ПГК: в приоритете ответственные грузоотправители
Массовое списание вагонов в связи с запретом на продление срока их эксплуатации, а также рост грузоперевозок по определенным категориям грузов привели к тому, что операторы подвижного состава вынуждены были пересмотреть свои стратегии развития, включив в них планы по обновлению вагонных активов. В частности, ПГК, в соответствии со своей инвестиционной программой, в 2017 году приобрела семь тысяч полувагонов с улучшенными техническими характеристиками и 200 большекубовых крытых вагонов. По словам Валерия Яхимовича, это серьезные капиталовложения, с длительным сроком окупаемости, тем не менее компания инвестировала в новый парк, чтобы в полном объеме удовлетворить потребности грузоотправителей в подвижном составе. Однако главную ставку в ПГК делают на повышение производительности имеющегося парка, отмечая, что значительную часть времени вагоны простаивают на подъездных путях предприятий.
— В 2017 году российские операторы отмечали острый дефицит в сегменте полувагонов. Коснулись ли эти сложности перевозок на Восточно-Сибирской (ВСЖД) и Забайкальской (ЗабЖД) железных дорогах — тех регионов, где работает Иркутский филиал ПГК? Как обстоят дела с другими типами вагонов?
— На полувагоны действительно сегодня высокий спрос. Однако ключевые предприятия, нуждающиеся в этом подвижном составе, сосредоточены вне зоны ответственности Иркутского филиала. По сравнению с прошлым годом мы существенно приросли по цистернам — погрузка выросла на 2%, до 4,6 млн тонн нефтегрузов. По цементовозам филиал «прибавил» 1,8%, хотя объем незначительный — 6,7 тыс. тонн груза. На платформах мы перевезли 200 тыс. тонн грузов, прирост — 25%.
Отдельно хочу выделить крытые вагоны. В декабре 2017 года мы перешагнули рекордную планку — 3 300 вагонов. Цифра стала максимальным показателем погрузки в этом сегменте — как в ушедшем году, так и за весь период работы филиала, то есть за 10 лет. Если же говорить о средней ежемесячной погрузке в 2017 году, то это 2,8 тыс. крытых вагонов. В общей сложности в этом сегменте мы перевезли более 2 млн тонн грузов, увеличение за год составило 22%. Основную долю в структуре перевозок крытых вагонов составили цветные металлы, бумага, лесные, строительные и зерновые грузы, химические и минеральные удобрения.
Мы видим, что в Восточной Сибири и Амурской области именно крытые вагоны сейчас наиболее востребованы. Полувагоны прежде всего связаны с сырьевыми перевозками, а вот крытые предназначены для более «законченного» продукта. Можно сделать вывод, что предприятия лесоперерабатывающей и алюминиевой промышленности (а именно они обеспечивают основную грузовую базу Иркутского филиала) продолжают активно развиваться, инвестируют в производство и глубокую переработку. Кроме того, из региона осуществляются поставки серьезных объемов селитры (Ангарский азотно-туковый завод), гипсовых изделий («Кнауф Гипс Байкал») и соли («Руссоль»).
— При высоком спросе на крытые вагоны удается сохранить баланс грузовой базы и парка подвижного состава?
— Мы принимаем все возможные меры для обеспечения поступивших заявок подвижным составом. Как я уже сказал, мощнейшую погрузку осуществляют Братский и Иркутский алюминиевые заводы РУСАЛа. Напомню, что с РУСАЛом у ПГК заключен сервисный контракт, и мы перевозим не менее 80% объема продукции предприятий холдинга. В 2017 году наш филиал грузил для РУСАЛа в Восточной Сибири практически в два раза больше, чем даже годом ранее, приближаясь к показателю 1 тыс. вагонов в месяц. Приблизительно такой же объем перевозок обеспечивает и контракт с Группой «Илим». В крытых вагонах осуществляются поставки целлюлозы и бумаги двух филиалов «Илима» — Братского и Усть-Илимского.
— Таким образом, практически две трети объемов перевозок в самом востребованном сегменте филиалу обеспечивают долгосрочные сервисные контракты?
