Переоценка ценностей

Уроки патриотизма в фильме «Мы из будущего»
21 февраля в широком российском прокате появилась лента «Мы из будущего» режиссера Андрея Малюкова, снятая по заказу телеканала «Россия» аккурат к 23 февраля. Фильм доходчиво объясняет современной молодежи, да и всем остальным, что негоже варварски копаться в великом военном прошлом в поисках наживы.

Такое ощущение, что современное российское кино возникает, как и новости, только по информационному поводу. Проще говоря, снимается к определенной дате. В данном случае поводом для появления фильма «Мы из будущего», который должен поднять патриотические чувства дорогих соотечественников, послужил один из дней воинской славы России — 23 февраля. Целевая аудитория — сегодняшняя молодежь, ибо разговор в картине ведется на таком уровне, чтобы было понятно даже ребенку.

Четверо молодых людей из Петербурга занимаются археологией, самовольно и без всяких разрешений раскапывая места бывших сражений Великой отечественной войны, а затем фарцуют награбленными медалями, оружием и прочими предметами военного прошлого. Но однажды на очередной раскопке историк-любитель Борман (Данила Козловский), скинхед Череп (Владимир Яглыч), растаман Чуха (Дмитрий Волкострелов) и геймер Спирт (Андрей Терентьев), напившись паленой водки из деревенского киоска, дабы согнать не вполне адекватный хмель, идут купаться в озеро… Выныривают они в 19 августа 1942 года и оказываются прямиком посреди военных действий. Четыре голых парня, клацая от холода зубами, в землянке объясняют командиру, мол, мы из будущего, но им, как это ни странно, никто не верит. Преследовавшие в XXI веке каждый свои цели и объединенные только жаждой наживы, попав в середину XX-го, они волей-неволей вынуждены пересмотреть свои взгляды на жизнь, подружиться и даже совершить фронтовые подвиги. Хотя главной их целью все равно остается — «свалить назад в будущее». И они, конечно, в него свалят — это понятно всем и сразу.

Повторим, Андрей Малюков снимал свой фильм для молодежи, и упрекать его за то, что он пробует возбудить в молодом поколении патриотический дух, никто, разумеется, не станет. Дело-то, в сущности, благое, когда каждый сидящий в темном зале кинотеатра задает себе вопрос: «Смог бы я, окажись прямо сейчас на поле боя Великой отечественной, пойти в атаку на немцев?» Но интересно посмотреть на то, как аккуратно и ненавязчиво эту самую молодежь на фильм заманивают. Рекламный плакат показывает современных молодых людей разных типажей (это чтобы охватить всех); название «Мы из будущего» отсылает скорее к будущему, нежели к прошлому; в аннотациях упор сделан на мистику, а не на патриотизм; жанр определен в первую очередь как приключения и фантастика, и только потом скромно приписано «военный» и «исторический». Главное — не отпугнуть военной темой, чтобы зритель пришел. Но заставить прийти мало, хотелось бы еще и удержать. И тут в ход идут клиповый монтаж, шутки-прибаутки, рассыпанные к месту и не к месту, любовная линия, немного эротики в стогу сена и, конечно, экшен. В том, что касается исторической части картины, не мудрствуя лукаво, режиссер Малюков не слишком явно цитирует сцены из лучших военных фильмов. Но все это кажется неважным, ибо цель оправдывает средства, и перевоспитанный скинхед, попав назад в будущее, первым делом соскабливает камнем с плеча наколотую свастику.

Тимофей Сундуков