Пять вопросов о настоящем и будущем балета в Иркутске

Руководитель «Русского балета» Вячеслав Гордеев о сотрудничестве с областным музыкальным театром
Больше 10 лет Иркутский музыкальный театр им. Загурского не брался за постановку классических балетов. Потому премьера «Дон Кихота» и «Шахеразады» стала для зрителя особым праздником. Сразу два одноактных балета впервые показали на сцене театра в прошлом году, в конце ноября. Публика очень тепло приняла и сказку с восточным колоритом, и историю «рыцаря печального образа». Неудивительно! Премьеру ждали с нетерпением. Интерес подогревал тот факт, что постановщиком выступил руководитель московского областного государственного театра «Русский балет», выдающийся танцовщик, солист Большого театра, балетмейстер и хореограф, народный артист СССР Вячеслав Гордеев. С артистами театра работали столичные педагоги, заслуженные артисты России Светлана Устюжанинова и Дмитрий Проценко. Мы попросили Вячеслава Гордеева поделиться впечатлениями о репетиционном процессе и его результатах на сцене.
Руководитель «Русского балета» Вячеслав Гордеев
1

Работа с новой труппой — это, наверное, всегда непросто. Как для вас складывалось сотрудничество с Иркутским музыкальным театром?

Работа с иркутскими артистами была очень интересной и плодотворной. Понравилось то, что труппа проявила подлинный энтузиазм, хорошую технику солистов и прекрасную творческую форму в целом. Было видно, что артистам хочется еще многому научиться, повысить свое мастерство. Такое отношение всегда вдохновляет и вызывает желание щедро делиться своими знаниями и опытом. Думаю, эти же чувства испытывали и наши педагоги — заслуженные артисты России.

2

В чем отличие одноактного балета от двух— или трехактного? Очевидно, что короткий спектакль предполагает сюжетные и музыкальные купюры. А как такая трансформация влияет на художественную ткань произведения?

Если в XIX — начале XX веков на императорской сцене шли многоактные балеты, насчитывающие по четыре действия, да еще пролог и эпилог, то с течением времени их стали вытеснять более короткие спектакли. Правда, сейчас «одноактовки» чересчур заполонили репертуар балетных театров. И дело не только в том, что поставить большой сюжетный спектакль молодым балетмейстерам не под силу.

Свою роль играют и более низкие финансовые затраты на создание «абстрактного» балета. Такая тенденция пошла с запада, когда у Джорджа Баланчина в Америке, к примеру, не было ни высокопрофессиональных артистов, ни особых материальных средств. Однако ту ситуацию или нынешние балеты-однодневки не надо путать с той формой, в которой работал Михаил Фокин, создавая своих «Петрушку», «Жар-птицу» и «Шахеразаду».

Это была действительно новая художественная форма, отвечавшая требованиям эстетики и запросу времени. Балеты Фокина были поставлены на специально написанную музыку, так что никаких сокращений нотного материала не предусматривалось. Другое дело — поставленная мной сюита «Дон Кихот». Она также имела определенный смысл. Отсутствие на тот момент возможности поднять трехактный балет привело к идее сделать версию, в которой тем не менее сохранились бы все драматургические ходы и лучшие страницы хореографии Александра Горского. Пожертвовать пришлось только картиной «Сон Дон Кихота». Однако теперь я в «Русском балете» осуществил свою давнюю мечту — показать зрителям спектакль и с этой сценой.

3

Насколько вам интересна дальнейшая работа с иркутской труппой?

Наш первый опыт сотрудничества и его результат обнадежили. Мне кажется, мы можем вместе сделать еще немало интересного и порадовать иркутян новыми яркими спектаклями. Во всяком случае идей много. И мы готовы трудиться над их воплощением.

4

В ближайших планах — балет «Щелкунчик». Рискнули взяться за этот балет, учитывая богатую историю его постановок и показов, в том числе и в Иркутске?

«Щелкунчик», как и «Лебединое озеро», — один из самых популярных спектаклей. Ни одно Рождество, ни одно празднование Нового года не обходится без того, чтобы зрители не хотели снова и снова погрузиться в чудесную музыку Чайковского, сопереживать героям балета. Не сомневаюсь, что мы подарим публике прекрасную сказку со счастливым концом, замечательными танцами и внятно рассказанной историей. Так что интересно будет зрителям всех возрастов. Спектакли для семейного просмотра чрезвычайно важны во всех отношениях: и для эстетического воспитания детей, и для укрепления семейных уз.

5

Что, на ваш взгляд, необходимо для развития балетного искусства в Сибири? При каких условиях это развитие станет последовательным и максимально успешным?

Балетный театр — удовольствие финансово затратное. Очень. Чтобы зритель XXI века был вовлечен, заинтересован, не скучал и верил в происходящее на сцене, нужно очень хорошо постараться и сценографам, и художникам по костюмам, и реквизиторам, и специалистам по техническим средствам и эффектам…

Конечно, очень важный аспект — подготовка танцовщиков-актеров, владеющих всем арсеналом классического и характерного танца, элементами модерна. Но одного лишь желания может быть недостаточно. Решая вопросы подготовки специалистов, необходимо укреплять и материальную базу. Такой комплексный подход, я уверен, обеспечит успех и взлет хореографического искусства Сибири. Иркутск в этом смысле вполне может встать вровень с Красноярском и Новосибирском.

Беседовала Татьяна Микова