«Пассажиры молятся, пешеходы крестятся»

Так пошутила одна из участниц конкурса «Автоледи 38 RUS—2013», которую попросили закончить фразу «Женщина за рулем — это…». Это тот случай, когда в шутке нет ничего, кроме шутки: конкурсантки соревнования, которое организовало ГИБДД Иркутской области, доказали, что они водят автомобиль мастерски. Корреспондент Al не мог такое пропустить!

Результаты объявляли уже на острове Юность, где все было готово для второго этапа, и многие из провалившихся конкурсанток остались, чтобы посмотреть на практическую часть соревнований.

«Автоледи 38 RUS—2013» — первая за многие годы инициатива областного ГИБДД по популяризации аккуратного и грамотного вождения среди женщин. Последнее такое мероприятие проходило в далеком 1997 году под патронатом городской автоинспекции. Сейчас, спустя 16 лет, этот конкурс вновь стал актуальным: число женщин за рулем растет не по дням, а по часам. Число аварий с участием представительниц прекрасного пола — к сожалению, тоже. Сотрудники ГИБДД решили проверить основные навыки вождения: знание правил ПДД, скорость реакции, умение правильно парковаться в стесненных условиях и красиво объезжать препятствия.

Заявок на конкурс прислали более 150. Из них отобрали 38 — в приоритете были те девушки, у которых либо вообще нет штрафов за нарушение правил дорожного движения, либо есть уже оплаченные штрафы за несерьезные проступки. Как оказалось, даже после публикации имен отобранных участниц были настойчивые дамы, которые упорно пытались пробиться в конкурсантки со словами «Ну возьмите меня!». Некоторым помогали мужья и молодые люди: они тоже звонили в отдел пропаганды ГИБДД и рассказывали, как замечательно их спутницы ведут себя на дорогах (хотя их неоплаченные штрафы — у некоторых их число превышало десять! — свидетельствовали совсем об обратном). В результате число конкурсанток не изменилось, однако на соревнование по состоянию здоровья пришли не все, участвовали 30 девушек. Корреспондент Al — в их числе.

Первое испытание носило исключительно теоретический характер: сдать экзамен по ПДД. Классический экзамен, который все водители сдают для получения прав. Но смысл был не только в правильности ответов — на «борт» второго тура брали тех, кто ответил на 20 вопросов не более чем с двумя ошибками — но и в скорости решения. В результате лучшие результаты чуть-чуть превысили полторы минуты! Лично я решила тест за три с половиной минуты, причем большую часть времени я потратила просто на прочтение заданий! Было ощущение, что лидеры этого соревнования на уровне хобби каждый вечер прорешивают тесты. Ну что же, не самое плохое хобби. Лично я о решении заданий ПДД не задумывалась последние пять лет — с тех пор как получила права. Даже перед конкурсом не хватило времени, чтобы пробежаться по правилам. Но в итоге оказалось, что добросовестная учеба в прошлом, ежедневная практика на дороге и работа в профильном автомобильном издании сделали свое дело: я сдала с двумя ошибками (за них начисли 40 секунд штрафного времени) и прошла во второй тур!

Всего нас, прошедших, оказалось 18 человек. Остальные девушки ответили хуже, у некоторых было по 5-6 неправильных ответов, а самый неудачный результат — сразу 10 ошибок. Но нельзя сказать, что они очень расстроились: все оценили себя объективно. Результаты объявляли уже на острове Юность, где все было готово для второго этапа, и многие из провалившихся конкурсанток остались, чтобы посмотреть на практическую часть соревнований. Утешением им стали букеты цветов и сертификаты на всякие полезные автомобильные штучки, врученные спонсорами.

Меж тем стало ясно, что ждет оставшихся 18 участниц — все тот же классический экзамен на право обладания водительским удостоверением, часть практическая. На площадке подготовили трассу с заездом в узкий бокс передом, парковкой в бокс задним ходом и параллельной парковкой. У каждой из девушек было две попытки: первая — ознакомительная, вторая — на время. И вот тут-то выяснилось, что конкурс будет очень и очень долгим.

В среднем каждая девушка тратила на двойной проезд трассы около 10 минут. То есть первый этап занял чуть больше трех часов! И это — в отвратительную погоду с дождем и снегом! Мокрый асфальт, лужи, постоянно грязное лобовое стекло — в общем, легких условий можно было не ждать. «Какие бабы — такое и лето, как говорят наши мужчины», — пошутила ведущая Оксана Джигирей, чем разрядила обстановку. Судьи провели жеребьевку, и девушки разошлись по машинам — ждать своей очереди. Мне ждать пришлось долго — выпал 17-й номер.

Девушки ездили очень по-разному. Судьи объяснили правила: трассу нужно проехать на время, каждая секунда — это балл (время сдачи теории тоже оценивалось по такой же схеме). За каждую ошибку — выезд за линии фиксации или сбитые конусы — начислялись штрафы по 10 секунд. В итоге каждая из участниц сделала ставку или на аккуратность, или на скорость. Так, Евгения Валеева, которая в итоге заняла первое место, проехала трассу за 1 минуту 47 секунд, сделала четыре ошибки, и ее итоговое время получилось 2 минуты 27 секунд. Мой результат с учетом одного сбитого конуса — сказалось волнение и езда на незнакомом автомобиле — составил такое же время. Трасса в целом оказалась несложной: ежедневно я проделываю те же самые операции при выезде из гаража и парковке на тесной улочке возле работы.

После второго этапа судьи отобрали 10 участниц с лучшими показателями по итогу двух конкурсов. К сожалению, я туда не попала — мой результат оказался 12-м за счет медленной сдачи ПДД. Но это не расстроило: езжу я хорошо, правила знаю и думаю быстро, а вот скорость чтения можно и нарастить. За всеми этими мыслями и пожелала прошедшим во второй этап девушкам удачи и уселась в машину отогреваться горячим кофе.

Третий этап оказался еще интереснее: змейка на скорость передним и задним ходом. Такие маневры в городе мы каждый день точно не делаем… Для многих змейка «попой» — вообще предел мастерства. Оказалось, что девушки справляются довольно хорошо, было видно, что они постоянные гости автодромов. Но конкурс есть конкурс, и в итоге судьи отобрали трех лучших водителей. Им предстояло проехать эту же змейку еще раз, но уже не на «Фокусе» семейства «Форд» с автоматической коробкой передач, а на патрульной машине на «механике«! Умение одинаково хорошо водить и то и то — важный этап конкурса, объяснили организаторы. Делать нечего, решили девушки, и ринулись в бой. В результате первое место, как уже было сказано, заняла Евгения Валеева из Иркутска (она водит машину 8 лет), на втором месте — шелеховчанка Елена Жукова с 13-летним стажем, а на третьей строчке — жительница деревни Куда Элеонора Ощерина. Ее выигрыш особенно ценен тем, что за рулем девушка ездит всего пару месяцев: водительское удостоверение она получила лишь 30 августа! Хотя в некотором смысле ей было легче, чем опытным водителям: все, выученное в автошколе, еще свежо в памяти. Еще примечательно, что в жизни девушки водят так же хорошо, как и в рамках конкурсной программы: ни у одной из победительниц вообще нет штрафов за нарушения ПДД!

Конкурс, который, по планам организаторов, должен был завершиться к двум часам дня, закончился в шесть вечера. Счастливые девушки получали свои награды под завывания ледяного ветра и моросящий колючий дождь. Но кубки и медали, врученные победительницам, поблескивали, словно солнечные лучи сквозь тучи. Улыбками сияли и сами девушки, доказавшие, что автоледи — это звучит гордо.