Отправил в инвестиционное плавание

Губернатор Приангарья озвучил инвестпослание
Инвестиционное послание губернатора Иркутской области Сергея Левченко, состоявшееся 26 мая, преподносилось как первое событие подобного рода. Действительно, предыдущие главы Приангарья в таком формате ранее не выступали. Вместе с тем аналогичные послания для других регионов — уже устоявшаяся практика. Корреспондент спецпроекта «Экономика региона» внимательно выслушал губернатора и вместе с другими адресатами послания сделал выводы относительно того, не стал ли этот первый блин комом.

Формат губернаторских инвестиционных посланий сам по себе не нов. Поиск по официальным порталам органов региональной власти показывает, что подобной практики придерживаются губернаторы как минимум трех десятков регионов. Некоторые из них, как губернатор Ростовской области, делают это с 2013 года. Стоит отметить, что подобную обязанность главам регионов вменил президент страны в конце 2012 года по итогам заседания Госсовета, где было решено: главы регионов должны обращаться к предпринимательскому сообществу с ежегодным инвестиционным посланием.

В Иркутской области подобное послание впервые озвучено лишь в 2016 году. Площадкой для этого стал форум «Экономические вызовы и новые возможности для бизнеса», прошедший в Сибэкспоцентре. Стоит отметить, что недостатка в желающих послушать губернатора не было. В зале присутствовали мэры городов, депутаты Законодательного собрания, владельцы крупных региональных предприятий и наемные управленцы. Буквально за минуту до того, как глава региона поднялся на сцену, организаторы форума закончили подносить дополнительные стулья.

Тяжелое наследство

Трудно сказать, почему предыдущий губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко целых три года уклонялся от президентских рекомендаций. Однако к последнему году его губернаторства Приангарье засветилось в нескольких авторитетных рейтингах инвестиционной привлекательности российских регионов, причем на самых последних местах. Это обстоятельство, кстати, получило реакцию в послании главы региона: «Итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, презентованные в прошлом году Агентством стратегических инициатив, следует рассматривать как руководство к дальнейшей активной работе в сфере улучшения инвестиционного и предпринимательского климата на территории региона», — задал оптимистичный настрой губернатор.

В целом по итогам послания создается впечатление, что Сергею Левченко, принявшему в свои руки позабытый инвесторами регион, наверняка приходится непросто разрабатывать эту непаханую ниву.

Видимо, поэтому он несколько раз напомнил аудитории о том, что предыдущая областная власть в вопросах привлечения частных средств либо топталась на месте, либо изображала бурную деятельность: «Наши предшественники декларировали много красивых инвестиционных проектов. Была выпущена масса пресс-релизов о том, какие предприятия в скором времени будут построены. Реальность же такова, что новые крупные инвесторы в регион не заходили, все заканчивалось декларациями. В Иркутской области накопилось много негативного опыта. Наглядный пример — проект компании «Нитол» в Усолье-Сибирском. Несколько лет назад была предоставлена абсолютная региональная и политическая поддержка, миллиарды рублей государственных кредитов, налоговые льготы. В итоге к моменту прихода нынешнего правительства — разрушенное производство, банкротство предприятия».

На территории Иркутской области активно реализуется ряд федеральных и региональных проектов — это реконструкция Байкало-Амурской магистрали силами ПАО «РЖД», строительство газопровода «Сила Сибири» ПАО «Газпром», постановка на крыло среднемагистрального самолета МС-21 ПАО «Иркут», реконструкция аэропорта Иркутска ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» и несколько других. Регион крайне заинтересован в реализации этих проектов, поскольку это дополнительные рабочие места, налоговые отчисления и новые производства.

Более того, как отметил Сергей Левченко, с его подачи были проведены проверки всех инвестиционных проектов, которые пользуются региональной поддержкой. По его словам, выяснилось, что по некоторым проектам возврат НДС из бюджета больше, чем сумма всех уплаченных этим инвестпредприятием налогов в бюджет: «Это примеры бесконтрольности и отсутствия управляемости».

Досталось и вечно перспективной теме развития туризма в Приангарье: «Честно говоря, за эти годы ровным счетом ничего ни сделано. Хотя финансовые возможности были огромными».

