Отрасль особого назначения

То, что лесной фонд на территории Сибири используется недостаточно эффективно, в очередной раз на совещании в Иркутске подтвердили многие эксперты. Набившие оскомину проблемы ЛПК хоть и озвучиваются из года в год, но все так же далеки от решения. Незаконные рубки, катастрофическая нехватка производств по глубокой переработке древесины, низкая экономическая отдача отрасли в бюджеты всех уровней. Сменится ли констатация фактов решением проблем в этом году, выяснял Олег Усов.

Власти Иркутской области нащупали «кнопку» перезагрузки лесной отрасли. Фото Евгения Козырева

«Положительные изменения идут, но очень медленно»

«Лесопромышленный комплекс не становится реальным локомотивом экономики. Огромный экономический потенциал лесного сектора остается нереализованным. Его доля в валовом региональном продукте регионов незначительна. Доля Сибирского федерального округа в производстве продуктов переработки древесины низка», — задал критичный тон высказываний в адрес лесопромышленного комплекса Сибири заместитель полпреда в СФО Андрей Филичев на январском совещании по вопросам эффективности исполнения переданных полномочий в области лесных отношений в округе.

Как справедливо подчеркнул во время совещания господин Филичев, многие вопросы обсуждаются уже не в первый раз, но ситуация в большинстве регионов СФО кардинально не меняется: в частности речь идет о незаконных рубках, низкой собираемости платежей от аренды лесных участков, привлечении инвестиций для создания производств по глубокой переработке древесины. Так, несмотря на сокращение количества выявленных незаконных рубок в СФО в 2013 году на 18%, существенно, на 45%, вырос их объем — до 404,7 тыс. кубометров. Ущерб составил 1,994 млрд рублей, при этом возмещено ущерба на сумму 39 млн рублей, или 5% от всей суммы. За нарушения лесного законодательства инспекторами привлечено к административной ответственности 9594 лица (граждан, должностных и юридических лиц). Наложено административных штрафов на сумму 48,4 млн рублей. Наибольшее количество лиц, привлеченных к ответственности за нарушение лесного законодательства, отмечено в Иркутской области (2213 чел.), Красноярском крае (1181 чел.) и в Новосибирской области (1168 чел.). Наименьшее количество — в Республике Хакасия (137 чел.) и Республике Тыва (247 чел.).

Заместитель полпреда также поднял вопрос по недоимкам в федеральный и региональные бюджеты. Так, в СФО в прошлом году они составили 2,2 млрд рублей, из которых 1,3 млрд рублей не поступили в федеральную казну. Более 50% общей суммы приходится на Красноярский край. По сравнению с январем 2013 года размер недоимок в Сибирском округе увеличился на 4,2%. «В условиях жестких бюджетных ограничений недоимки, а тем более их рост, недопустимы, — подчеркнул Андрей Филичев. — Отчисления от лесной сферы должны наполнять как федеральный, так и региональный бюджеты, субъекты должны быть заинтересованы в увеличении таких доходов». Эксперт подчеркнул, что в ближайшее время департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу начнет всесторонне анализировать эту ситуацию, в частности динамику недоимок и управленческие действия регионов. «По итогам анализа во втором полугодии 2014 года будем применять жесткие меры вплоть до внесения представлений о неисполнении полномочий, особенно к тем регионам, где появились новые должники», — заявил зам полпреда.

Как ни удивительно, но свою лепту в общую картину малоэффективности отрасли вносят и приоритетные инвестиционные проекты. Андрей Филичев уточнил, что инвестиционные проекты, планируемые как создание высокотехнологичных лесоперерабатывающих производств, не должны в ходе реализации преобразовываться в сырьевые производства либо производства пиломатериалов. В первую очередь это важно для инвестпроектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и лесопереработки, реализацию которых поддерживает государство путем предоставления целого комплекса льгот. В СФО сейчас реализуется 25 инвестиционных проектов, из них пять в Иркутской области (компаниями ОАО «Группа «Илим», ЛДК «Игирма», «Транссибирская лесная компания», «Евразия-Леспром Групп» и «Русфорест Магистральный» — SR).

Заявленный объем инвестиций по этим проектам составляет 284 млрд рублей, планируемый объем перерабатываемого сырья — 36 млн кубометров древесины.

Заявленный объем инвестиций по этим проектам составляет 284 млрд рублей, планируемый объем перерабатываемого сырья — 36 млн кубометров древесины. Однако, как ранее докладывали на заседании в правительстве Иркутской области, компании, реализующие ПИП, не в полной мере исполняют взятые на себя обязательства. В том числе по освоению расчетной лесосеки, своевременному вводу объектов в эксплуатацию, созданию рабочих мест. По данным агентства лесного хозяйства Иркутской области, предприятия заготавливают древесину в объемах в разы меньше запрошенных. ЛДК «Игирма» передано в аренду 914 тыс. куб. м. Факт заготовки составил 646 тыс. ТСЛК попросил лесосеку на 2017 тыс. кубометров, а заготовил только 217 тыс., то есть в десять раз меньше», — отчитывался возглавлявший тогда агентство Владимир Шкода. УФНС по Иркутской области сообщало, что за девять месяцев 2013 года по этим проектам в региональный бюджет поступило 700 млн рублей налогов. Тогда как, согласно заявленным параметрам проектов, в 2013 году отчисления в региональную казну должны были составить около 2 млрд рублей.

