Перепрыгнет одним махом

Активный туристический сезон в Иркутской области близится к концу. Можно подводить предварительные итоги. Официальная статистика по туристическому потоку и отчет правительства региона и туроператоров о главных туристических событиях этого сезона появятся ближе к осени. А пока корреспонденты ВФ решили пообщаться с основателем крупнейшего визитно-информационного центра «Байкалинфо», владельцем имения «Заречное» Сергеем Перевозниковым и узнать его мнение о туристическом сезоне лета 2011.

Фото Евгения Козырева

«Восточный формат»: Сергей, чем запомнится этот туристический сезон для Иркутской области?

Сергей Первезников: Этот туристический сезон впервые показал, что у Иркутской области подрастает конкурент — Бурятия. В Иркутской области роста практически нет, в Бурятии — есть. Она пока нас не перегнала, но она очень быстро набирает обороты. У нее лучше природные условия, у нее этнография, у нее радушие, в конце концов. Не хватает только одного — профессионализма в ведении бизнеса. У нашего региона как раз есть профессионализм, есть хороший опыт в ведении турбизнеса, но у нас ничего не делается. Сейчас власти Бурятии вкладываются в инфраструктуру, потом они начнут нанимать профессионалов и делать стандартное массовое предложение, которое Иркутская область до сих пор сделать не может. И поток туристов хлынет туда, в Бурятию!

Во всем мире существует стандартное массовое предложение. Когда мы покупаем путевку в Турцию, в трехзвездочный отель, мы приблизительно понимаем, какого уровня будут услуги. В Иркутской области нет стандартного пакета, потому что нет политики. Туроператоры сами не могут набрать стандартный пакет, потому что у всех наших отелей, гостиниц, турбаз разные условия размещения, сервис, экскурсионные программы. И туроператоры не хотят получать по лицу от возмущенных клиентов, которые покупают люкс, а получают конуру. Спрос на природу, на свежесть, чистоту, просторы Байкала растет, но под него нет адекватного предложения. Наши попытки мелкопродвиженческие в сумме не работают. Я считаю, нам надо продвигать бренд Байкала, например, он может звучать так: «Чистый воздух Байкала». Под этот бренд подходит все: парусники, конные туры, пешие походы, пляжный отдых… Каждый турист что-то для себя да выберет. Но продвигать бренд ни турбазы, ни туроператоры не могут, это должно делать правительство региона. Через два года массовый клиент уйдет в Бурятию, а наша область будет «кусать локти».

ВФ: А что вы думаете об особой туристической зоне в Слюдянском районе?

С.П.: Я думаю, мы потеряли возможность создать туристическую зону, притом что идея создавать особые экономические зоны туристско-рекреационного типа принадлежит Иркутской области. Мы эту идею отстояли на федеральном уровне, но сами ей не воспользовались: двигали эту зону то туда, то сюда, и сейчас опять пришли в тупик. «Гора Соболиная» — это тупик. Байкальск — правильный выбор, город стоит на пересечении дорог, из него можно попасть и в Тункинскую долину, на Хамар-Дабан, в Бурятию и в другие места, там есть люди, которые могут и хотят работать, там все для развития турзоны. Понятно, что с «Соболиной» проще всего было начать, но там нет никакой перспективы. Сейчас нефть упадет, и турзона закроется.

Я помню, как спорил с региональными властями, когда решили развивать турзону в Большом Голоустном. По географическому расположению это место — тоже тупик, там очень сложно создать сеть разнообразных туристических маршрутов. Но мне сказали, что выбор места не обсуждается. Тогда на встрече с представителями РосОЭЗ я предложил в Большом Голоустном организовать строительство причалов по всему Байкалу, ведь его нужно видеть в движении. Но меня не поддержали. Еще одна проблема Голоустного — транспортная: автобусы туда стоят очень дорого, еще больше стоит пошлина на хороший автобус. Бизнес не может покупать автобусы, они не окупятся. Я говорю, давайте сделаем транспортную компанию, завезем автобусы. А РосОЭЗ говорит, нет. Вот и получается, что выбрали самую некрасивую девушку и не дают ее ни накрасить, ни платье купить. И что с ней делать? Через два года зону перенесли в Байкальск. Но, как показывает этот год, опять ничего не движется.

ВФ: Можно отметить еще какие-нибудь особенности этого сезона?

С.П.: Растет выезд. Притом растет недорогой выезд. Раньше жители Иркутской области в основном ездили отдыхать в Китай, Турцию и Таиланд. А сейчас появились авиарейсы в Мюнхен (Германия), возобновились рейсы в Сеул (Корея). Наш немногочисленный клиент уходит. Мало того, что у нас внутри высокая конкуренция, у нас еще есть и внешний «враг». При этом в Иркутской области дорогие турбазы. И не только потому, что туристический сезон короткий, но и потому что затраты на содержание и обслуживание настолько высоки, что опускать цены нет возможности. Я в имении «Заречное» не собираюсь снижать цены не потому, что я такой вредный, а потому что просто не могу.