В качестве некоего напутствия самому себе и подчиненным, а заодно и сигнала потенциальным инвесторам, Сергей Левченко заявил о необходимости в ближайшем будущем качественно изменить механизмы привлечения инвестиций в регион, создать систему фильтров, которая позволит уйти от фиктивной инвестиционной деятельности: «Необходимо организовать систему мониторинга крупных инвестиционных проектов. Ведь иногда непонятно, кто реальный инвестор, завышаются объемы инвестиций, отсутствует прозрачность в схемах реализации проектов. Имея слабый контроль со стороны власти вкупе со всеми вышеперечисленными факторами, мы и получаем столь плачевный результат. Среди основных задач, которые сегодня мы ставим перед собой — необходимость выработки эффективных инструментов по повышению инвестиционной привлекательности региона. Это все направления, которые тем или иным образом влияют на комфортность ведения бизнеса. Здесь и регистрация собственности, постановка на кадастровый учет, регистрация вновь созданного предприятия, выдача лицензий, доступность трудовых ресурсов, получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, финансовая и нефинансовая поддержка инвесторов и малого бизнеса. То есть все то, с чем предпринимательство сталкивается в ежедневном режиме».

Рецепты-поручения

Было бы странным ожидать, что состоявшееся послание стало бы готовым руководством к действию для всех и вся. Озвученные тезисы скорее можно охарактеризовать как некие рамки, придерживаясь которых регион сможет улучшить свои позиции в сфере привлечения инвестиций.

Разумеется, не все, что было сказано губернатором, носило рекомендательный характер. Часть из тезисов была озвучена в формате конкретных поручений региональному правительству и депутатам областного парламента. Так, по мнению Сергея Левченко, актуальным остается вопрос по изменению действующего регионального законодательства, предусматривающего случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, например, для линейных объектов электроснабжения, теплоснабжения, внутриквартальных водопроводов и так далее. В связи с этим губернатор поручил проработать возможность сокращения сроков и количества процедур в сферах, связанных с регистрацией предприятий, постановкой на учет имущества и земельных участков, получением разрешений и лицензий. Это позволит улучшить условия работы бизнеса.

Второе поручение, связанное с необходимостью принятия новых законов, коснулось распространенных процедур «закошмаривания бизнеса»: «Твердо убежден, эффективно вести предпринимательскую и инвестиционную деятельность возможно только имея качественную нормативно правовую базу. Учитывая это, в правительстве Иркутской области особое внимание уделяется оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области и экспертизе нормативных правовых актов Иркутской области.

При поддержке уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области министерством экономического развития подготовлены предложения по изменению действующего федерального и регионального законодательства.

Они направлены на ограничение вмешательства органов власти в экономическую деятельность субъектов предпринимательства и на снижение избыточного госрегулирования при осуществлении контрольно-надзорной деятельности».

По итогам 2015 года более двух с половиной тысяч предпринимателей получили государственную поддержку. С представителями малого и среднего бизнеса проведено почти четыре тысячи мероприятий.

Несмотря на общий спад рынка кредитования, в 2015 году Гарантийным фондом было выдано поручительств на общую сумму 508 млн рублей. Благодаря этому предприниматели смогли привлечь финансовые ресурсы на общую сумму 1,1 млрд рублей, что превышает показатели 2014 года в 2,5 раза.

При этом глава региона пригласил предпринимательское сообщество активнее участвовать в публичных консультациях по проектам нормативных правовых актов: «Исполнительным органам государственной власти Иркутской области поручаю направлять разрабатываемые проекты нормативных правовых актов как можно большему количеству заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях получения более взвешенного и корректного решения по поводу разработки документа».

Еще одно поручение было дано в части выступления, посвященной развитию моногородов с помощью так называемых территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР): «Сейчас на уровне региона и муниципального образования разрабатывается необходимая нормативно-правовая база создания ТОСЭР, в том числе в части обнуления ставок по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций, освобождения от земельного налога в течение первых пяти лет для резидентов ТОСЭР. Эту работу поручаю завершить в кратчайшие сроки. В январе 2016 года подписано генеральное соглашение с Фондом развития моногородов, которое предусматривает возможность привлечения средств фонда на реконструкцию инфраструктуры для новых инвестиционных проектов в Усолье-Сибирском. И этой возможностью необходимо воспользоваться. Также Фонд развития моногородов подтверждает договоренности направлять средства на создание инфраструктуры для новых проектов на территории Байкальска. Соответствующее соглашение подписано совсем недавно. Таким образом, продолжается работа по созданию территории опережающего развития в Байкальске».

