ПГК: в приоритете ответственные грузоотправители

Растущий спрос на вагоны при низкой культуре обращения с ними приводит к дефициту
Иркутский филиал Первой грузовой компании (ПГК) отмечает повышенный спрос на крытый подвижной состав. Директор филиала Валерий Яхимович уверен, что выправить ситуацию, которая сегодня характеризуется как дефицит парка, можно не только (и не столько) за счет приобретения новых вагонов. Крайне важно повысить эффективность использования уже имеющихся ресурсов.

Массовое списание вагонов в связи с запретом на продление срока их эксплуатации, а также рост грузоперевозок по определенным категориям грузов привели к тому, что операторы подвижного состава вынуждены были пересмотреть свои стратегии развития, включив в них планы по обновлению вагонных активов. В частности, ПГК, в соответствии со своей инвестиционной программой, в 2017 году приобрела семь тысяч полувагонов с улучшенными техническими характеристиками и 200 большекубовых крытых вагонов. По словам Валерия Яхимовича, это серьезные капиталовложения, с длительным сроком окупаемости, тем не менее компания инвестировала в новый парк, чтобы в полном объеме удовлетворить потребности грузоотправителей в подвижном составе. Однако главную ставку в ПГК делают на повышение производительности имеющегося парка, отмечая, что значительную часть времени вагоны простаивают на подъездных путях предприятий.

— В 2017 году российские операторы отмечали острый дефицит в сегменте полувагонов. Коснулись ли эти сложности перевозок на Восточно-Сибирской (ВСЖД) и Забайкальской (ЗабЖД) железных дорогах — тех регионов, где работает Иркутский филиал ПГК? Как обстоят дела с другими типами вагонов?

— На полувагоны действительно сегодня высокий спрос. Однако ключевые предприятия, нуждающиеся в этом подвижном составе, сосредоточены вне зоны ответственности Иркутского филиала. По сравнению с прошлым годом мы существенно приросли по цистернам — погрузка выросла на 2%, до 4,6 млн тонн нефтегрузов. По цементовозам филиал «прибавил» 1,8%, хотя объем незначительный — 6,7 тыс. тонн груза. На платформах мы перевезли 200 тыс. тонн грузов, прирост — 25%.

Директор Иркутского филиала Первой грузовой компании Валерий Яхимович.

Отдельно хочу выделить крытые вагоны. В декабре 2017 года мы перешагнули рекордную планку — 3 300 вагонов. Цифра стала максимальным показателем погрузки в этом сегменте — как в ушедшем году, так и за весь период работы филиала, то есть за 10 лет. Если же говорить о средней ежемесячной погрузке в 2017 году, то это 2,8 тыс. крытых вагонов. В общей сложности в этом сегменте мы перевезли более 2 млн тонн грузов, увеличение за год составило 22%. Основную долю в структуре перевозок крытых вагонов составили цветные металлы, бумага, лесные, строительные и зерновые грузы, химические и минеральные удобрения.

Мы видим, что в Восточной Сибири и Амурской области именно крытые вагоны сейчас наиболее востребованы. Полувагоны прежде всего связаны с сырьевыми перевозками, а вот крытые предназначены для более «законченного» продукта. Можно сделать вывод, что предприятия лесоперерабатывающей и алюминиевой промышленности (а именно они обеспечивают основную грузовую базу Иркутского филиала) продолжают активно развиваться, инвестируют в производство и глубокую переработку. Кроме того, из региона осуществляются поставки серьезных объемов селитры (Ангарский азотно-туковый завод), гипсовых изделий («Кнауф Гипс Байкал») и соли («Руссоль»).

— При высоком спросе на крытые вагоны удается сохранить баланс грузовой базы и парка подвижного состава?

— Мы принимаем все возможные меры для обеспечения поступивших заявок подвижным составом. Как я уже сказал, мощнейшую погрузку осуществляют Братский и Иркутский алюминиевые заводы РУСАЛа. Напомню, что с РУСАЛом у ПГК заключен сервисный контракт, и мы перевозим не менее 80% объема продукции предприятий холдинга. В 2017 году наш филиал грузил для РУСАЛа в Восточной Сибири практически в два раза больше, чем даже годом ранее, приближаясь к показателю 1 тыс. вагонов в месяц. Приблизительно такой же объем перевозок обеспечивает и контракт с Группой «Илим». В крытых вагонах осуществляются поставки целлюлозы и бумаги двух филиалов «Илима» — Братского и Усть-Илимского.

— Таким образом, практически две трети объемов перевозок в самом востребованном сегменте филиалу обеспечивают долгосрочные сервисные контракты?