Из плюсов этого туристического сезона я бы мог отметить вот что: видны плоды деятельности нового руководителя Прибайкальского национального парка, похоже, что наконец закончится эпопея с разграничением земель, и нацпарк, получив финансирование, будет заниматься тем, чем должен — развитием экологического туризма.

ВФ: А если брать только Ольхонский район, изменилось ли что-то за это лето?

С.П.: Да, конечно. Во-первых, в этом году нет таких очередей на паром, какие были раньше. Это по большей части связано с тем, что массовые перевозчики стали более правильно организовывать свою работу. Во-вторых, некоторые турбазы ощутили спад туристов — количество отдыхающих условно сравнялось с количеством местных жителей. Раньше было на тысячу отдыхающих 100 местных жителей, сейчас жителей гораздо больше, они составляют турбазам серьезную конкуренцию, и турбазам нужно что-то творить, придумывать, чтобы привлечь клиентов. В-третьих, у района появился новый мэр, причем он пришел в политику из туризма, я считаю, это должно положительно сказаться на территории.

ВФ: Какие интересные турсобытия были этим летом?

С.П.: Для меня самое важное событие — конный пробег, который мы провели в Бугульдейке. Мы организовали его вместе с Федерацией конного спорта России, с ГНУ ИЭВСиДВ Россельхозакадемии и Сибирской конной ветеринарной ассоциацией. У нас впервые проводились соревнования такого рода. Конный пробег был рассчитан на 30 километров, но не все лошади смогли дойти до финала, ветеринары строго следили за состоянием лошадей и, если что-то было не в порядке, снимали с дистанции. Были промежуточные пункты контроля, где лошадь должна была за 20 минут прийти в надлежащее состояние — восстановить пульс, аллюры. Три лошади не смогли пройти ветконтроль. Всего было 14 участников. К моему удивлению и большой радости, победила наша лошадь. Это очень интересные соревнования. Еще раза два провести, и мы, наверно, выйдем на такой уровень, что можно будет назвать соревнования «Кубок Байкала». Второй частью пробега была фотосессия девушек на лошадях. Мы хотели показать, что те, кто занимается конным спортом, — это женственные, красивые девушки. В сентябре мы сделаем выставку.

ВФ: По туристическому потоку можно отметить какие-то тенденции?

С.П.: Пока рано. Мы с другими представителями турбизнеса будем собираться по окончании сезона и обсуждать итоги, а сейчас я могу сказать только о своем имении. У меня каждый год отмечается небольшой рост. Это связано с тем, что мы ежегодно расширяем предложения. Но у нас не может быть большого роста. Мы не можем вести широкую рекламную кампанию, потому что мы не сможем разместить столько людей, сколько может привлечь эта реклама. Чтобы расширяться, нужны деньги, мы потихонечку вкладываемся и развиваемся. В этом году у нас отдыхали дети Школы Леонова. Чтобы их всех разместить, нам пришлось в сжатые сроки (полтора месяца) отстроить еще шесть номеров и кафе. У нас все время появляются новые маршруты, это тоже привлекает туристов. Самый длинный — до Ольхона — пять дней на лошадях. Маршрут проходит по берегу Байкала, ночевки в бухтах, людям очень нравится этот маршрут. Есть и короткие прогулки — час-два. Мы думаем сделать комбинированный водно-конно-пеший тур до Песчанки. Еще мы тут в тайге обнаружили водяную мельницу и хотим ее привезти в Бугульдейку. Там деревянное колесо в мой рост, представляете, какая махина! Предки наши строили, а она сейчас гниет, пропадает.

ВФ: В нашем регионе ведь не очень много предложений с конными походами или все-таки конкуренция ощущается?

С.П.: Рынок узкий, поэтому конкуренция есть. В плане того, что мы «льем воду на общую мельницу» и благодаря этому в следующем году уже захотят прокатиться не 100 человек, а 110, конкуренции нет. В плане организации конных туров мы точно вне конкуренции. Мы, наверное, первые, кто начал делать регулярные конные туры на Байкале. Регулярные, это имеется в виду не по заказу (хотя мы и их можем), а такие, как рейсы, по расписанию и по маршруту. Это, например, конный тур «Байкальские кентавры». Туристу не надо собирать компанию, чтобы заказать тур, хотя и с компанией можно ехать. Под большую компанию мы даже подстраиваем свое расписание.