Плохая еда — смотри в оба

Сложная экономическая ситуация в стране вынуждает граждан экономить. Производители же, сталкиваясь с таким потребительским поведением, также пытаются сократить свои издержки. Однако довольно часто желание сохранить уровень прибыли сопровождается снижением качества производимой продукции. Тут-то и возникают все эти страшные истории, многократно цитируемые в СМИ — о сыре, состоящем в основном из растительных жиров, о конфетах, где почти нет шоколада, или сосисках с минимальным содержанием мяса. К сожалению, существующие законы урегулировать ситуацию не могут. Между тем существует ряд несложных правил, которые помогут обезопасить себя от подобной продукции, выбрать добросовестного производителя и, в конечном итоге, не навредить своему здоровью и кошельку.

Роспотребнадзор по Иркут­ской области сообщает, что за девять месяцев этого года число письменных жалоб от населения в области санитарно-эпидемиологического благополучия на продукты питания, в том числе их безопасность и условия реализации, выросло более чем в два раза — с 8,5% до 19,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, высоким остается процент жалоб и в сфере защиты прав потребителей — 53,4%. Это означает, что актуальность попадания на прилавки, а затем на наши столы некачественной продукции остается весьма острым вопросом.

Съедобное несъедобное

Жителям Иркутской области есть над чем подумать. Только в нашем регионе официально зарегистрировано 39 предприятий молочной промышленности и 111 мясоперерабатывающих предприятий. С одной стороны, это не так уж и много — всех этих производителей могут легко контролировать надзорные органы. Но продукция не находится на складах производителя, а уходит в более чем 7 тысяч точек оптовой и розничной торговли. Кроме того, в тех же магазинах существует риск нарваться на товары, производимые в различных цехах, существующих, как говорится, до первой серьезной проверки.

Как отмечает пресс-секретарь регионального управления Роспотребнадзора по Иркутской области Светлана Каурова, жители Приангарья уже давно освоили различные формы обращения в ведомство.
Как отмечает пресс-секретарь регионального управления Роспотребнадзора по Иркутской области Светлана Каурова, жители Приангарья уже давно освоили различные формы обращения в ведомство.

Таким образом, усилий специалистов того же Роспотребнадзора никогда не будет достаточно, чтобы охватить абсолютно все точки, где продаются или производятся продукты питания. Известно, что существует два вида проверок, устраиваемых ведомством. Календарь плановых проверок составляется заранее, ответственные предприниматели имеют возможность ознакомиться с ним и подготовиться. Внеплановые проверки проводятся чаще всего по обращениям граждан.

Как отмечает пресс-секретарь регионального управления Роспотребнадзора по Иркутской области Светлана Каурова, жители Приангарья уже давно освоили различные формы обращения в ведомство — письменные, через сайт или телефон горячей линии. По закону ответственность за некачественный продукт ложится не только на производителя, но и предприятие, занимающееся его транспортировкой, а также продавца. Именно поэтому в крупных магазинах чаще всего возвращают деньги, если покупатель принес обратно несвежий товар — ведь в случае, если об этом узнают в Роспотребнадзоре, меры наказания для продавца будут более суровыми.

Впрочем, часто бывает и так, что человек попросту отправляет некондиционный продукт в мусорку и забывает о происшествии до следующего раза. Кому-то неохота связываться и скандалить, а кто-то не верит в то, что его действия могут принести результат в виде проверки и наказания виновников. В любом случае такое поведение играет только на руку тем, кто умышленно торгует просрочкой или выпускает продукты с нарушениями различных норм. Практика показывает, что неравнодушие потребителя может буквально свернуть горы.

Как выбирать качественную продукцию

• Делать покупки только в официальных розничных точках. Ни в коем случае не покупать продукты у частных лиц на трассах, около продуктовых рынков и так далее.
• Осматривать упаковку на предмет повреждения. Вскрытая упаковка может сократить качество и срок годности товара.
• Очень внимательно читать этикетки — состав продукции и сроки ее годности.
• Обращать внимание на стоимость товара. Заведомо дешевый продукт не может быть натуральным и качественным.
• Если покупаете на рынке у незнакомого продавца, требуйте документы и сертификаты на товар.

