Оживление экспозиции

Сыграть в футбол, разогнать ногами листья, рассеять туман, попытаться поймать рыбку или распугать бабочек теперь можно в главном экспозиционном зале отдела природы Иркутского областного краеведческого музея. Там установлен интерактивный пол — изображение с проекторов, которое реагирует на движения посетителей. Вместе с интерактивной стеной и «волшебным зеркалом», которые также установят в рамках ведомственной целевой программы по модернизации государственных музеев области, проект обойдется в 1 млн рублей, которые поступят из регионального бюджета.

Десятки чучел животных, деревья, кустарники и прочие «живые» экспонаты окружают картинку два на три метра, которая проецируется с потолка. На ней изображены камни, стоит наступить — оказывается, камни под водой, и от ботинка идут круги. Так как потолки в музее не очень высокие, для создания изображения на большой площади пола пришлось использовать два проектора, а также камеру и инфракрасную подсветку — чтобы четче определять движущиеся объекты в темноте и при ярком освещении.

«Сейчас пол на «автомате» стоит, — объясняет монтажник компании «Визионтур» Сергей Санников. — На компьютере есть меню, где для спецэффектов задано время: простенькие минут по 15, поинтереснее, поди­намичнее — по 20». «Сейчас в футбол будем играть», — добавляет он. Изображение камней сменяется зеленым футбольным полем, начинается отсчет первого тайма. 3: 0 — с таким счетом он заканчивается через пару минут. Помимо камней и футбола, по словам специалиста компании, существует еще около 30 спецэффектов: покров из опавших листьев, которые уборщица безрезультатно пыталась разогнать веником, туман над осенним пейзажем, неуловимые золотые рыбки, бабочки и простые компьютерные игры.

«Эта игрушка больше всего всем нравится, — говорит монтажник. — Дети эту игрушку практически все знают». По полу экспозиционного зала начинает ползать змей, составленный из цветных шариков, которые нужно выбивать ногой, не давая пресмыкающемуся сильно разрастись и запутаться. «Игрушки требуют ресурсов», — отмечает Сергей Санников, добавляя, что управление интерактивным полом осуществляется с одного компьютера, а картинка с камеры обрабатывается на другом, который связан с первым по Wi-Fi. Для работы всей системы, по его словам, используется международная технология, адаптированная в России под нужды музея.

«Пол будет работать постоянно, он оживляет нашу экспозицию», — заявляет заведующая отделом природы краеведческого музея Ирина Шитикова. Она отмечает, что новые технологии в иркутских музеях стали активно внедрять в последнее время, но посетителей, в основном школьников, музей привлекал всегда, проводя тематические дни. Ее любимая игра на интерактивном полу — гонки.

Недостаток игровой системы краеведческого музея пока только в том, что датчики настроены под детей, на рост до метра, а на взрослых мячи, шарики и бабочки реагируют немного медленнее. Это, по словам Сергея Санникова, должны исправить в ближайшее время. В отделе истории музея также скоро заработает «волшебное зеркало» — экран, на котором рядом с вашим изображением окажутся первобытные люди, шаманы, казаки и другие исторические персонажи — и интера­ктивная стена 4 на 1,5 метра, которая будет еще функциональнее пола. Новые экспозиционные панели должны быть введены в строй до 11 ноября.