Педали кручу, быстрей доехать хочу

Акция «На работу на велосипеде», второй раз прошедшая в Москве и других российских городах 21 мая, собрала по всей стране более 5 тыс. человек — это только официальные данные о тех участниках, которые прошли регистрацию на сайте. На самом деле людей, оседлавших в этот день байк, было в 10 раз больше, уверены организаторы. Хотя акция и считается всероссийской, в основном она предназначалась для москвичей: мероприятие проводил проект Let’s bike it! совместно с департаментом транспорта Москвы. В столице это действо активно пиарили: в метро и на улицах было расклеено множество забавных листовок, приглашающих людей участвовать. В регионах такого не было, однако информация о мероприятии докатилась и до Приангарья. Автор АН поддержал проект и на один день променял автомобиль на велосипед.

Фото Антона Климова

Классовая борьба в период обострения

Велосипедное движение в Иркутске развивается ни шатко ни валко: в городе действует Велотранспортный союз, есть активисты, которые поднимают веловопрос на различных площадках, но дальше разговоров дело пока не идет — в столице Восточной Сибири даже велосипедных дорожек нет. Впрочем, возможно, вскоре ситуация изменится. В середине апреля заместитель председателя общественной палаты Иркутска Олег Яценко сообщил, что первую велодорожку обустроят на бульваре Гагарина от Глазковского моста до пересечения с улицей Кожова. Правда, она займет место пешеходной зоны: предполагается, что дорожку обустроят на тротуаре со стороны набережной и отделят соответствующей разметкой. Стоить это будет недорого, порядка 30-40 тыс. рублей. Однако, когда именно это будет сделано, — доподлинно неизвестно. Мэр Иркутска Дмитрий Бердников уже ясно дал понять, что на многое надеяться велолюбителям не стоит: «Безусловно, в дальнейшем необходимо находить возможность устройства велосипедных дорожек, полос для велосипедистов при выполнении проектов капитального ремонта и реконструкции объектов улично-дорожной сети. Но мы должны с вами понимать, что, в силу архитектурных особенностей нашего города, мы не сможем создать полноценную маршрутную сеть для участников велодвижения», — сообщил он в рамках онлайн конференции на одном из городских порталов.

Несмотря на полное отсутствие велоинфраструктуры в городе, велосипедистов становится все больше и больше — это видно невооруженным глазом. Тот же Олег Яценко сообщал, что велотранспортом в Иркутске пользуется порядка 10 тыс. человек. В социальных сетях в сообществах Велотранспортного союза более 1000 участников. Сейчас, в теплое время года, ежедневно на дорогах города встречаются десятки людей на велосипедах. В Иркутске даже появились велопарковки — в основном их устанавливают владельцы магазинов и кафе, чтобы повысить лояльность у молодежной аудитории, но коммерческая подоплека не снижает их пользу. При этом отношение к велосипедистам в городе в основном негативное — как у пешеходов, так и автомобилистов. Первые жалуются на то, что люди на велосипедах снуют по тротуарам, а водителям личных машин велосипеды мешают на обочинах дорог — якобы они занимают слишком много места. И летом, когда наступает сезон велосипедов, эта классовая борьба обостряется.

Борьба с бытовыми трудностями

Активисты продвигают велосипед в первую очередь как транспортное средство, которое не вредит экологии. Основная цель акции «На работу на велосипеде» — показать, что, вопреки существующим стереотипам, велосипед может быть эффективной и разумной транспортной альтернативой. Он также является хорошим способом поддержания физической формы, инструментом для улучшения экологии и транспортной ситуации в городе, уверены организаторы. И то, что это правда, подтверждает участие в акции департамента транспорта Москвы: даже чиновники крупного мегаполиса понимают, что без развития велоинфраструктуры город еще глубже погрязнет в пробках.

Основная цель акции «На работу на велосипеде» — показать, что, вопреки существующим стереотипам, велосипед может быть эффективной и разумной транспортной альтернативой.

Сделать велосипед основным транспортным средством хотя бы на теплое время года людям мешают стереотипы: после поездки обязательно нужно принять душ, а на работе нет душевой кабины; после поездки нужно переодеваться в соответствии с дресс-кодом; ездить на велосипеде по городу, где нет ни одной велодорожки, небезопасно. Но, как известно, желающий ищет способ, а не желающий ищет причину. Что касается душа, то его на работе нет у большинства велосипедистов. Если не устраивать по дороге из дома на работу гонку, а ехать в размеренном темпе, то душ может вообще не понадобиться. В крайнем случае привести себя в порядок можно и в туалетной комнате.

Привезти с собой в рюкзаке одежду, соответствующую корпоративному стилю вашей компании, не составит никакого труда. Также при желании можно оставить кое-какой запас вещей на своем рабочем месте на случай, если надо срочно переодеться. Некоторые россияне стали практиковать езду на веле по европейскому принципу: в рабочей одежде. Девушки катаются в свободных платьях, мужчины — в строгих костюмах. В той же Москве 21 мая прошел масштабный флешмоб, который собрал более 300 представительниц прекрасного пола: все они собрались с плакатами «Я езжу в платье и мне удобно». Кстати, нечто подобное иркутяне придумали еще в прошлом году: в конце июля от Московских ворот до 130-го квартала более 20 девушек проехали в юбках и платьях под лозунгом «Леди на велосипеде».

Безопасность в твоих руках

На безопасности хочется остановиться отдельно. Действительно, в городе без велосипедных дорожек путь велосипедиста часто пролегает вдоль оживленных трасс. В рамках акции от дома до работы я проехала почти 11 км, специально выбрав чуть более длинный путь, чтобы избежать пересечения широких развязок в районе Академического моста — ехать поперек дороги там попусту страшно. Преимущественно мой путь пролегал там, где есть тротуары, «зебры» и светофоры. По самому Академическому мосту я проехала не по дороге, как делают некоторые велосипедисты, а по пешеходной зоне — там достаточно места и для велосипедиста, и для прогуливающегося пешехода. Через «зебры» и светофоры переходила, только спешившись, как и положено по правилам дорожного движения: скорость велосипедиста выше, чем пешехода, и в случае экстренной ситуации водитель может не успеть вовремя затормозить. В итоге расстояние из Первомайского до центра города, которое я по утрам с учетом пробок проезжаю за 40-45 минут, на велосипеде я преодолела за 50 минут. Удивительно, правда? Для справки: средняя скорость велосипедиста в городе — 12-15 км/ч. На дистанциях до 5 км велосипед, как правило, быстрее другого транспорта. А на дистанциях до 10 км скорость велосипеда сравнима или даже выше, чем у автомобиля.

Я не заядлый велолюбитель, катаюсь нерегулярно, а от случая к случаю. С непривычки проехать такое расстояние было сложно, но вполне посильно. Из своего опыта скажу: каждый день проезжать столько на велосипеде, пожалуй, пока не решилась бы — все-таки многовато, надо ведь и обратно еще ехать (хотя новичкам-велосипедистам рекомендуют первое время ездить на байке только в одну сторону, добираясь обратно на автобусе. Но вот расстояние в 5-7 км можно преодолевать легко, быстро и с удовольствием. Хотя бы несколько раз за лето попробовать такой способ передвижение точно стоит.