Певцы Кругобайкалки

Кругобайкальская железная дорога — как объект любования и причина для вдохновения. В галерее иркутского союза художников открылся необычный выставочный проект двух художников — Владимира и Дмитрия Осиповых, посвященный Кругобайкалке. Работающие абсолютно в разных жанрах и техниках отец и сын (Владимир Осипов — в живописи, Дмитрий — в скульптуре) тем не менее сумели найти интересную точку, на которой сошлись их творческие манеры.

В Кругобайкалку влюбляются все, кто хоть раз на ней побывал: и жители Иркутской области, и зарубежные туристы. Уникальная железная дорога, построенная больше века тому назад, является не только выдающимся памятником архитектуры, но и живописнейшим местом на Байкале. Впрочем, художники, задумавшие эту выставку несколько лет назад, вовсе не стремились увеличить ее популярность. Их задача состояла скорее в том, чтобы выразить так называемый «гений места», особое очарование этих мест. Каждый, разумеется, подошел к этой задаче по-своему.

Владимир Осипов писал работы в узнаваемой, присущей только ему авторской стилистике. И, кстати, сам Байкал для него — главная и любимая тема в творчестве. «Я уже больше 30 лет пишу Байкал, и мне он никогда не надоедает, и не надоест. Сколько буду жив, столько и буду его писать. Потому что на самом деле его не написать никогда, — признается художник. — Пожалуй, можно сказать, что я уже много лет пишу одну картину с названием Байкал».

Эту мысль хорошо иллюстрирует полиптих «Сага о Байкале», представленный в одном из залов галереи «Дом художника». Состоящий из десятка частей он представляет собой одну крупную работу, по периметру которой расположились небольшие картины с видами озера. Каждый фрагмент вроде бы самодостаточен, но собранные вместе они отражают прежде всего многоликость великого озера. Байкал Осипова-старшего — холодный, суровый, строгий. Преобладающие цвета этих полотен — серый, коричневый, свинцовый, белый. Такой Байкал можно назвать и мрачным, но в то же время на полотнах Осипова он всегда величественный.

Работы, в основном написанные в этом году, имеют самые разные форматы, а на них — небольшие полузаброшенные деревушки, много лет существующие на КБЖД. Многим иркутянам знакомы эти названия: станции Маритуй, Танхой, Порт Байкал, 62-ая верста. Покосившиеся домики, старые рельсы и шпалы, рыбацкие суденышки и большие пароходы (на одной из работ даже изображен знаменитый ледокол «Байкал», век назад бороздивший эти воды)…

И совсем иные произведения представил на этой выставке сын живописца, Дмитрий Осипов. Он, десять лет назад забросивший краски, занимается созданием оригинальных скульптурных композиций из разного металлолома. Невзирая на кажущуюся грубость материала, герои Осипова-младшего невероятно обаятельны и забавны. И плюс к этому зачастую имеют литературное происхождение. Так, например, фигура бородатого мужичка со связкой железнодорожных гаек возникла благодаря рассказу Чехова «Злоумышленник». Другая композиция получила название «Станционный смотритель». Но, кроме того, что все композиции так или иначе связаны с железнодорожной тематикой, они обладают еще одним свойством, имеющим уже непосредственное отношение к КБЖД. В каждой композиции присутствует аутентичная деталь, найденная непосредственно на Крубайкалке, да к тому же относящаяся ко времени ее постройки. Если железнодорожными костылями, гайками и кусками рельсов удивить сложно, то, например, клепанная тачка, которой по меньшей мере сто лет, это уже настоящий антиквариат, вписанный в современную скульптуру. И такой же исторической ценностью обладает фонарь, найденный автором, как это ни странно, в собачьей будке. Он, кстати, стал украшением работы «Станционный смотритель».

Выставка Владимира и Дмитрия Осиповых будет работать в Доме художника до конца месяца, осмотр экспозиции бесплатный.