Плюс один

По дороге в РЭО ГИБДД на Ширямова я ехала, внимательно всматриваясь в проезжающие машины — вдруг повезет увидеть номер с новым кодом региона. Везение случилось лишь дважды. Новенькие иномарки действительно выделялись в толпе слишком большим количеством цифр: перед привычным кодом региона 38 у них стоит единичка. Но на дороге таких машин еще мало. И это несмотря на то, что пара тысяч новых номеров уже разлетелась по региону! Но в общем числе машин, которые катаются в Приангарье, эти выданные 138-е номера утонули, словно капля в море. Однако это лишь дело времени: с каждым днем их будет становиться все больше и больше.

Пока коды не отменили вообще, иркутянам нужно научиться обращать внимание не только на сам номер, но и на обозначение региона — от этого напрямую будет зависеть скорость работы сотрудников органов в случае каких-то чрезвычайных происшествий — угонов или ДТП.

Номера с новым кодом региона — 138 вместо привычного 38 — начали выдавать в Иркутске в середине июля. Первым и пока единственным (на начало августа) пунктом выдачи было РЭО ГИБДД на Ширямова — именно там раньше всего закончились номера со старым кодом. На очереди — другие РЭО Иркутска, они раздают последние оставшиеся номерные знаки старого образца. А вот в районах Приангарья обновленные номера появятся значительно позже, ближе к концу года — там запасы довольно велики, а вот число новых регистрирующихся автомобилей, наоборот, минимально.

Изменение кода — процесс естественный: в номерных знаках можно использовать всего 12 букв (русские буквы, которые в написании совпадают с латинскими), и, когда их сочетание заканчивается, менять приходится код региона. В Красноярске цифра, стоящая в номере справа, из двухзначной в трехзначную превратилась давно — еще в июле 2009 года. В почти двухмиллионном Новосибирске этот процесс, на удивление, начался позже — в октябре 2010 года. Теперь до ближайших соседей дорос и Иркутск. Первыми на Ширямова стали выдавать номера с серией ВАА. Логично было бы начать с начала — с ААА, но понятно, что такую серию просто так никому не отдадут, приберегут для своих. Хотя сотрудники оправдываются: мол, не виноваты мы, номера заказывает ГИБДД и в каждое РЭО отправляют примерно по 15 серий — больше принять нельзя, их же надо где-то хранить. И какие буквенные обозначения придут — неизвестно, это лотерея. Про последнюю серию с кодом 38, ХХХ, кстати, сказали, что завершающей она была лишь номинально: номера с красивым обозначением «три икса» в Приангарье давно раздали, и почему-то тоже вне очередности.

В Иркутской области номера с кодом 38 выдавались с 1992 года — их хватило на 21 год. А вот новой серии хватит на меньшее время — по прогнозам, всего лет на 10. Тут сказываются темпы автомобилизации: ежедневно на дороги области выезжают все новые и новые машины. Только в Иркутске за последние несколько лет число автомобилей выросло на несколько тысяч: так, на 1 января 2010 года в городе было зарегистрировано 183 тысячи авто, а на эту же дату 2013 года — уже 223 тысячи. И это без учета соседних районов, откуда к нам часто ездят: в Ангарском районе числится 77,4 тыс. машин, в Иркутском — 33,5 тыс., и в Шелеховском — 24,2 тыс.

Коду 138 тоже когда-то придет конец: согласно требованию приказа МВД России №1001, все высвободившиеся регистрационные знаки утилизируются. После них код изменится на 738 — никакие другие цифры, кроме единицы и семерки, не влезают в стандартное поле номерного знака. Практического использования семерки еще нет, однако совсем недавно, в конце июня, в Москве приняли решение использовать эту цифру. В столице вначале кончились номера на 77, 97 и 99, а теперь подходят к концу регистрационные знаки серий 177, 197 и 199. В МВД уже подписали приказ о том, что вскоре появятся коды 777, 797 и 799. С проблемой нехватки номеров столкнулась не только Москва — схожая ситуация в Московской области, Башкирии, Приморском и Краснодарском краях.

Но, возможно, жители Приангарья кода 738 не дождутся, считает Юрий Александров, и.о. начальника РЭО на Ширямова: «Вполне возможно, что в будущем в России вообще отменят коды регионов, будет единое обозначение по всей стране. Для водителей это будет удобно тем, что машина не будет привязана к конкретной территории: живя в Иркутске, автомобиль можно будет поставить на учет, например, в Москве. Тенденция к этому есть, но неизвестно, когда она будет законодательно оформлена», — отметил специалист.

Пока коды не отменили вообще, иркутянам нужно научиться обращать внимание не только на сам номер, но и на обозначение региона — от этого напрямую будет зависеть скорость работы сотрудников органов в случае каких-то чрезвычайных происшествий — угонов или ДТП. А водителям, которым посчастливилось получить пока еще эксклюзивный знак с цифрой 138 в правом окошечке, не стоит расслабляться: автоматические видеофиксаторы нарушений и приборы «Парктрон» уже перенастроены и ловят в толпе нарушителей, в том числе и с обновленными номерами.