— Сервисные контракты, на наш взгляд, — наиболее эффективная форма сотрудничества. В нынешних не самых простых рыночных условиях они позволяют грузовладельцам и операторам планировать свою работу в долгосрочной перспективе. ПГК гарантирует клиентам, заключившим сервисные контракты, наличие необходимого парка вагонов в срок и в полном объеме, а главное — по фиксированным тарифам. В результате компании оптимизируют свои издержки в направлении транспорта и логистики, грузы «продвигаются» быстрее. То есть мы имеем выгодное обеим сторонам увеличение оборачиваемости подвижного состава.
— В конце прошлого года Иркутский филиал ПГК предложил партнерам вполне конкретный ориентир в части повышения эффективности использования ресурсов — в 2018 году снизить средний показатель оборота вагона минимум на сутки. На данный момент уже есть первые результаты?
— Действительно, мы с партнерами взяли на себя такое совместное обязательство, ведь перевозочный процесс характеризуется большим резервом для оптимизации. В среднем работа груженого вагона в движении составляет только 30% времени, оставшиеся 70% вагоны находятся в порожнем состоянии либо в ожидании погрузо-разгрузочных операций.
Эпоха профицита вагонов расслабила многих, и прежде всего грузополучателей. Конечно, ситуации бывают разные, но возьмем простой пример. Вагон с мебелью не разгружается три-четыре недели. А ведь кто-то по предоплате заказал этот товар, он был доставлен, а теперь эти деньги «заморожены». Вагон стоит как «склад на колесах». При дефиците вагонов такое отношение к подвижному составу недопустимо.
Отдел перевозок и диспетчерский центр филиала в режиме онлайн круглосуточно направляют в службы движения ВСЖД и ЗабЖД информацию по длительно простаивающим вагонам. И совместно с партнерами и другими филиалами ПГК удается, хотя и постепенно, но менять ситуацию к лучшему. В 2017 году удалось сократить оборот вагона на 0,2 суток, до 4-х суток, простои под погрузкой — на 0,3 суток, до 4,1 суток. Это позволяет надеяться, что поставленная цель будет достигнута.
Погрузка Иркутского филиала ПГК в крытых вагонах за 2017 год, в сравнении с 2016 годом
Наименование | Погрузка, тыс. тонн | Увеличение |
Цветные металлы | 566 | 42% |
Бумага | 559 | 44% |
Лесные грузы | 339 | 4% |
Строительные грузы | 175 | 17% |
Зерновые | 129 | 8% |
Химические и минеральные удобрения | 86 | 2,4 раза |
— Улучшению показателей способствовали в том числе и штрафные санкции в отношении грузоотправителей и грузополучателей, допустивших простои?
— Мы зарабатываем, обеспечивая заказчиков подвижным составом. Превышение нормативов простоя под погрузкой и выгрузкой одними предприятиями влекут за собой невыполнение заявок других отправителей. Потому мы официально уведомили наших партнеров: тем, кто не предпримет мер по ускорению погрузки и выгрузки, мы не можем гарантировать подачу вагонов. Из-за необязательности одних другие не должны ощущать дефицит.
— В какой-то мере решить проблему дефицита вагонов помогает привлечение вагонов других собственников?
— Безусловно. И филиал использует эту возможность. В прошлом году мы привлекали для работы вагоны других собственников, что, собственно, позволило нам полностью обеспечить потребности наших грузоотправителей.
— Поддержание имеющего вагонного парка в рабочем состоянии и его модернизация — тоже задачи стратегические. Что удается делать в этом направлении?
— Компания уделяет большое внимание сохранности нашего подвижного состава, а также содержанию вагонов в надлежащем техническом состоянии. Сегодня мы модернизируем платформы. Среди них было много вагонов без бортов, где есть только рама. В ответ на потребности грузоотправителей мы выполняем настил деревянного пола. Также новые правила перевозок лесных грузов по железной дороге требуют оснастить платформы бортами, и такая модернизация тоже выполняется. В итоге мы получаем добротный вагон, который можно использовать для перевозки широкой номенклатуры грузов — от леса до техники и железобетона. Также компания провела реновацию крытых вагонов. Кроме того, на базе депо в городе Черемхово производится герметизация крыши. В 2018 году мы планируем, что такие работы коснутся 100-200 вагонов.
— Насколько нам известно, ПГК также заключает агентские договоры на ремонт вагонов.