Подводя итоги совещания, Андрей Жилин сказал, что ситуация в округе сложная. Положительные изменения в лесном хозяйстве идут, но очень медленно, и не всегда все идет так, как хотелось. Очень слабо меняется ситуация с лесными пожарами, нелегальными рубками и качеством лесовосстановления. Наиболее сложная ситуация складывается в Республике Тыва, где местное население ежегодно проводит палы сухой травы и полностью отсутствует профилактическая работа. В Забайкальском крае руководство не смогло организовать системной работы по ведению лесного хозяйства, в том числе по предупреждению и тушению лесных пожаров и борьбе с нелегальным оборотом древесины, и это несмотря на то, что в крае есть специальное подразделение лесной полиции для борьбы с нелегальными рубками. Одним из поручений, данных на совещании, было в течение двух недель представить в Рослесхоз весь комплекс мероприятий по организации системной работы с населением по профилактике и тушению лесных пожаров.

Законодательная основа

В Иркутской области, на протяжении многих десятилетий лидирующей и по лесистости, и по объемам заготовки и переработки древесины, проблему несоответствия экономической отдачи отрасли от ее масштаба поднимают последние два года особенно часто. «Значение этой отрасли для нашего субъекта трудно переоценить, — отметил и на этом совещании губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. — Но мы создаем проблемы, в том числе и для будущих поколений, например, оставляем большое количество отходов. Сегодня мы осваиваем 28 млн кубометров леса в год, из них 10 млн кубометров оставляем на месте. Когда мы говорим о лесоохране или санитарных рубках, то водоохранная зона остается у нас без лесов. Мы не перестанем принимать по данным вопросам управленческие решения до тех пор, пока они не начнут работать».

Решить накопившиеся проблемы в лесной отрасли должна помочь активно идущая в последние месяцы работа над совершенствованием нормативно-правовой базы.

Как отметил Андрей Жилин, настоящим прорывом стал принятый в конце декабря 2013 года 145 федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно ему, с 1 февраля 2014 года лес, заготовленный на любой территории РФ, должен браться на учет. Кроме того, абсолютно все сделки по круглому лесу будут декларироваться. Еще одна составляющая этого закона — запрет на отчуждение круглого леса, который выделяется на нужды населения. Таким образом, исключается «серая» схема использования этого леса для нелегальной продажи. Он также сообщил, что в настоящее время Рослесхоз совместно с регионами разрабатывает около 20 подзаконных актов, которые будут обеспечивать действие этого закона. В частности, планируется подготовка закона о купле-продаже древесины, который будет обеспечивать участие в аукционах представителей малого и среднего бизнеса, законов о конкурсах и санитарных мероприятиях.

Сергей Ерощенко напомнил, что правительство региона также сформировало законодательные инициативы по реализации мер межведомственного взаимодействия, направленных на предотвращение незаконного оборота древесины. В частности, одно из предложений касается усиления административной ответственности за использование для перевозки леса автомобильного транспорта, не имеющего государственной регистрации и не прошедшего технический осмотр. Также есть предложение о включении в перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы, сотрудников полиции в связи с наработанной практикой участия органов полиции в реализации региональных законов по пунктам приема и отгрузки древесины.

Эксперты ожидают, что первые результаты нормотворческой работы, активно проводившейся в прошлом году, можно будет увидеть уже в 2014-м. «В 2013 году в лесном секторе были приняты основополагающие решения, — отмечала ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Юлия Шуплецова на международной выставке «Российский лес-2013», — прошло еще слишком мало времени для их реализации, но первые результаты, скорее всего, будут уже в 2014 году, и мы должны увидеть позитивные изменения в отрасли». При этом в настоящий момент большое количество законопроектов и поправок в Лесной кодекс РФ находятся еще в стадии обсуждения и разработки (всего около 50). Однако, как подчеркивала Юлия Шуплецова, «ухудшений для бизнеса быть не должно, наоборот, настоящий легальный бизнес должен получить преференции: законотворческая работа направлена сейчас на ограничение коррупционной составляющей, на борьбу с незаконной заготовкой древесины, а также против тех, кто рассчитывает получить в лесном секторе «легкие» деньги».

Напомним, что Иркутская область ранее выступала с предложениями по внесению изменений в постановление «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Изменения касаются использования инвесторами лесных ресурсов с момента ввода в эксплуатацию производства с целью исключения реализации по рыночным ценам невостребованной в производстве древесины, установление для досрочного расторжения договора аренды дополнительных оснований — нарушение графика финансирования и реализации инвестиционного проекта более чем на шесть месяцев. Предлагалось также установить повышающие коэффициенты при определении арендной платы после окончания срока реализации инвестиционного проекта в зависимости от степени переработки древесного сырья, а также дополнительные критерии приоритетности проектов (глубина переработки древесины, использование отходов, комплексность переработки всей заготовленной древесины).

В то же время министерство промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области настаивало на необходимости разработки и утверждения на федеральном уровне документов, предусматривающих преференции предприятиям, которые реализуют проекты по использованию и утилизации древесных отходов. Как не раз подчеркивал Сергей Ерощенко, политика Иркутской области в лесном секторе проста: правительство будет всецело поддерживать те предприятия лесопромышленного комплекса, которые ведут свой бизнес легально. В свою очередь от лесопромышленников регион ждет принятия мер по эффективному использованию расчетной лесосеки, выполнению обязательств по договорам аренды, повышения налоговой отдачи, ухода от серых схем, наиболее полного использования древесных отходов и увеличения глубины переработки древесины.