Озеро ожидания

У Байкала два лица. Если летом некоторые его берега похожи на восточные базары — людные, шумные, окутанные запахами дыма костров, копченой рыбы и цветущего чабреца, то зимой это лицо буддистского монаха, который дал обет молчания. Зимний Байкал — это уходящий за горизонт снежный покров, уже ставший легендарным из-за своей прозрачности лед, морозы и сбивающие с ног ветра, а также море не по-сибирски теплого мартовского солнца. Это совсем другой Байкал, который с каждым годом стремится увидеть все больше людей со всего мира. В новом сезоне желающих может оказаться даже больше — по причине переориентации туристов на внутренний рынок. Однако местные туроператоры пока сдержанны в оценках, считая, что много будет зависеть от экономической ситуации в стране и регионе.

Непредсказуемость байкальского льда уже не раз играла злую шутку со многими путешественниками, отправляющимися покорять самое глубокое озеро планеты.

В царстве снега и льда

Зима на Байкале каждый год начинается в разное время. Более того, у любителей активных зимних видов спорта она здесь начинается дважды: сначала — когда на склонах выпадает достаточно снега, и второй раз — когда на поверхности озера устанавливается прочный ледовый покров. К слову, уже второй год подряд появление снега и льда на берегах Байкала ждут с особым нетерпением — теплая зима путает туристам все планы. Причем если лыжники и сноубордисты в появлении достаточного количества снега заинтересованы из сугубо личного интереса, то у компаний-туроператоров от этого зависит продолжительность горнолыжного сезона, а следовательно, и прибыль.

Со льдом уже который год повторяется еще более тонкая история. Несмотря на то что на заливах Малого моря он обычно появляется в декабре, большой Байкал остается незамерзшим еще около месяца. Это практически потерянное для туриндустрии время. Его чуть-чуть оживляют новогодние каникулы, во время которых наблюдается прилив туристов на местные турбазы. Однако основной поток желающих увидеть зимний Байкал устремляется сюда с середины февраля по конец марта, когда лед уже проверенно прочный, все ледовые переправы официально открыты, а дни становятся длинными и солнечными.

Кстати, непредсказуемость байкальского льда уже не раз играла злую шутку с многочисленными путешественниками, отправляющимися покорять самое глубокое озеро планеты. Именно так в марте 2013 года случилось с немецким путешественником-экстремалом Вольфгангом Куловым, который собрался объехать Байкал на велосипеде. Однако, добравшись до северной оконечности острова Ольхон, немец вынужден был повернуть обратно. Сначала торосы, а затем надвигающаяся весна сделали его дальнейший путь по-настоящему опасным. Впрочем, азарт Кулова от этой первой неудачной попытки только вырос. И он решил непременно еще раз вернуться на Байкал, чтобы завершить задуманное.

Тот, кто был на Байкале зимой, видел этот лед, снег, теплое мартовское солнце, едва ли останется равнодушным.

Сейчас у Вольфганга уже куплены билеты до Иркутска и обратно, заказана гостиница, получена виза. Он ждет только одного — когда Байкал замерзнет. В феврале он прилетит в Иркутск со своим другом, известным в Германии журналистом. И вместе они отправятся в многокилометровый поход на велосипедах, начальной точкой которого станет Северобайкальск, а конечной — Листвянка. Между ними будут Ушканьи острова, Ольхон, Горячинск, Слюдянка и немало других промежуточных пунктов на обоих берегах Байкала, которые оба иностранных путешественника давно мечтали увидеть. «Потому что в Германии Байкал — это имя, а замерзшее озеро — настоящая фантастика», — говорит Вольфганг Кулов.

Точно так же, как два путешественника из Германии, появления прочного льда сейчас ждут и более 140 участников очередного международного марафона «За сохранение чистых вод Байкала», который состоится 1 марта. В этом году уникальный забег, входящий в 20-ку самых необычных марафонов планеты, пройдет уже в 11-й раз. Его организатор — директор туристической компании «Абсолютная Сибирь» Алексей Никифоров — говорит, что, как и в предыдущие годы, заявок на участие в марафоне было подано в три раза больше. Всего в забеге по льду Байкала будут участвовать граждане 17 стран, в том числе таких, где практически никогда не бывает снега, например, Мексики или Саудовской Аравии.

Ловят на экстрим

Ледовый марафон — одно из мероприятий, которое войдет в план очередного Международного Байкальского фестиваля зимних игр «Зимниада». При этом уже 13 лет подряд он объединяет самые интересные события на зимнем Байкале. В их число традиционно входит, например, турнир по ледовому гольфу, соревнования по подледной рыбалке «Байкальская Камчатка», фестиваль «Сарминский шквал», чемпионат по зимнему кайтингу и другие.

