Планы развития перевзвесят и пересмотрят

По независящим причинам
Отдельные сигналы о том, что «придется ужаться», уже звучат. Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Сергей Ястребов 22 марта на заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды заявил, что начало работ по ликвидации опасных отходов, оставшихся на площадке БЦБК, отложено на год.
Исполнитель работ по ликвидации ущерба от комбината, госкорпорация «Росатом», представит проект проведения работ 31 мая 2022 года. По оценке замминистра, в составе проекта заложено большое количество импортного оборудования, однако из-за ситуации вокруг Украины Росатом должен будет провести работы по импортозамещению, замене оборудования на российские аналоги. Предварительный срок этого процесса составляет порядка шести месяцев. Кроме того, озвучивается, что Росатом принял обязательство скорректировать все работы в текущем году, чтобы в 2023 году начать работы по ликвидации отходов. 3,75 млрд рублей, которые были заложены на 2022 год, уже перераспределены на другие цели.
Известно также, что Росатом в Иркутской области задействован на еще одном важном проекте — ликвидации отходов на промышленной площадке Усольехимпрома. Официальных сообщений о переносе сроков работ на ней пока не звучало, но если проводить аналогии с территорией БЦБК, то стоит ожидать выполнения поставленных ранее задач как минимум на год позднее.
И байкальская, и усольская территории — это не только экологическая история. Их расчистка тесно увязана с последующими планами инвестиционного развития — строительством туристического и промышленного кластеров. Очевидно, что и с этим придется подождать.
Сдвигаются сроки серийного производства самолета МС-21 на Иркутском авиазаводе. Причина — иностранные производители отказались поставлять компоненты для МС-21, в том числе даже по предоплаченным заказам. Об этом заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров: «Нам отказано в поставке компонентов в рамках нашей широкой международной кооперации. При том, что даже заранее предоплаченные заказы сегодня заморожены и не поставляются. Объяснений нет никаких».
По словам министра, до конца 2022 года будет поставлено два самолета МС-21. Ранее озвучивалось, что в этот же период только авиакомпания «Россия» получит четыре авиалайнера, а до 2026 года предприятие сможет выпускать до 72 самолетов в год.
В Иркутской области в начале этого года в статусе готовящихся к запуску находилось еще с десяток заметных проектов, связанных с промышленным производством, переработкой древесины, добычей полезных ископаемых, сельским хозяйством. Представители предприятий-инвесторов пока многозначительно молчат. Немногие прозвучавшие заявления похожи друг на друга: компании сохраняют свои социальные обязательства, выплачивают зарплату.
Единственным исключением из общего правила стала компания ИНК, выступившая с заявлением, что намерена в срок и по графику продолжать строить в Усть-Куте Иркутский завод полимеров. «Стройка не останавливается ни на минуту, мы даже перешли на круглосуточный режим, чтобы быстрее все построить и достроить. Речи о выживании компании нет вообще, речь идет только о дальнейшей работе и развитии компании», — уверяют в компании. Предполагается, что объект запустят в 2024 году, на его открытие ранее приглашали президента России Владимира Путина.
Сохранить бы достигнутое
По итогам 2021 года объем инвестиций в основной капитал составил в Иркутской области 527,4 млрд рублей, что на 21% больше, чем в 2020-м. Благодаря такому росту Приангарье поднялось в рейтинге регионов Российской Федерации с девятого на восьмое место. В Сибирском федеральном округе по показателю прироста инвестиций область находится на втором месте.
Какая картина сложится по итогам 2022 года, сейчас сказать не может никто. По состоянию на середину марта поступления в бюджет Иркутской области и финансирование принятых бюджетных обязательств осуществляются в плановом режиме. Минфину региона поручено подготовить варианты финансового развития ситуации, чтобы спрогнозировать корректировки бюджета.
«Сегодня невозможно подсчитать, насколько сильно ударит по нашим налогоплательщикам сложившаяся ситуация. Исходных данных пока недостаточно, но мы должны уже сейчас выдать первичный прогноз по корректировке регионального бюджета», — оценивает ситуацию губернатор Приангарья Игорь Кобзев.
Разумеется, правительство Иркутской области в первую очередь уделяет внимание финансовому обеспечению социально значимых расходов областного бюджета. Выполняются все обязательства по социальным выплатам, по финансированию здравоохранения, образования, социальной сферы, выполнению строительных работ по возведению новых школ, детских садов, учреждений здравоохранения, коммунальной инфраструктуры.
Кроме того, власти прорабатывают вопрос о необходимости создания резерва средств, который позволит обеспечить исполнение непредвиденных первоочередных расходов. Областным правительством проведен анализ незаконтрактованных средств по состоянию на 1 марта 2022 года для принятия решения о создании необходимого финансового резерва.