«В своем недавнем послании о положении дел в Иркутской области в 2015 году и основных направлениях областной государственной политики на 2016 год я поставил перед правительством Иркутской области сложную, но выполнимую задачу — в течение ближайших трех лет войти в первую тридцатку рейтинга инвестиционной привлекательности».

«То есть фактически занять лидирующие позиции по Сибирскому федеральному округу, — сделал подводку к следующему поручению губернатор и тут же протянул подчиненным руку помощи, — поручаю отраслевым министерствам провести анализ и подготовить перечень проектов, которые могут быть реализованы на принципах государственно-частного партнерства в курируемой сфере. Муниципальным образованиям также рекомендую обеспечить ревизию объектов, которые могут быть переданы в муниципально-частное партнерство или концессию. Министерству экономического развития Иркутской области необходимо оказывать методическую помощь, а также совместно с министерством имущественных отношений Иркутской области разработать единый порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области при заключении соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений».

Наконец заключительное поручение, в случае его выполнения, может коснуться каждого без исключения жителя Иркутской области.

В настоящее время в Иркутской области действуют два технопарка: Ангарский индустриальный парк и технопарк на базе Иркутского национального исследовательского технического университета. В Ангарском технопарке зарегистрировано 50 резидентов, создано около 1500 рабочих мест. Объем научно-исследовательских работ и инновационных разработок, выполненных в технопарке ИрНИТУ в 2010-2015 годах, составил более 2 млрд рублей. Инвестиции, привлеченные в регион на реализацию этих проектов, составили почти 9 млрд рублей. Создано более 170 новых рабочих мест в сфере высокотехнологичных и наукоемких производств.

«В режиме онлайн каждый житель области и независимый эксперт должен иметь возможность отслеживать ход реализации инвестиционного проекта. Требуется жесткий контроль за инвестпроектами, реализованными с привлечением субсидий из областного бюджета. Все получатели такой меры поддержки должны быть зарегистрированы в единой системе учета — открытой и прозрачной. Она выдаст любому желающему информацию о том, сколько рабочих мест создано, какие деньги потрачены и какая продукция производится, — озвучил свою инициативу губернатор. — Поручаю министерству экономического развития Иркутской области сформировать единый механизм отбора и реализации инвестиционных проектов, в котором будет предусмотрено участие институтов развития субъектов малого и среднего бизнеса, Корпорации развития Иркутской области, многофункционального центра. Для этого необходимо разработать прозрачную информационную схему по всем мерам государственной поддержки, реализуемым на территории региона, и разместить ее на Инвестиционном портале Иркутской области. Принцип «одного окна» должен быть доступен, понятен и привлекателен для всех потенциальных инвесторов, вне зависимости от стоимости проекта. Таким «одним окном» я вижу министерство экономического развития Иркутской области».

Кластеры настоящего и отрасли будущего

В ходе послания не обошлось и без ставшей модной еще несколько лет назад (с подачи федеральной власти) кластерной темы: «В интересах опережающего развития на смену старым приходят новые формы взаимодействия предприятий, научных учреждений, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов. Для решения этих задач создан Центр кластерного развития, который мы сейчас настраиваем на эффективную работу». (В настоящее время в регионе сформированы три кластера — машиностроительный, фармацевтический и нефтегазохимический — ЭР.)

Резидентов машиностроительного кластера поддерживают специально созданные региональный центр инжиниринга и центр сертификации, стандартизации и испытаний. К ключевым проектам участников фармацевтического кластера относится производство высокотехнологических лекарственных биопрепаратов, фармацевтических субстанций. В работу включились порядка 80 участников. В нефтегазохимический кластер на первом этапе в декабре 2015 года вошли предприятия малого и среднего бизнеса, расположенные на территории Ангарского городского округа, осуществляющие переработку полимерной продукции. Вторым этапом предусмотрено расширение участников кластера путем вовлечения крупных предприятий-производителей углеводородного сырья.

В 2015 году заключено 35 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории региона. Общий объем договоренностей по перечислению налоговых платежей в консолидированный бюджет области составил 22,3 млрд рублей, по благотворительному финансированию социальных мероприятий — 1,2 млрд рублей.

