративных встречах ведется обсуждение материала, составляется план, как применять полученные знания на практике. Бизнес-тренеров мы просим дать отзыв об участии наших сотрудников в их программах — насколько активно они принимали участие на мероприятиях, — рассказывает Павел Ступко. — С каждым из работников перед прохождением тренинга заключается ученический договор на два года. Если сотрудник увольняется раньше окончания этого срока, он обязан возместить компании сумму, потраченную на бизнес-тренинги. Благодаря этой мере люди более осознано относятся к обучению, понимая, что это инвестиция в их будущее».

«Ученический договор полезен тем, что позволяет расставить точки над «и» в отношениях между работодателем и подчиненным. Иногда сотрудник отказывается подписывать документ в силу его недостаточной лояльности к своей фирме — возможно, он уже стоит одной ногой в другой организации, — рассказывает Артемий Щеглатов. — На практике я понял, насколько важна для подчиненных поддержка их руководителя. Репрессивные меры управления сильно бьют по кадрам — и преимущественно по лучшим. Человеческое отношение работодателя к своим подчиненным и стимулирование к развитию во многом может стать залогом процветания бизнеса».