Планы по въезжающим

То, что ситуация с въездным туризмом в Иркутской области резко изменилась, уже успели понять и власти, и представители бизнеса, и простые граждане. Тенденция коснулась каждого. Люди с любопытством присматриваются к лицам иностранцев на улицах и обсуждают связанные с их появлением досужие и не очень новости. Представители некоторых сфер бизнеса радуются повышению прибыли. А власти разного уровня пытаются как-то реагировать на ситуацию. Корреспонденты АН узнали о планах чиновников и сделали вывод, какие из них реализуются быстрее и эффективнее.

В мечтах о стратегиях

На областном уровне громкие речи о развитии въездного туризма уже давно стали правилом хорошего тона для каждого из губернаторов. Сколько программ было принято, идей озвучено, сколько копий было сломано вокруг обсуждений тех или иных перспектив, связанных с развитием туризма на берегах Байкала. Чего стоит одно только участие в федеральной инициативе, посвященной созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Эта программа, кстати, стала одной из немногих, аккуратно передававшихся от одного губернатора другому «по наследству». Все остальные начинания предшественников новые главы региона, как правило, задвигали в дальний угол.

По мнению Денис Банщикова,более 50% гостей Иркутска в наступившем туристическом сезоне будут граждане Китая.

Судя по декларируемому желанию укреплять сферу туризма, губернатор Иркутской области Сергей Левченко не отличается от тех, кто занимал первое кресло в области до него. Правда, существует определенный нюанс — прежние главы Приангарья говорили в основном о неких программах или «мерах по развитию» отрасли, нынешний же замахнулся ни много ни мало, а на целую стратегию. Об этом стало известно накануне в ходе представления губернаторского Послания о положении дел в 2016 году и основных направлениях областной государственной политики в 2017 году.

По словам Сергея Левченко, в Иркутской области качественно изменилась ситуация в сфере въездного туризма. Количество туристов, приезжающих в регион, увеличилось почти на 50%. По оценкам экспертов, Приангарье за год переместилось с 36-го на 15-е место в рейтинге туристической привлекательности в России. Резко выросло число иностранных туристов, посещающих регион, большая часть которых — граждане Китая. «В минувшем году я встречался с руководителями Китайской Народной Республики, и они подтвердили особый интерес к совместным проектам в сфере туризма на Байкале», — позитивно оценивает ситуацию губернатор, при этом отмечая, что развитие турбизнеса должно носить ответственный характер. В связи с этим правительству региона было дано поручение разработать Стратегию по развитию туризма Приангарья. Правда, подробностей об этом документе, как и о том, какие положения и направления деятельности в него войдут, пока не сообщается. Сам же губернатор, комментируя свою инициативу, обошелся общими словами: «Мы должны сделать эту сферу прозрачной и законной. Не допустить массового безнадзорного появления туристов на берегах Байкала, что может привести к загрязнению побережья и самого озера. Байкал — это жемчужина Иркутской области и всей нашей планеты, он не должен пострадать. Особо подчеркиваю, что реализация всех наших планов не должна строиться на потребительском отношении к озеру».

Эксперты не исключают, что итоговый документ будет перекликаться с целым рядом федеральных проектов, направленных как на туристическую отрасль в целом, так и на Байкал в частности. В их числе, к примеру, «Стратегия развития туризма в РФ до 2020 года», а также инициатива под названием «Великое озеро великой страны».

Конкретика с мест

Конечно, было бы неправильным ожидать от областного правительства четко расписанных указаний для участников туротрасли или набора неких действий, обязательных к выполнению. По большому счету, региональные чиновники просто должны качественно провести всю бумажную работу. То есть представить общественности, бизнесу и муниципальным властям обзор направлений, следование в русле которых поможет если не коренным образом изменить, то хотя бы не испортить ситуацию в отрасли.

Что же касается практических шагов, то ответственность в первую очередь лежит на муниципалитетах. Ведь именно на их территориях расположены различные достопримечательности, работают отели, рестораны и прочие «места притяжения». Лидирует, понятно, Иркутск. Именно в областной центр приезжают и прилетают большинство туристов, направляющихся на Байкал или транзитом в Монголию и Китай. По данным городской администрации, в прошлом году у нас побывали более 400 тыс. туристов.

Ключевым моментом подготовки города к туристическому сезону должна стать единая система туристической навигации.

«В нынешнем сезоне поток ожидается еще на 20–30% больше — порядка 500 тыс. человек. Как и ранее, более половины из иностранцев будут граждане Китая, — рассказывает начальник отдела туризма администрации Иркутска Денис Банщиков. — Наша основная задача — подготовить город для удобства реализации туристического продукта, все должно быть на высоте».

Ключевым проектом в этом направлении выступает единая система понятной и удобной туристической навигации. Для этого разработаны две концепции: пешеходного и транспортного ориентирования. В их рамках в городе появятся новые информационные стенды — на основных центральных улицах, площадях и перекрестках, а также остановках общественного транспорта.

«Идея туристической навигации в Иркутске реализуется несколько лет подряд, но все, что было сделано на сегодняшний день, выполнялось разными командами, а потому не имеет общей стилистики, встречаются и нюансы, вводящие гостей города в заблуждение. Поэтому в рамках новой концепции было принято решение все кардинально обновить и переделать. Это касается и уже известного проекта, получившего хорошие отзывы, — «Зеленой линии», — рассказывает Денис Банщиков. — Начиная с мая, мы будем обновлять зеленую разметку, расставлять новые стенды, заменять старые. Сейчас уже демонтировано для обновления порядка 78 конструкций, к ним добавятся еще 40. Отдельный стенд с основной туристической информацией уже в конце марта появится в аэропорту Иркутска, возможно, что такие же будут установлены на авто- и железнодорожном вокзалах». В администрации города уверяют, что новая концепция туристической навигации учитывает ошибки прошлых лет. В частности, это касается некорректных переводов на иностранные языки.

В этом году также продолжат работу туристическо-информационные центры в Доме Европы и на сквере Кирова (принявшие в прошлом году более 10 тыс. туристов) плюс, возможно, откроется еще один — на Верхней Набережной. Для удобства туристов в центральной части города должно появиться 12 парковок для экскурсионных автобусов.

Кроме того, мэрия объявит конкурс на продвижение и разработку туристического бренда Иркутска — такой проект давно напрашивался, учитывая, что известные у путешественников в России и мире города давно имеют такой бренд.

Денис Банщиков подытоживает: «Пока мы сосредотачиваемся на удобстве пребывания для иностранных граждан. После того как этот вопрос будет решен, займемся другими вопросами. К примеру, уже сейчас понятно, что Иркутску нужно развивать событийный туризм, чтобы нагрузка на существующую инфраструктуру была равномерной».

Олег Усов