— Сервисные контракты, на наш взгляд, — наиболее эффективная форма сотрудничества. В нынешних не самых простых рыночных условиях они позволяют грузовладельцам и операторам планировать свою работу в долгосрочной перспективе. ПГК гарантирует клиентам, заключившим сервисные контракты, наличие необходимого парка вагонов в срок и в полном объеме, а главное — по фиксированным тарифам. В результате компании оптимизируют свои издержки в направлении транспорта и логистики, грузы «продвигаются» быстрее. То есть мы имеем выгодное обеим сторонам увеличение оборачиваемости подвижного состава.

— В конце прошлого года Иркутский филиал ПГК предложил партнерам вполне конкретный ориентир в части повышения эффективности использования ресурсов — в 2018 году снизить средний показатель оборота вагона минимум на сутки. На данный момент уже есть первые результаты?

— Действительно, мы с партнерами взяли на себя такое совместное обязательство, ведь перевозочный процесс характеризуется большим резервом для оптимизации. В среднем работа груженого вагона в движении составляет только 30% времени, оставшиеся 70% вагоны находятся в порожнем состоянии либо в ожидании погрузо-разгрузочных операций.

Эпоха профицита вагонов расслабила многих, и прежде всего грузополучателей. Конечно, ситуации бывают разные, но возьмем простой пример. Вагон с мебелью не разгружается три-четыре недели. А ведь кто-то по предоплате заказал этот товар, он был доставлен, а теперь эти деньги «заморожены». Вагон стоит как «склад на колесах». При дефиците вагонов такое отношение к подвижному составу недопустимо.

Отдел перевозок и диспетчерский центр филиала в режиме онлайн круглосуточно направляют в службы движения ВСЖД и ЗабЖД информацию по длительно простаивающим вагонам. И совместно с партнерами и другими филиалами ПГК удается, хотя и постепенно, но менять ситуацию к лучшему. В 2017 году удалось сократить оборот вагона на 0,2 суток, до 4-х суток, простои под погрузкой — на 0,3 суток, до 4,1 суток. Это позволяет надеяться, что поставленная цель будет достигнута.

Погрузка Иркутского филиала ПГК в крытых вагонах за 2017 год, в сравнении с 2016 годом
Наименование Погрузка, тыс. тонн Увеличение
Цветные металлы 566 42%
Бумага 559 44%
Лесные грузы 339 4%
Строительные грузы 175 17%
Зерновые 129 8%
Химические и минеральные удобрения 86 2,4 раза

— Улучшению показателей способствовали в том числе и штрафные санкции в отношении грузоотправителей и грузополучателей, допустивших простои?

— Мы зарабатываем, обеспечивая заказчиков подвижным составом. Превышение нормативов простоя под погрузкой и выгрузкой одними предприятиями влекут за собой невыполнение заявок других отправителей. Потому мы официально уведомили наших партнеров: тем, кто не предпримет мер по ускорению погрузки и выгрузки, мы не можем гарантировать подачу вагонов. Из-за необязательности одних другие не должны ощущать дефицит.

— В какой-то мере решить проблему дефицита вагонов помогает привлечение вагонов других собственников?

— Безусловно. И филиал использует эту возможность. В прошлом году мы привлекали для работы вагоны других собственников, что, собственно, позволило нам полностью обеспечить потребности наших грузоотправителей.

— Поддержание имеющего вагонного парка в рабочем состоянии и его модернизация — тоже задачи стратегические. Что удается делать в этом направлении?

— Компания уделяет большое внимание сохранности нашего подвижного состава, а также содержанию вагонов в надлежащем техническом состоянии. Сегодня мы модернизируем платформы. Среди них было много вагонов без бортов, где есть только рама. В ответ на потребности грузоотправителей мы выполняем настил деревянного пола. Также новые правила перевозок лесных грузов по железной дороге требуют оснастить платформы бортами, и такая модернизация тоже выполняется. В итоге мы получаем добротный вагон, который можно использовать для перевозки широкой номенклатуры грузов — от леса до техники и железобетона. Также компания провела реновацию крытых вагонов. Кроме того, на базе депо в городе Черемхово производится герметизация крыши. В 2018 году мы планируем, что такие работы коснутся 100-200 вагонов.

— Насколько нам известно, ПГК также заключает агентские договоры на ремонт вагонов.

— Наши партнеры, а это порядка пяти ремонтных предприятий на территории ВСЖД и ЗабЖД, готовы по этим договорам выполнять текущий и плановый ремонт для различных компаний, в собственности либо управлении которых находится подвижной состав. Сотрудники ПГК при этом берут на себя функцию аудита качества и обоснованности тех или иных работ, фактического их выполнения, а также ряд других вопросов, которые собственнику вагона сложно контролировать удаленно или по причине отсутствия соответствующих штатных специалистов. Такая услуга оказалась востребованной.

