«Пиковая дама» покорилась маэстро Лапиньшу

В отсутствие в Иркутске настоящего оперного театра (музыкальный имени Загурского не в счет), любое живое исполнение произведения этого высокого жанра становится большим событием в культурной жизни Приангарья. Так случилось и с оперой «Пиковая дама» Чайковского, которую в минувшие выходные иркутянам представил губернаторский симфонический оркестр под управлением Илмара Лапиньша. Свидетельством тому, что оперное искусство более чем востребовано в Иркутске, стали абсолютные аншлаги в оба вечера.

Художественный руководитель губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии и его главный дирижер Илмар Лапиньш говорит, что «Пиковая дама» Чайковского входит в число его любимых музыкальных произведений оперного репертуара. Он уже делал на сцене филармонии концертные исполнения опер «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Риголетто» Верди, а в прошлом году вместе с иркутским оркестром, солистами Улан-Удэнского театра оперы и балета и немецким режиссером Хансом-Йоахимом Фраем принимал участие в постановке «Летучего Голландца» Вагнера, который был показан иркутской публике на сцене Иркутского музыкального театра.
Сам Илмар Лапиньш признается, что работает только с любимым музыкальным материалом, но также всегда имеет в виду уровень оркестра, который может быть готов или не готов к исполнению того или иного произведения. Правда, судя по тому, с каким успехом проходили премьеры всех опер в Иркутске, для губернаторского симфонического оркестра, кажется, нет недостижимых высот. «Пиковая дама» тоже сложнейший материал, но оркестр был абсолютно готов с ним справиться», — лаконично замечает дирижер. «Для меня эта история — полна мистики, если хотите — это такой ужастик, в котором сплетаются реальные и потусторонние вещи, которые случаются в жизни. Это жизнь, и нам необходимо донести это до слушателей», — сказал он перед премьерой.

Стоит отметить, что иркутский симфонический оркестр за свою историю исполнял оперу «Пиковая дама» не в первый раз. Около 20 лет назад подобный опыт уже был приобретен музыкантами вместе с тогдашним художественным руководителем коллектива, дирижером Олегом Зверевым. Впрочем, с того момента выросло уже целое поколение музыкантов, для которых этот сложный материал был в новинку. Кроме того, в отличие от прошлого раза, когда в исполнении принимал участие хор из Красноярска, теперь вместе с музыкантами на сцене стояли местные певцы: Иркутский камерный хор под управлением хормейстера Елены Бояркиной. Во многом этот профессиональный коллектив сформировался в Иркутске благодаря маэстро Лапиньшу, который стал активно привлекать певцов для своих проектов. «Мы вообще постарались привлечь как можно больше местных артистов, — отметил дирижер. — Нам нужно воспитывать свои собственные кадры».

Правда, иркутским солистам в «Пиковой даме» достались лишь незначительные роли, для исполнения же главных партий пришлось вызывать профессионалов более высокого уровня. Так, заглавная роль Германа досталась ведущему тенору улан-удэнского театра Баиржабу Дамбиеву, партию Лизы исполнила солистка Латвийской национальной оперы Лиене Кинча, а за графа Томского и вовсе пел баритон Финской национальной оперы Ханну Ниемела из Хельсинки. Впрочем, трудностей перевода, по словам Илмара Лапиньша, не возникло.

Как отметил худрук оркестра, русская классика за пределами России известна гораздо больше, чем у себя на родине, поэтому всем солистам, занятым в постановке, репертуар был хорошо знаком: невзирая на национальность, русский текст из иностранных уст звучал вполне чисто.

Мощно исполненная партия старой графини, доведенной Германом до смерти, досталась молодой певице Государственного театра оперы и балета города Красноярска Ольге Басовой, уже знакомой иркутской публике по нескольким концертам на сцене областной филармонии. Певица призналась, что работает Илмаром Лапиньшем далеко не в первый раз. Маэстро познакомился с ней в Красноярске, где дирижировал оперой «Царская невеста» с местным оркестром. С тех пор Илмар Лапиньш привлекает Ольгу во многие проекты. Певица участвовала в премьерных исполнениях Шумана в оркестровке маэстро, фестивале «Дыхание Байкала», даже ездила вместе с иркутским оркестром по городам Иркутской области. «Илмар Лапиньш вообще уникальный человек, он художник и музыкант от рождения, — отметила она в интервью ВФ. — Я работала с очень многими дирижерами и могу сказать как профессиональная певица, что работать с ним одно удовольствие. Он потрясающе одаренный человек».

«Пиковая дама» для Ольги Басовой тоже является материалом более чем знакомым. В красноярском театре она пела даже две партии в этой опере, правда, там, в отличие от иркутской, была полноценная театральная постановка. «Я уже пела партию графини в родном для себя театре, она очень сложна психологически, потому что героиня в процессе действия умирает мучительной смертью. Тем более это сложно передать в концертном исполнении, где отсутствует грим и декорации, позволяющие погрузить зрителя в атмосферу спектакля. Здесь приходится полагаться только на исполнительское мастерство, интонационные особенности и прочтения, а также актерскую игру», — рассказала певица.

Опера «Пиковая дама» Чайковского стала для дирижера Илмара Лапиньша очередной творческой победой, осуществленной вместе с губернаторским оркестром. Немногие знают, что незадолго до премьеры маэстро подхватил воспаление легких, так что можно представить, каких трудов дирижеру стоило не отменить премьеру. Тем не менее исполнение прошло на ура, и Илмар Лапиньш уже строит новые планы. Как он признался ВФ, следующим оперным произведением, которое услышат иркутяне на сцене филармонии, станет одноактная комическая опера «Испанский час» композитора Мориса Равеля, премьера которой пройдет в рамках фестиваля оперной музыки «Дыхание Байкала» в июне этого года. Особенность исполнения будет заключаться в том, что все партии будут спеты на французском языке. Для этого в Иркутск опять прилетит международная сборная.

Антон Кокин