Говоря о наукоемких производствах, глава региона упомянул, что в настоящее время в Иркутской области действует два технопарка: Ангарский индустриальный парк и технопарк на базе Иркутского национального исследовательского технического университета. Для предоставления налоговых льгот организациям — резидентам индустриальных парков внесены изменения в региональный закон «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций». В частности установлены дополнительные пониженные налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения отдельными категориями предпринимателей, в том числе резидентами индустриальных парков.

Генеральную линию развития экономики, озвученную на уровне высшего руководства страны, поддерживают и власти муниципальных образований.

«Одним из наиболее приоритетных направлений бизнеса является промышленность, выпуск импортозамещающей продукции, в том числе на основе разработок иркутских ученых»,

— комментирует председатель комитета по экономике администрации города Иркутска Руслан Ким.

Чтобы слова о приоритетах не оставались только словами, в 2015 году при поддержке муниципальных властей в Иркутске открылся коворкинг со встроенным бизнес-акселератором IN Lermontov. Деятельность акселератора направлена на комплексную поддержку начинающих инновационных компаний. IN Lermontov — хороший пример государственно-частного партнерства. «Этот объект был создан полностью на средства инвестора, — подчеркивает Руслан Ким. — Сумма инвестиций — свыше 30 млн рублей (включая средства на создание частного венчурного фонда)». Еще одним из ключевых элементов инновационной инфраструктуры Иркутска и области является стартап-школа «Тайга», где предприниматели проходят обучение, «упаковывают» свои проекты, а также получают организационную поддержку. За два года работы, с 2013 года, резидентами «Тайги» стали 200 субъектов МСБ. При содействии администрация города в 2015 году удалось привлечь в иркутские компании свыше 36 млн рублей из фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Также стоит отметить, что большое внимание развитию технологического предпринимательства уделяет Агентство стратегических инициатив (АСИ). Оно призывает предпринимателей смотреть в будущее гораздо дальше, чем год или два. АСИ провело серию экспертных форсайтов и в итоге представило свой прогноз технологического развития на ближайшие 20 лет. Оборот каждого «рынка будущего», по прогнозу агентства, превысит $100 млрд.

«У нас есть свое видение, какие отрасли нужно осваивать, чтобы не «проспать» третью промышленную революцию, — говорит общественный представитель АСИ в Иркутской области Сергей Маяренков. — Сейчас в мировой экономике главные рынки одни, через 10-15 лет будут совершенно другие. В настоящий момент эти отрасли только формируются, но технологическая революция выведет их вперед. В старых отраслях России уже поздно с нуля вырываться в лидеры, в новых все возможно, если сейчас направить усилия на развитие рынков будущего».

Новые перспективные направления — это, в частности, рынок искусственного интеллекта и систем управления большими данными (BigDatа), новые источники энергии, рынки беспилотных летательных аппаратов, систем управления морским транспортом без экипажа и автотранспортом без водителя, а также рынки системы персонализированной медицины, децентрализованных финансовых и энергетических систем, искусственных компонентов сознания, безопасности.

«На данный момент эти рынки либо полностью отсутствуют в России, либо развиты недостаточно, — объясняет Сергей Маяренков, — но представление об этих рынках у АСИ уже есть. Почему бы его хотя бы не изучить? Не найти свое в нем место? Не сориентироваться в этом ограниченном пространстве, если такую огромную часть работы уже сделали в АСИ?»

Опираясь на инвестиционное послание губернатора, можно сделать вывод: область обеими руками «за» — за новый технологический уклад, но и о старых добрых отраслях забывать не намерена.

Олег Усов

Выводы от услышанного

Сергей Брилка, председатель Законодательного собрания Иркутской области

Пришла пора говорить серьезно. Мы все ощущаем, как меняется жизнь вокруг в связи с новыми экономическими реалиями. Губернатор показал конкретные механизмы, которые мы должны включить, для того чтобы сбалансировать экономику области в направлении развития. У нас вроде бы есть возможность неплохо стартовать с небольших финансовых ресурсов, но дело пока не идет. В настоящее время нам необходимо работать над рядом направлений, где есть возможность получить наилучший результат. Во-первых, необходимо создать некий проектный офис, который будет сопровождать начинающих бизнесменов, анализировать их шаги, смотреть, где они сталкиваются с большими трудностями. Губернатор с этим предложением согласился.
Второе, о чем мы говорили, это проседание строительной отрасли, которая является становым хребтом всей экономики области. Нужно разрабатывать механизмы развития строительства, повышения спроса населения и так далее. Это задача на ближайшее время, причем не только регионального уровня, но и федерального. Законодательное собрание готово совершенствовать законодательство вместе с исполнительной властью. Строительство — это отдельная отрасль, которая включает в себя многие другие сферы бизнеса и промышленности. Сейчас наступил момент, когда спрос на жилье слабый, а механизмов стимулирования спроса нет. Необходимо это исправлять, чтобы не погубить сразу несколько экономических сфер.