— А такое направление, как транспортно-экспедиционное обслуживание, тоже востребовано?

Рынок не может позволить себе нерациональное использование вагона

Сегодня наиболее актуальной задачей для всех участников рынка грузовых железнодорожных перевозок является рациональное использование подвижного состава. «Самое важное в этом бизнесе — не наличие вагона, а умение им эффективно управлять», — отмечает директор Иркутского филиала Первой грузовой компании (ПГК) Валерий Яхимович. Именно этот тезис стал ключевым на ежегодной встрече представителей оператора с партнерами…

Подробнее

— Оно динамично развивается, тем более что на территории филиала расположено три пограничных перехода с нашими восточными соседями — Китаем и Монголией. В марте филиал начал предоставление комплекса услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию на Забайкальской железной дороге. В частности филиал предоставил цистерны ПГК для транспортировки нефтепродуктов с комбинатов «Аргунь» и «Юность» Росрезерва Сибирского федерального округа. В данном случае мы сопровождали перевозки с момента оформления всех документов до конечной доставки, используя принцип «от двери до двери». В марте перевезли 5 тыс. тонн бензина и дизельного топлива со станций Баляга и Шилка в адреса грузополучателей ЗабЖД. Мы считаем доставку грузов «под ключ» одним из стратегически важных направлений для нашей компании. Особенно это удобно компаниям малого и среднего бизнеса, не имеющим собственной транспортной службы.

— Работу компании, которая делает акцент на сервис, сегодня сложно представить без современных информационных технологий. Они — основа точности и быстроты процессов. В прошлом году Иркутский филиал представил грузоотправителям региона два новых цифровых сервиса — онлайн-кабинет клиента и электронный документооборот (ЭДО). Насколько активно внедряются эти новшества?

— Более двух десятков партнеров поддержали наши электронные сервисы после их презентации на ежегодном круглом столе филиала. И это неудивительно: ЭДО значительно сокращает время на подготовку и отправку документов, а в личном кабинете из любой точки мира, где есть интернет, можно в режиме реального времени отслеживать местоположение вагона.

Кроме того, в 2017 году наша компания приступила к внедрению автоматизированной системы управления внутренними процессами — SAP, которая позволит вести основную деятельность компании на качественно новом уровне автоматизации и управления. Современная платформа заменит ранее используемую АСУ ПГК. В итоге это даст возможность повысить уровень сервиса и скорость реакции на запросы грузоотправителей за счет интеграции данных различных подразделений ПГК в едином информационном пространстве.

— Впереди — серьезное реформирование процессов. У компании большие планы. А перед Иркутским филиалом ПГК какие задачи поставлены на 2018 год?

— В 2017 году филиал сохранил позиции на региональном рынке железнодорожных грузоперевозок — доля филиала на полигоне ВСЖД и ЗабЖД составила 13%, общий объем перевозок достиг 8 млн тонн.

Текущий год филиал начал с роста. Несмотря на складывающийся дефицит парка на восточном полигоне, в крытом подвижном составе в январе 2018 года перевезено на 13% больше грузов, чем в 2017 году. Увеличение связано с ростом погрузки в экспортном направлении цветных металлов с алюминиевых заводов и целлюлозно-бумажной продукции. Кроме того, выросли отправки зерновых грузов и продуктов перемола из Амурской области.

Определенный оптимизм внушает строительный сектор: в районе станции Усть-Пера реализуется проект газоперерабатывающего завода, в северных районах восстанавливают военные городки. Это значит, что наши железобетонные заводы и другие производители стройматериалов будут отправлять туда свою продукцию, в том числе и в вагонах ПГК.

Мы настроены на дальнейшую продуктивную работу по сокращению производственного цикла вагона. Во всех филиалах ПГК созданы рабочие группы по оптимизации порожнего пробега, еженедельно проводятся совещания, сбор и обобщение предложений с последующим расчетом экономического эффекта. Во главу угла мы ставим улучшение коммуникаций с нашими партнерами.

У компании есть необходимый набор компетенций для оперативного реагирования на любые изменения рынка. Надеемся, что 2018 год закончим с результатом не ниже 2017-го. Лет пять назад ежемесячная погрузка в 1,5 тыс. крытых вагонов казалась большим успехом. Сегодня Иркутский филиал грузит порядка 3,3 тыс. вагонов. И мы видим потенциал для роста.

Ольга Брайт