Парковка: много в этом слове

Как-то пару лет назад корреспондент Al провела эксперимент. Ездила целую неделю, не нарушая ПДД. И ведь почти получилось! Почти… Несложно было соблюдать скоростной режим (не считая нервной дрожи от того, что все обгоняют). Легко вставать перед стоп-линией светофора. Ну и пусть кто-то объезжает и встает далеко за ней. Сложней было всегда пропускать любимых пешеходов — болтающих по мобильнику, вышагивающих настолько медленно, что хочется выскочить и дать ускоряющего пенделя. Но трудней всего оказалось парковаться только там, где это разрешено! Поговорим о правилах парковки, ну а заодно и о том, как правильно это делается. Можно не задумываясь бросать транспорт, а можно изучать особенности парковки — и обнаруживать, что это целое искусство.

Даже если вы покидаете свое транспортное средство «на минуточку», оставляйте возможность для его объезда

Куда приткнуться

Чтобы нормально встать и не нарушить ПДД, приходится учитывать несколько обстоятельств. По поводу ПДД ну очень сложно: не нарушить правил стоянки в оживленных местах города при нынешнем дефиците места просто нереально. Но одно дело затесаться в стройный рядок машин, задумчиво стоящих под знаком «Остановка запрещена», другое дело — перекрыть проезд, въезд или выезд, расщепериться посреди тротуара или бросить автомобиль сразу за закрытым поворотом.

Следует учитывать не в последнюю очередь: не мешает ли ваш четырехколесный друг окружающим. Главная забота — это вероятность столкновения другого транспорта с одиноким и беззащитным вашим. Нужно учитывать и пешеходов — есть ли им где обойти ваш «скромненький компактный» LandСruiser 200 или придется прыгать через лужи. Но пешеходы не так страшны, как военный КАМАЗ с курсантом за рулем — максимум, что они могут сделать, это провести гвоздем по борту небрежно стоящей машины или свернуть могучим плечом зеркало заднего вида.

Даже если вы покидаете свое транспортное средство «на минуточку», оставляйте возможность для его объезда. Во-первых, минуточкой очень часто не ограничивается (оказалась очередь, нужного человека нет на месте, у вас вдруг случился важный звонок…). Во-вторых, по закону подлости, если вы заперли одну машину из десяти, именно ее водитель захочет выехать! А во время ожидания время тянется невероятно долго, и он скажет о вас то, что вы о себе и не знали.

Гораздо хуже, если автомобиль… загорится. Вероятность этого существует, если поставить машину на кучу сухой травы или газет. Раскаленный глушитель, проходящий под днищем машины, реально может поджечь легковоспламеняющийся мусор. Факт малоизвестный, но сама вероятность вернуться к пепелищу!

Ну, и еще одна неприятность, которая куда чаще встречается, хоть она менее страшна. Это грязь. Не паркуйтесь с выходом в лужу. Весьма противно по возвращении ставить на педали обувь, на подошве которой — слой скользкой грязи (ну или чего-то более пахучего и мерзкого). Гораздо хуже, если нога соскользнет, скажем, с педали тормоза перед полной народу «зеброй»: это может привести к ДТП.

Предусмотрительные водители еще и оценивают — как они будут выезжать после стоянки. Зачастую гораздо практичнее загнать машину в «дырочку» задним ходом, чтобы после легко выехать лицом вперед. Одна уланудэнка, начинающий водитель, единственная в своей многочисленной конторе, ставит машину кормой к забору. Самая неопытная, она оказалась самой практичной! «Пока утром парковка свободная, я спокойно разворачиваюсь и заезжаю задним ходом, — объяснила она, — зато вечером, когда все мучаются, я без проблем выкатываюсь и уезжаю!»

Еще бы добавила — зимой не вставайте на гололеде в подъем, потому что трогаться нормально в такой ситуации могут лишь полноприводные машины. У автора обычно такая, и как-то в ноябре ехали в колонне с другом. Он был на моноприводе, я встала, по привычке не парясь, на скользкой горке — и после мой 4WD-монстр поехал себе — а бедный друг стоял, шлифовал и хотел себе хотя бы шипованную резину.

В общем, прежде чем встать на какое-то место, оцените его с точки зрения ПДД, безопасности, простой пригодности для парковки и удобства последующего выезда. Немного проще, если вы ждете пассажира и при этом сидите в машине: можете и «подпереть» пару-тройку коллег — ведь вы отъедете, если они придут.

Техника стояния

Теперь немного о том, что нажимать и куда поворачивать колеса. Еще в автошколе нас учили, что при парковке на уклоне следует «опереть» колеса на бордюр. Если машина сорвется с ручника, она уткнется колесами в препятствие и не уедет. По этой же причине многие ставят автомобиль на передаче (если им повезло иметь механическую коробку).