Что же касается непосредственно экономики, то региональное правительство эту тему пока обсуждает. «Сейчас в Иркутской области реализуется более 180 средних и крупных инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 2 трлн рублей. Ряд проектов осуществляется с привлечением иностранного капитала. Введенные санкции могут повлиять на дальнейшее развитие ситуации», — прозвучало на одном из совещаний по обеспечению устойчивого функционирования экономики региона, в котором приняли участие представители правительства области и руководители предприятий региона.
Впрочем, все, к чему твердо пока пришли по итогам подобных совещаний, укладывается в уже известную формулу: сохранение численности сотрудников и бесперебойная выплата заработной платы.
Ясности относительно оценок реальных перспектив, демонстрации ощутимых инструментов поддержки бизнеса пока нет. В ходу — вербальные реляции уровня «трудности могут дать новый импульс развитию предприятий Иркутской области».
«Рассматривать введенные санкции как возможность для консолидации усилий, а открывающиеся в связи с уходом европейских компаний с рынка ниши максимально оперативно наполнять продукцией и услугами наших предприятий. Появились возможности заполнить освобождающиеся ниши отечественной продукцией, наладить поставки внутри страны», — считает губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
С надеждой на федеральные власти
Кажущаяся осторожность региональных властей в «распечатывании» списка мер реальной поддержки бизнеса вполне объясняется позицией «ждем, что скажет федеральный центр», полагают политнаблюдатели.
Их мнение подтверждается и действиями самих представителей власти. Так, в этом году на неопределенный срок отложено послание губернатора депутатам Заксобрания. Как правило, в таких ежегодных выступлениях главой региона оценивалась текущая экономическая ситуация, озвучивались прогнозы, давались конкретные отраслевые поручения.
«Мероприятие мы вынуждены перенести на более поздний срок. Дождемся послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию и после этого представим свое», — признается Игорь Кобзев.
Ожидание позиции федерального центра и ориентирование на нее становятся «определяющей линией» в общении с региональными предпринимателями. Примером тому служит прошедшая в марте встреча властей региона с представителями малого и среднего бизнеса.
«Президент России подписал пакет первоочередных мер по поддержке предпринимательства: мораторий на проверки малого и среднего бизнеса до конца 2022 года, кредитные каникулы, ослабление налогового контроля, автоматическое продление ранее выданных лицензий, заморозка ставок по ранее выданным кредитам, льготное кредитование по государственным программам для малых и средних предприятий. Сейчас обсуждается второй пакет мер», — было объявлено собравшимся.
Основные вопросы, поступающие от предпринимателей, задали на встрече руководители бизнес-объединений. Местные товаропроизводители, представители предприятий торговли и общественного питания поделились своим видением ситуации, внесли предложения.
Для стабилизации экономики региона в условиях санкций правительством Иркутской области уже принят ряд мер. В частности, это решения о «заморозке» ключевой ставки Фонда микрокредитования региона на уровне 5% до конца текущего года, докапитализации ФМК и Фонда развития промышленности Иркутской области.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин отметил, что бизнес волнуют вопросы кредитования, налогообложения, административного давления. «Вопросы, которые возможно решить на региональном уровне, в Иркутской области прорабатываются. Темы федерального уровня передаются в соответствующие структуры», — пояснил бизнес-омбудсмен. «Важно выработать предложения по мерам государственной поддержки предпринимательства, которые будут приняты на федеральном уровне», — добавил в свою очередь глава региона.
Впрочем, нельзя утверждать, что местные власти только лишь безынициативно ждут сигналов сверху.
Правительство Иркутской области уже направило более 40 предложений по стимулированию экономической активности. В их числе — расширение доступа малого и среднего предпринимательства к льготному финансированию, введение моратория на обязательные требования по маркировке товаров, расширение мер имущественной поддержки, установление моратория для банков на пересмотр кредитных ставок по ранее выданным займам, развитие поддержки экспортеров по поиску новых рынков сбыта и другие.
Кроме того, для развития в Иркутской области инвестиционной деятельности правительством, министерством экономического развития и промышленности региона совместно с институтами развития бизнеса проделана работа по созданию благоприятной административной среды, реализации механизмов привлечения и поддержки инвестиций, развитию инфраструктуры, расширению мер поддержки бизнеса, формированию инвестиционного имиджа Иркутской области.
Для стабилизации экономики региона в условиях санкций правительством Иркутской области уже принят ряд мер. В частности, это решения о «заморозке» ключевой ставки Фонда микрокредитования региона на уровне 5% до конца текущего года, докапитализации ФМК и Фонда развития промышленности Иркутской области в целях выдачи «дешевых» займов, софинансирования проектов ФРП по техническому перевооружению предприятий.
Кроме того, принято решение по установлению пониженных налоговых ставок для пострадавших от коронавируса плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Ведется работа по продлению сроков уплаты налогов, в том числе транспортного, по УСН и налога на имущество. Прорабатывается вопрос введения льготных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в областной собственности.
Насколько эффективными эти меры окажутся в складывающихся условиях, будут ли к ним добавляться другие, еще более мощные стимулы, покажут ближайшие месяцы.
Олег Усов