Дмитрий Бердников, мэр Иркутска

Мы услышали очень понятные сигналы, напрямую перекликающиеся с тем, о чем ранее говорил наш президент и председатель правительства. Это и поддержка малого бизнеса, и максимальная открытость при взаимодействии с инвесторами. Движение в этом направлении, безусловно, может стать толчком для развития как региональной экономики, так и экономики отдельных городов Приангарья.

Алексей Москаленко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Для меня самое главное, что из уст губернатора прозвучали слова о необходимости делать более комфортным инвестклимат в Иркутской области, снижать административные барьеры для предпринимателей, работать над повышением инвестиционного рейтинга АСИ. Это основные посылы, родившиеся из понимания того, в каком положении находится малый и средний бизнес. Знаю, что на столе у губернатора находится полный перечень проблем, с которыми сталкиваются предприниматели. И большая часть из них была озвучена сегодня вместе с необходимыми вариантами решения. Конечно, успешное воплощение всех инициатив и поручений будет зависеть от конкретных исполнителей — сотрудников министерств регионального правительства. Надеюсь, что они свою работу выполнят достойно.

Константин Шаврин, президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири

Торгово-промышленная палата прекрасно вписывается в контекст инвестиционного развития региона, поскольку имеет в своей структуре целый набор инструментов для внедрения тех или иных инвестпроектов. Чем чаще будут проходить такие диалоги, тем яснее станет картина по привлечению инвестиций в область, по созданию условий для этого. Сегодня много государственных программ поддержки бизнеса, но нельзя уходить от частных инвестиций, которые должны превалировать, ведь в таком случае больше ответственности у бизнеса, больше эффективности.

Сергей Шишкин, заведующий кафедрой конституционного права и теории права ЮИ ИГУ

Послание — это уточнение действующего инструмента социально-экономического развития. Губернатор делает акцент на экономику, реалистичные программы для бизнеса. Считаю, что сегодня региональное министерство экономического развития сделало большое дело, когда организовало инвестиционное послание губернатора. Началась дискуссия. Она касается, по сути, каждого жителя области, поскольку это и рабочие места, и выплата заработной платы, и в целом социальный климат. Все это было предметом послания губернатора. Хотел бы выделить географический подход в развитии региона.
Сергей Георгиевич обозначил перспективы площадок, в которых планируется реализации серьезных инвестпроектов. Такой посыл опредмечивает работу муниципальных властей. Фактически задание получило сегодня и правительство, и министерство, и муниципалитеты. Только в таком едином подходе мы можем реализовать потенциал федеральных программ, например, создание особой экономической зоны «Ворота Байкала». Когда задания ясны и министерствам, и муниципальным властям, мы вправе ожидать, что рапорт губернатора в очередной беседе с президентом страны будет предметным, конструктивным и, самое главное, результативным.

Яна Шевченко, руководитель Ангарского технопарка

Это уникальная ситуация для Иркутской области. Инвестиционное послание получилось равноудаленным как от крупного бизнеса, так и более мелких субъектов. Такая четкая программа впервые прозвучала от губернатора. Выполнив его поручения, мы сможем сделать регион привлекательным для инвестиций, в том числе зарубежных.
Это очень важно, потому что обидно, когда на выставках, например, в Китае мы видим любые регионы России, кроме Иркутской области. Глава региона заявил, что в рамках Корпорации развития области будет создано агентство стратегического развития, которое будет заниматься брендированием Иркутской области. Это очень важно.
Важно, что для малого и среднего бизнеса обещана поддержка и озвучена прекрасная идея — создание многофункционального центра для бизнеса, когда все услуги оказываются в одном месте. В целом инвестиционное послание губернатора внушает оптимизм, и я считаю, что будущее при нашей совместной работе будет успешным.