Но, дорогие товарищи, стоянка на передаче строго запрещена, если ваша машина оборудована автозапуском. Настаиваю на этом, ибо знаю много курьезных случаев из жизни нашего чудесного города. Если вы недавно сменили автомобиль, если у вас автозапуск по таймеру и до сих пор не отключен, если вы или ваш ребенок случайно нажали кнопку запуска мотора… Расскажу, как некий микроавтобус завелся, а поскольку он был дизельный, он еще и не заглох, а торжественно поехал. Руль был вывернут, поэтому бедный микрик сделал круг почета по стоянке, прежде чем свалился с полуметрового бордюра. Мог он задавить пешехода, мог затормозить о машину стоимостью в несколько миллионов — вариантов масса. Поэтому никаких стоянок на передаче при имеющемся в машине автозапуске — только нейтрал и стояночный тормоз. Который, кстати, должен быть исправен.

При оставлении автомобиля на уклоне большинство водителей автоматных машин просто втыкают «П» (в смысле «Р«). Когда бросают тормоз, машина при этом дергается — это на плечи бедной АКПП приходится толчок от массы машины. Затягивайте ручник во избежание этого — еще до того как отпустите педаль рабочих тормозов.

Стоять нельзя проехать

Для начала напомним, что в Правилах дорожного движения есть два понятия: остановка и стоянка. Стоять нельзя там, где нельзя останавливаться. Напомним эти случаи:

— Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

— на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

— в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

— на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

— на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

— на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

— ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);

— в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.

Ну, и будьте просто вежливы. Ставьте свою ласточку так, чтобы она занимала одно машиноместо, а не два — то есть не по центру куска, на который входит пара автомобилей. Оставляйте зазор для машин спереди и сзади, чтобы они могли выехать. И себе тоже — если вы прижметесь близко к переднему автомобилю, и сзади вас тоже подопрут, то придется ждать либо искать владельцев соседних машин! Поэтому подъезжайте так, чтобы видеть колеса передней машины — это значит, вы сможете вырулить, да еще и с запасом.

Женская парковка

Сюда ваш автор, как обычно, помещает советы для женщин (и неопытных водителей безотносительно их гендерной принадлежности). Кстати, многие источники утверждают, что женщины тратят на парковку гораздо больше времени. Нам ведь важно, чтобы было еще и красиво!

Как вы уже поняли, парковка — дело тонкое. Поэтому не смущайтесь, если вы за рулем недавно и есть сложности с точной постановкой на прикол. Если вам неясно, сколько там еще места, не глушите двигатель, коробку — в нейтраль, затяните ручник, выйдите и оцените пространство со стороны. Подъедьте чуток, еще раз посмотрите, и со временем чувство габаритов выработается с метра до полуметра, а потом и до 0,1 м. Помогают и камеры заднего вида. Если нет на машине — можно установить. Впрочем, есть еще выход: если рядом есть какие-нибудь люди — попросите их посмотреть. Все и всегда охотно помогают. Единственное, о чем следует знать, — что все маневры вблизи заборов или других машин следует производить на малых оборотах, очень плавно — чуть нажмите газ, и пусть машина катится, при этом держите ногу на тормозе. Тогда вы сумеете остановиться вовремя. В Европе, где с местом вообще сложно, народ паркуется методом «на слух», так что не переживайте из-за того, что ваш бампер в боевых отметинах. Отремонтируете потом все оптом.

Заехав куда-либо так, что придется выезжать задним ходом, после остановки не крутите руль — выезжать нужно так, как заезжали, и стоящие под нужным углом колеса вам подскажут начало траектории. И перед началом движения не поленитесь, сходите и посмотрите, не появилось ли препятствий за время вашего отсутствия. За машиной может присесть играющий в прятки ребенок, может валяться брошенная кем-то бутылка, может прилечь на отдых бомжик.

Не паркуйте машину перед бордюром или пеньком. Начнете выезжать, особенно в спешке — налетите стопроцентно (проверено автором!). Оставляйте запас — чтобы видеть данное препятствие.

И еще совет новичкам: нужно ставить автомобиль так, чтобы вы могли нормально открыть дверцу. Особенно это касается кузовов с уменьшенным количеством дверок: двухдверных купе и трехдверных хетчбэков с их огромными «калитками».

Предупреждайте пассажиров, чтобы осторожно открывали двери машины и не стучали ими о соседние автомобили. В узком пространстве имеет смысл прижаться своим, водительским боком поближе, оставив запас места для пассажира. Впрочем, это не относится к пассажирам, которые тоже имеют опыт вождения. Они могут даже помочь при парковке командами со своего сиденья. Еще пассажира можно использовать и для безопасного выезда, если вы стоите задом на выход. Пусть постоит сзади машины и посмотрит, нет ли кого.

Маленькое отступление: попросила мужа помочь, выкатываясь задним ходом из плотного строя машин, стоящих носами в бордюр, видимости ноль. Кричу в окно: «Есть там кто?» «Нету!» — ответ. Удивляюсь: улица-то оживленная! Радостно выпрыгиваю из заперти и вижу: оказывается, мой высоченный муж встал на дороге, раскинув свои длинные руки, и просто перекрыл поток. Никто даже не сигналит! Мой находчивый рыцарь прыгает в машину, и я рву с места, поблагодарив аварийкой.