Пищевая отрасль Бурятии — ресурс развития. Часть вторая

За 2008-2010 годы на реализацию инвестиционных проектов в пищевой и перерабатывающей промышленности направлено 1,4 млрд рублей. Ряд предприятий смогли воспользоваться государственной поддержкой в различных ее видах — субсидирование процентной ставки по кредитам на инвестиционные проекты; компенсация части стоимости технологического оборудования для предприятий по переработке мяса в рамках республиканской целевой программы «Развитие мясного скотоводства Республики Бурятия на 2009-2012 годы»; компенсации части стоимости технологического оборудования для предприятий по переработке молока.

Новое направление, с которым связывает свое будущее завод, — это выпуск продуктов питания.

Впрочем, некоторые компании развиваются и без государственной поддержки. Одно из них — компания «Байкалфарм», которая теперь уже носит характер холдинга благодаря приобретению производственных площадок в других сибирских регионах.

ОАО «Байкалфарм» — единственное на территории Сибири предприятие-производитель ликероводочных изделий, входит в ТОП-20 крупнейших алкогольных компаний России, с 2006 года состоит в «Клубе миллионеров» — в этот список включены мировые алкогольные компании, производящие свыше 1 млн дал продукции. В состав холдинга входят ликероводочный завод (ЛВЗ) в Бурятии, Канский ЛВЗ, Минусинский ЛВЗ, Знаменский спиртовый завод в Красноярском крае, а также Тельминский спиртовый завод в Иркутской области. По итогам 2010 года на производственных площадках в Улан-Удэ и Канском ЛВЗ было произведено 1,7 млн дал ликероводочной продукции, что на 14% выше, чем 2009 году. В качестве налогов в региональные бюджеты Красноярского, Забайкальского краев, Иркутской области, Республики Бурятия за 12 месяцев 2010 года компанией выплачено более 1,2 млрд рублей. На долю компании приходится около 60% рынка Бурятии, 19% рынка Иркутской области, 15% рынка Забайкальского края и 5% рынка Красноярского края, куда компания зашла в 2009 году после покупки и запуска Канского ликероводочного завода. Собственные дистрибьюторы на перечисленных рынках в настоящее время осуществляют продажи в 70-90% торговых точек от общего их количества на территории (Республика Бурятия — 95%, Иркутская область — 70%, Забайкальский край — 85%, Красноярский край — 55%).

Перспективным направлением в своей деятельности на ближайшие годы компания называет интенсивное развитие территорий присутствия. Компания намерена увеличить долю своего участия на рынках Красноярского края и удержать лидирующие позиции в Бурятии, Иркутской области и ЗК. Компанией получена лицензия на производство ЛВИ уже трех производственных площадок — Тельминского завода в Иркутской области, головного завода «Байкалфарм» в Улан-Удэ и Канского ЛВЗ в Красноярском крае, ведется работа по получению лицензии для Минусинского ЛВЗ. Тельминский завод был выкуплен холдингом ОАО «Байкалфарм» в 2008 году за 35 млн рублей. Процедура лицензирования на Тельминском заводе завершилась 24 мая 2011 года. Как сообщили в компании, в Тельме будет создано около 200 рабочих мест. Планируется, что через 2 месяца после пуска налоговые отчисления составят 32 млн 500 тыс. рублей, а ровно через год — 565 млн 500 тыс. рублей. За это же время завод выйдет на расчетную мощность — 600 тысяч дал продукции в год. Производственный комплекс «Минал» был приобретен корпорацией «Байкалфарм» в августе 2010 года. Комплекс состоит из двух производственных площадок: ликероводочного завода в г. Минусинск и спиртового завода в с. Знаменка. Предполагаемый объем инвестиций в производственный комплекс — порядка 120 млн рублей.

Еще одно направление, с которым связывает свое будущее завод, — это выпуск продуктов питания. «Байкалфарм» уже приступил к выпуску майонеза — в рамках договора с группой компаний «Янта», в которую входит Иркутский масложиркомбинат. Именно на его площадке идет выпуск нового продукта.

— В алкогольной отрасли Сибири «Байкалфарм» занимает лидирующие позиции, и для дальнейшего развития и роста было решено выйти на новый этап — производство майонеза, — отметил генеральный директор компании Михаил Матханов. — Нам интересно развиваться в других направлениях, и мы надеемся на успех. Мы начинаем продвижение майонеза, для того чтобы увеличить объем потребления этого продукта, предложить его в каждую торговую точку путем активных продаж: у нас есть опыт, логистика, желание развивать бизнес. Мы считаем, решение принято правильно.

Помимо майонезной линии, компания планирует развивать и производство безалкогольных напитков: первая партия фруктовых соков появится на рынке уже этим летом. Сырье для производства соков будет поставляться по договорам из южных регионов России. Будет происходить также оптимизация продуктового портфеля путем разработки локальных торговых марок.

— Учитывая рыночные тенденции по изменению структуры потребления крепких алкогольных напитков в пользу среднеценового сегмента, компания основной упор в развитии делает на разработку именно этих продуктов. В этом сегменте в 2011 году будет разработано и запущено в продажу не менее 4-х торговых марок и 3-х новых видов уже существующих торговых марок. Кроме того, запланирован рестайлинг (обновление внешнего вида) наиболее успешных на рынке продуктов. Также ведутся разработки новых продуктов в премиальном ценовом сегменте. В 2011 году будет выпущено не менее 2-х таких торговых марок. В нижнем ценовом сегменте запланировано производство торговых марок, имеющих региональную привязку. Разработка данных продуктов находится в завершающей стадии, пояснили в компании.

Часть 3. Мясо и хлеб