Площадной театр Италии

прописался на сцене иркутского ТЮЗа
Результат творческого эксперимента Иркутского театра юного зрителя увидели первые зрители на прошлой неделе. Спектакль «Король-олень» по одноименной сказке Карло Гоцци поставили на иркутской сцене представители актерской школы города Порденоне — режиссер Ферруччо Меризи и актриса Клаудиа Контин, которая, кроме работы с актерами, также разработала художественное оформление постановки. ТЮЗ впервые в своей истории показывает классическую комедию дель арте — так, как если бы зрители оказались на улицах Венеции 300 лет назад.

Разумеется, есть поправки на современные средства театра: выезжающие и опускающиеся декорации, профессиональное световое оформление, однако со всех других точек зрения зрители действительно оказываются свидетелями классического площадного театра. Все артисты, кроме костюмов, носят классические итальянские маски. Клаудиа Контин уже много лет занимается историей итальянского театра, и особое внимание уделяет именно маскам, как раз по ее эскизам они и были изготовлены в ТЮЗе, так же как и костюмы и декорации, которые тоже отражают итальянский колорит.

Спектакль начинается с музыки — находящиеся в углу сцены музыканты сразу настраивают зрителя на средневековый лад, исполняя народные итальянские мелодии. На сцене перед закрытым занавесом появляется старец, который вводит зрителей в курс дела, рассказывая предысторию сказки — о том, как король Дерамо получил от волшебника Дурандарте две магические тайны, которые помогут ему найти ту, кто его действительно любит, а также победить предательство. Занавес открывается, и на сцене один за другим начинают появляться персонажи этой запутанной сказки с множеством персонажей и волшебных превращений.

Все герои в масках — но если в традиционном итальянском театре маски помогали играть одному артисту несколько ролей, легко и быстро перевоплощаясь из одного персонажа в другого, то в этом спектакле, наоборот, почти на каждую маску по два артиста. Театр решил максимально задействовать собственную труппу, чтобы как можно больше артистов сумели приобрести новый опыт актерской игры, и в результате в постановке в двух составах работают более 30 человек.

Итальянская прививка пошла ТЮЗу на пользу: новый опыт всколыхнул труппу, которая вступила на абсолютно не знакомое для себя поле.

Далеко не все из них прониклись итальянским площадным театром, в котором не артист играет того или иного персонажа, а наоборот — традиционный персонаж руководит актером, подчиняя его дарование себе. Однако те, кто в процессе репетиций вошел во вкус и отдался новому опыту со всей душой, выглядят в этой постановке просто замечательно. В первую очередь стоит отметить прекрасную артистку Наталью Маламуд, чей персонаж Труффальдино в маске филина получился наиболее полнокровным и обаятельным. Также забавно смотрится Филипп Черный в образе придворного кавалера Леандро, чье козлиное блеяние не только обыгрывает надетую на него маску, но одновременно и высмеивает манеры высшего света. Что же касается остальных артистов, в основной своей массе первый и второй состав неразличимы за масками.

Однако в целом можно сказать, что итальянская прививка, безусловно, пошла ТЮЗу на пользу. Во-первых, потому что новый опыт всколыхнул труппу, которая вступила на абсолютно не знакомое для себя поле и сумела приобрести новые навыки актерской игры и существования на сцене. Возможно, все это отразится в последующих спектаклях, ведь сказки — едва ли не основной репертуар этого театра. Во-вторых, «Король-олень», бесспорно, будет интересно смотреть зрителям, которые уж точно до этого ничего подобного в Иркутске не видели. И было особенно уместно посмотреть этот парад итальянских масок накануне иркутского карнавала (два первых премьерных показа состоялись 5 и 6 июня), на который, к сожалению, артисты ТЮЗа не вышли. Хотя участие труппы в праздничном шествии было бы лучшей рекламой спектаклю. Следующий показ сказки «Король-олень» состоится 26 июня.

Антон Кокин