Первые Вампиловские дни
В сентябре 2017 года Вампиловский фестиваль, одиннадцатый по счету, вновь собрал в Приангарье театры со всей страны — от Петропавловска-Камчатского до Москвы и Санкт-Петербурга. Свои постановки на иркутскую сцену также привезли гости из Южной Кореи, Монголии, Италии, Франции, Японии и Узбекистана. В общей сложности фестиваль объединил девятнадцать театральных коллективов. Главный критерий отбора — показать иркутскому зрителю спектакли о человеке, его мыслях и чувствах в современном мире.
Напомним, что нынешний год особенный, юбилейный. Александру Валентиновичу исполнилось бы 80 лет. И 70 процентов фестивальных постановок были по пьесам Вампилова. Интересно, что узнаваемого «Старшего сына» можно было увидеть в трех интерпретациях — московского драматического театра «Сфера», театральной компании «Бумажный кораблик» из Гренобля и монгольского театра для детей и молодежи «Тэмужин».
Наряду с показом спектаклей Вампиловский фестиваль традиционно становится площадкой для обсуждения представленных спектаклей и творческих работ, дискуссий по проблемам режиссуры, актерского мастерства, драматургии, развития современного театра и его ориентиров, роли искусства в современном обществе.
Этой осенью театроведы за круглым столом в Иркутске говорили о том, нужно ли современным режиссерам и новому поколению зрителей творчество Александра Вампилова или оно осталось там, в советской эпохе.
Общее мнение очень точно обобщила гостья из Москвы, кандидат искусствоведения Наталья Погосова: «При встрече с творчеством Вампилова все чувствуют: эта драматургия настоящая, и идет она не от головы, а от сердца». Критик сравнила эти переживания, это настроение с первой любовью. Помните, как в записных книжках Александра Валентиновича? «Первая любовь — это не первая и не последняя. Это та любовь, в которую мы больше всего вложили самих себя, душу, когда душа у нас еще была».
В вампиловской драматургии эта душа, безусловно, есть. И такое искусство, по мнению критиков, «в какую-то эпоху станет нужно». Ведь и Чехов тоже не сразу стал «мерилом духовного состояния общества». Уже сейчас интерес к Вампилову растет, а когда придет «период осознания», у этого драматурга есть еще шанс не единожды встать во главе репертуара. Потому иркутский фестиваль делает важное дело, сохраняя Вампилова, накапливая материал, который в скором времени пригодится.
Екатерина Романова