— Наши партнеры, а это порядка пяти ремонтных предприятий на территории ВСЖД и ЗабЖД, готовы по этим договорам выполнять текущий и плановый ремонт для различных компаний, в собственности либо управлении которых находится подвижной состав. Сотрудники ПГК при этом берут на себя функцию аудита качества и обоснованности тех или иных работ, фактического их выполнения, а также ряд других вопросов, которые собственнику вагона сложно контролировать удаленно или по причине отсутствия соответствующих штатных специалистов. Такая услуга оказалась востребованной.
— А такое направление, как транспортно-экспедиционное обслуживание, тоже востребовано?
— Оно динамично развивается, тем более что на территории филиала расположено три пограничных перехода с нашими восточными соседями — Китаем и Монголией. В марте филиал начал предоставление комплекса услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию на Забайкальской железной дороге. В частности филиал предоставил цистерны ПГК для транспортировки нефтепродуктов с комбинатов «Аргунь» и «Юность» Росрезерва Сибирского федерального округа. В данном случае мы сопровождали перевозки с момента оформления всех документов до конечной доставки, используя принцип «от двери до двери». В марте перевезли 5 тыс. тонн бензина и дизельного топлива со станций Баляга и Шилка в адреса грузополучателей ЗабЖД. Мы считаем доставку грузов «под ключ» одним из стратегически важных направлений для нашей компании. Особенно это удобно компаниям малого и среднего бизнеса, не имеющим собственной транспортной службы.
— Работу компании, которая делает акцент на сервис, сегодня сложно представить без современных информационных технологий. Они — основа точности и быстроты процессов. В прошлом году Иркутский филиал представил грузоотправителям региона два новых цифровых сервиса — онлайн-кабинет клиента и электронный документооборот (ЭДО). Насколько активно внедряются эти новшества?
— Более двух десятков партнеров поддержали наши электронные сервисы после их презентации на ежегодном круглом столе филиала. И это неудивительно: ЭДО значительно сокращает время на подготовку и отправку документов, а в личном кабинете из любой точки мира, где есть интернет, можно в режиме реального времени отслеживать местоположение вагона.
Кроме того, в 2017 году наша компания приступила к внедрению автоматизированной системы управления внутренними процессами — SAP, которая позволит вести основную деятельность компании на качественно новом уровне автоматизации и управления. Современная платформа заменит ранее используемую АСУ ПГК. В итоге это даст возможность повысить уровень сервиса и скорость реакции на запросы грузоотправителей за счет интеграции данных различных подразделений ПГК в едином информационном пространстве.
— Впереди — серьезное реформирование процессов. У компании большие планы. А перед Иркутским филиалом ПГК какие задачи поставлены на 2018 год?
— В 2017 году филиал сохранил позиции на региональном рынке железнодорожных грузоперевозок — доля филиала на полигоне ВСЖД и ЗабЖД составила 13%, общий объем перевозок достиг 8 млн тонн.
Текущий год филиал начал с роста. Несмотря на складывающийся дефицит парка на восточном полигоне, в крытом подвижном составе в январе 2018 года перевезено на 13% больше грузов, чем в 2017 году. Увеличение связано с ростом погрузки в экспортном направлении цветных металлов с алюминиевых заводов и целлюлозно-бумажной продукции. Кроме того, выросли отправки зерновых грузов и продуктов перемола из Амурской области.
Определенный оптимизм внушает строительный сектор: в районе станции Усть-Пера реализуется проект газоперерабатывающего завода, в северных районах восстанавливают военные городки. Это значит, что наши железобетонные заводы и другие производители стройматериалов будут отправлять туда свою продукцию, в том числе и в вагонах ПГК.
Мы настроены на дальнейшую продуктивную работу по сокращению производственного цикла вагона. Во всех филиалах ПГК созданы рабочие группы по оптимизации порожнего пробега, еженедельно проводятся совещания, сбор и обобщение предложений с последующим расчетом экономического эффекта. Во главу угла мы ставим улучшение коммуникаций с нашими партнерами.
У компании есть необходимый набор компетенций для оперативного реагирования на любые изменения рынка. Надеемся, что 2018 год закончим с результатом не ниже 2017-го. Лет пять назад ежемесячная погрузка в 1,5 тыс. крытых вагонов казалась большим успехом. Сегодня Иркутский филиал грузит порядка 3,3 тыс. вагонов. И мы видим потенциал для роста.
Ольга Брайт