Пейзажная лирика Андрея Ростовцева

Байкал в самых разных его ипостасях вдохновляет на творчество многих художников. Живописец из Шелехова Андрей Ростовцев не исключение. На своей первой персональной выставке, которая разместилась в галерее современного искусства «Дом художников», он представил 51 работу. Среди картин преобладают лиричные и не лишенные чувственности пейзажи. Многие произведения очень тонко и трепетно отражают настроения природы, но, по признанию самого художника, лучшая его картина будет написана в будущем.

27 ноября в галерее «Дом художников» было многолюдно: известные в нашей области живописцы и просто любители прекрасного пришли поздравить Андрея Ростовцева со своеобразным дебютом — до этого он еще не открывал завесу своего творчества широкой публике. Картины, выполненные в технике масляной живописи, выставлены в трех залах. В двух последних представлены несколько портретов, пейзажи этюдного плана и так называемые салонные работы — красивые, но не слишком глубокие «интерьерные» работы (произведения Андрея находятся в частных собраниях коллекционеров из Иркутска, Москвы и Санкт-Петербурга, а также в США, Германии, Польши и Китае).

В первом зале расположены самые знаковые картины мастера: «Мостик» с нотками импрессионизма, «Багульник» с нежными сочетанием сиренево-розового и светло-зеленого оттенков, пейзаж «Шаманский утес», в сюжете которого природа и быт людей представляют нечто единое целое. Среди остальных выделяется работа «Над Хужиром»: живописец изобразил скалу Шаманку на Ольхоне не со стандартного, избитого ракурса, а под необычным углом. Картина получилась нетипичной и для творчества самого Андрея: в ней автор использует солнечные яркие оттенки, хотя в большинстве своих произведений он предпочитает слегка приглушенные пастельные тона.

Почти все свои пейзажи художник писал с натуры. В поисках вдохновляющих мест Андрей, по словам своего наставника, заслуженного художника России Геннадия Шихалева, исколесил Байкал вдоль и поперек. «Великое озеро дает художникам невероятные возможности для творчества, при этом мало кто из живописцев умеет реалистично и правдоподобно изобразить Байкал. Я, как человек, который знает автора выставки уже более 20 лет, могу с уверенностью сказать, что для Андрея этот проект — настоящий прорыв. Но, конечно, ему еще есть куда расти и в чем развиваться», — поделился Геннадий Шихалев.

Андрей считает, что масляная техника дает художнику безграничные возможности. Иногда живописец закрашивает новыми творениями свои предыдущие, на его взгляд, неудавшиеся работы. «Мне очень нравится процарапывать и протирать мастихином слои, иногда оставлять целые куски от своих старых произведений. Этот прием не только позволяет создать объемные и рельефные картины, но и придает им какой-то особый колорит и самобытность. Под произведением «Декабрьский шторм» я «спрятал» целых четыре своих работы», — поделился секретами своей «кухни» Андрей Ростовцев.

Интересно, что на этой картине шторм изображен не как бедствие или буйство природы, а как изящный каприз моря. Похожие впечатления вызывает и картина «Последний причал»: разглядывая старые заржавевшие судна, ты совсем не испытываешь грусть или тревогу; наоборот, просвет солнца явно указывает на надежду. Как отметила Марина Алферова, директор художественной школы им. Сурикова (Шелехов), в которой преподает Андрей Ростовцев, все картины автора выставки наполнены тишиной, сдержанной радостью и гармонией.

Несколько другого мнения придерживается известный художник, практически однофамилец героя дня, Анатолий Ростовский. Он уверяет, что, несмотря на лиричность живописца, ему не присуща «мягкотелость» в творчестве. «В картине «Байкальские камни» мы видим очень суровый и даже жесткий берег Байкала, который подпустит к себе далеко не каждого», — заметил Анатолий.

Почти все живописцы сошлись во мнении, что пейзажи у Андрея Ростовцева получаются гораздо лучше, чем портреты (не зря последние находились во втором, а не в первом зале). В течение всего вечера со стороны всех присутствующих чувствовалось очень деликатное и уважительное отношение к Андрею Ростовцеву: все понимали, что 44-летний художник еще находится в поисках своего видения и стиля, и не стремились «задавить» его критикой.