Кроме того, за последние годы появилось немало мероприятий, которые туркомпании региона проводят вне календаря «Зимниады». Например, в этом году уже в третий раз пройдет байкальская экстремальная гонка «Ледовый шторм», участникам которой за три дня на коньках, лыжах или велосипеде предстоит преодолеть более 200 километров по льду. Интересно, что предшественником этой гонки был другой экстремальный забег — Siberian Black Ice Race. По его условиям участники должны были преодолеть расстояние от Листвянки до Северобайкальска, то есть почти 600 километров. При этом ориентирован он был преимущественно на европейцев, для которых само пребывание на зимнем Байкале было сравнимо с покорением Арктики. Смена формата и организаторов гонки привела к тому, что сегодня в «Ледовом шторме» участвуют в основном жители Иркутской области. Правда, число участников благодаря этому стало более чем в два раза больше — к середине января в гонке было зарегистрировано 80 человек.

Представители местной туриндустрии считают, что именно такие события позволяют увеличивать турпоток зимой на Байкале.

— Плюс такого рода туристов еще и в том, что на их планах менее всего сказывается кризис, — говорит Алексей Никифоров. — Все эти бегуны, велосипедисты и кайтсерферы, которые сюда приезжают, в меньшей степени зависят от экономической ситуации в стране. Это не массовые туристы — как правило, такие спортсмены планируют поездки заранее и поэтому в меньшей степени склонны их отменять. К примеру, заявки от участников ледового марафона мы начинаем получать более чем за полгода до его проведения.

Прогноз на зиму

Насколько удачным будет предстоящий зимний сезон на Байкале, участники местной туротрасли пока не берутся оценивать. С одной стороны, есть факторы, которые явно будут способствовать притоку туристов на Байкал. В первую очередь, это ожидаемая переориентация населения страны на внутренний туризм, происходящая на фоне ослабления рубля. По словам пресс-секретаря компании «Гранд-Байкал» Сергея Исполатова, одним из результатов этого уже стало увеличение числа просмотров на сайте компании. «Однако приведет ли это к сопоставимому увеличению числа отдыхающих, пока не ясно. Тем более что Байкалу сейчас приходится конкурировать за туристов в вопросах цены и качества отдыха с другими регионами», — говорит он.

Сдержанно оценивает перспективы прироста турпотока и генеральный директор компании «Байкалов» Анатолий Казакевич. По его словам, туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых туры на Байкал традиционно пользуются спросом, теперь могут чаще отдавать предпочтение курортам более близких Карелии или Сочи. «А часть тех, кто захочет покататься на горных лыжах в Сибири, не доедет до Байкала потому, что выберет курорты Красноярского края или Кемеровской области», — говорит он.

В этом смысле конкуренцию с другими регионами страны Байкал вряд ли выигрывает. «Другое дело, что сюда чаще всего люди едут после восторженных отзывов уже побывавших на Байкале друзей или родственников, — говорит Казакевич. — Потому что тот, кто был здесь зимой, видел этот лед, снег, теплое мартовское солнце, едва ли останется равнодушным».

Куда более выгодно выглядит зимняя туриндустрия на Байкале на фоне соседней с нами Республики Бурятия. Тут, по мнению генерального директора туроператора «Байкалов», Иркутская область безусловный лидер. «У нас более развитая туристическая инфраструктура, больше событий и интересных мест для посещения туристами, — считает Анатолий Казакевич. — Как следствие, и выше капитализация отрасли, в том числе за счет более высоких по сравнению с соседним регионом цен».

Специалисты туротрасли при этом убеждены, что внутрирегиональные туристы и гости из других субъектов РФ и зарубежья — это две совершенно разные категории клиентов. Если первые являются наиболее массовыми туристами, то вторые приносят отрасли наибольшую прибыль, так как чаще останавливаются в гостиницах, обедают в ресторанах и пользуются другими видами услуг. Впрочем, по мнению директора компании «Байкальская Виза» Станислава Леника, не стоит недооценивать потенциал и внутрирегиональных туристов.

— Если бы в Иркутской области появилось десять новых заводов, на которых в совокупности работало 50 тыс. человек, то это были бы 50 тыс. потенциальных клиентов региональной туротрасли, — убежден он. — Любому человеку хочется отдыхать, но при этом мало кто поедет на выходные заграницу или в другой регион. Если бы все эти туристы каждую неделю отправлялись на Байкал, это решило бы проблему низкой загрузки объектов туристической инфраструктуры. Сейчас, зимой, она в лучшем случае составляет 30%. Именно поэтому развитие туристической отрасли напрямую связано с ситуацией в экономике региона.