Показательный случай произошел в Иркутске в этом году. Популярная телепрограмма «Магазинно» телеканала «Пятница» оказалась в цехе, где изготавливали полуфабрикаты и салаты для супермаркета «Исток». Увиденное повергло в шок и самого ведущего программы и его зрителей — просроченные продукты, ужасающая антисанитария, мясо без документов и так далее. Интернет-форумы после выхода программы буквально бурлили — зрители активно обсуждали факт того, что даже вывеска известного супермаркета не гарантирует, что в нем можно приобрести свежие и качественные продукты. Кстати, в цех после съемок нагрянула проверка Роспотребнадзора. Даже с учетом того, что сотрудники пищевого предприятия имели возможность «подчистить» следы нарушений, специалисты надзорного ведомства обнаружили немало. В сухих строках отчета, составленного по результатам проверки, перечисляется нарушение технологических процессов при изготовлении продуктов, отсутствие медицинских книжек у работников, неудовлетворительное содержание производственных помещений, отсутствие документации на продукцию и так далее.

В отчетах проверок Роспотребнадзора перечисляется нарушение технологических процессов при изготовлении продуктов, отсутствие медицинских книжек у работников, неудовлетворительное содержание производственных помещений.
В отчетах проверок Роспотребнадзора перечисляется нарушение технологических процессов при изготовлении продуктов, отсутствие медицинских книжек у работников, неудовлетворительное содержание производственных помещений.

Сколько таких цехов располагается на территории Иркутска и в его пригородах — точно подсчитать трудно. Соблюдаются ли везде санитарные нормы, сроки хранения продуктов — вопрос риторический. Однако об этом стоит помнить каждому, кто видит на полке магазина аппетитно выглядящий салат или мясной полуфабрикат неизвестной вам марки.

Загадочный состав

Вынужденная для многих экономия сегодня касается и расходов на продукты питания. Однако производители, идя, на первый взгляд, навстречу потребителю, порой заводят его в лабиринт различных уловок. В результате недорогие, хоть и аппетитно выглядящие продукты, попросту идут на выброс — невкусно. Жалобы на фальсификат, на высокий процент растительных компонентов в мясных и молочных продуктах в последние годы неизменно возрастают.

Государство и надзорные органы наперебой предлагают меры борьбы с этим явлением. Так, накануне были предложены новые правила маркировки молочных продуктов, при которых информация об использовании молокозаменителей растительного происхождения должна быть внесена в черную рамку. Кроме того, было озвучено предложение ввести маркировку продуктов питания по системе «светофор», при которой упаковка полностью натуральных продуктов должна маркироваться зеленым, товары, содержащие те или иные заменители — желтым, и если продукт не содержит в себе полезных веществ — красным. Данное предложение включено в подготавливаемый Роспотребнадзором план реализации стратегии повышения качества пищевых продуктов, который утвержден правительством.

Как грамотно жаловаться и отстаивать свои права

Обращение в Роспотреб­надзор необходимо составлять указав свое имя и контактные данные. Анонимные обращения не рассматриваются. Необходимо объяснить, что произошло, в какой торговой точке приобретен некачественный товар, можно также приложить копию чека и фотографии продукции.
По закону о защите прав потребителей, продукт можно вернуть в магазин и без чека. Статья 19 закона «О защите прав потребителя» гласит: «Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта покупки товара могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых имеются отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца».

Впрочем, эксперты пищевой отрасли скептически относятся к нововведениям. По их мнению, маркировка молочных продуктов с растительным сырьем может быть неэффективной из-за слишком маленьких штрафов и сложной процедуры привлечения к ответственности. Это же касается и системы «светофор». Последняя к тому же заставит производителей идти на дополнительные траты, которые будут переложены на плечи потребителей.

Эффективным выходом из сложившейся ситуации может стать лишь значительное, на порядок, увеличение штрафных санкций, усиление административных наказаний и прочих мер воздействия. Пока же для крупных магазинов, где можно нарваться на просроченные продукты, на копченую колбасу, очищенную от плесени растительным маслом, салаты и полуфабрикаты из сомнительных цехов, штраф даже в 100-150 тысяч погоды не сделает. Гораздо больше такой магазин заработает на реализации товаров, которые по закону необходимо было списать. То же самое касается и недобросовестных производителей, которые годами могут выпускать, например, пельмени без мяса.

Второй вариант — развитие гражданской активности. Столичные движения «Хрюши против», всевозможные спецпроекты СМИ и прочее способствуют развитию потребительской грамотности. Однако сил, чтобы сопротивляться этому или не обращать внимания на нарекания и претензии, у производителей и магазинов все еще достаточно.

Олег Усов