Открытость и честность — конкурентное преимущество

Как производителям качественной продукции выстоять в борьбе с суррогатом и «липой»?
По отдельным группам продукции объем фальсификата на российском рынке превышает 50%. И отличить сыр от «не сыра» или, скажем, хороший бензин от того, который завтра убьет двигатель — задача для рядового потребителя трудновыполнимая. Даже наличие маркировки «ГОСТ» перестало быть показателем достойного качества. Нет уверенности, что эта надпись подкреплена соответствующими исследованиями и испытаниями. В итоге покупатель вообще ничему и никому не верит, берет, что придется — «на авось» или под действием эмоциональной рекламы.

Конкуренция, по большому счету, лежит в какой угодно плоскости, кроме разумной. И далеко не всегда побеждает по-настоящему лучший с точки зрения качества производитель. Какой тогда смысл вкладываться в хорошее сырье, в технологии, во внутренний контроль стандартов производства, если нет инструмента, публично и достоверно подтверждающего высокие качественные характеристики товаров и услуг? Или есть?

«В России действует порядка полутора тысяч систем добровольной сертификации, — рассказывает директор государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области Евгений Курбатов. — И деятельность этих систем до недавнего времени практически не контролировалась. Сертификация стала бизнесом, и не всегда порядочным. Бумажным сертификатам часто соответствуют чисто «бумажные исследования продукции» и такое же, только на бумаге, существующее «высокое качество». Потребитель в конце концов испытывает разочарование — не только в конкретном товаре, но и в системе сертификации в целом. А как ей доверять, когда вокруг столько откровенной «липы»? Заплатил сомнительной «конторе» — и она выдала сертификат на все, что попросили».

Тем не менее, по словам Евгения Курбатова, определенное доверие к понятию «ГОСТ» в сознании покупателей еще сохранилось. Такая маркировка до сих пор привлекает внимание и вселяет надежду на что-то по-настоящему хорошее. Хотелось бы, чтобы эта надежда сменилась уверенностью.

Во времена СССР знак ГОСТа был символом добросовестного производителя. А в стихийные 1990-е на рынок хлынула продукция зарубежных представителей сомнительного качества. Тогда в новой стране начали выстраивать новую систему сертификации. Она опиралась на те же, прежние ГОСТы, которые впоследствии были переименованы в национальные стандарты. Для подтверждения соответствия продукции нормативам в части безопасности и качества создавали органы сертификации и испытательные центры. Они выставляли определенный заслон контрафакту и фальсификату. Однако в 2002 году вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», на первый план при подтверждении соответствия товаров и услуг он вывел только показатели безопасности, закрепленные в технических регламентах.

«В технических регламентах обеспечивается минимальный уровень безопасности продукции. Минимальный, — подчеркивает Евгений Курбатов. — А как же качественные характеристики? В этой части ситуацию якобы должен урегулировать рынок. Но на деле получается хаос. Способов ввести потребителя в заблуждение, запутать его много, и недобросовестные участники рынка к ним прибегают. Скажем, всего один из параметров продукции соответствует требованиям стандарта, а производитель тут же ссылается на ГОСТ. Или еще хуже — указывают ГОСТ не на содержимое, а на тару или СМК (систему менеджмента качества на предприятии). Так не может продолжаться. Неудивительно, что несколько лет назад Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) заявил о необходимости создания и внедрения системы добровольной сертификации под эгидой государства. Именно государственная инфраструктура в первую очередь способна обеспечить прозрачное тестирование и подтверждение соответствия. В итоге был разработан, а затем запущен, сначала в пилотных регионах, а затем по всей России один из самых крупных госпроектов — Национальная система сертификации».

ГОСТ. Самый настоящий

«Национальная система сертификации (НСС) — это система, обеспечивающая доверие к сертификации, доверие к ГОСТу», — говорят в Росстандарте и подчеркивают, что изготовитель сам выбирает, проверять ли свою продукцию на соответствие национальным стандартам или нет. Дело это добровольное.

Однако стоит понимать, что реализация такого проекта не только в интересах потребителей. Ответственным производителям НСС тоже в помощь: они смогут рассчитывать на добросовестную конкуренцию.

Идея проста. По заявке производителя, продукция (напомним, что НСС распространяется практически на любую продукцию пищевого и промышленного назначения, на многие виды товаров и услуг), проходит испытания на соответствие национальным стандартам (тем самым ГОСТам) в специализированной аккредитованной лаборатории. Эксперты органа сертификации делают заключение о соответствии продукции всем нормативным документам.

Сведения о продукции, успешно прошедшей процедуру сертификации в НСС, размещаются в открытом госреестре на сайте ФГУП «Стандартинформ» — ncs.gostinfo.ru, а предприятие получает право маркировать свою продукцию отличительным знаком. Для потребителя этот символ качества станет весомым аргументом — безоговорочным подтверждением того факта, что товар гарантированно прошел экспертную оценку и получил высший балл. Таким образом, знак «ГОСТ» на этикетке станет сам по себе отличной рекламой. Важно, что использоваться этот знак будет только в рамках Национальной системы сертификации, остальные системы права на него потеряют. А на случай выявления недостоверного маркирования предусмотрена административная ответственность за введение потребителей в заблуждение — штраф размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Отметки за качество

«Права на знак принадлежат Российской Федерации. Неправомерно использовать его не сможет никто — он дополнительно защищен законодательством о защите интеллектуальной собственности, — объясняет Евгений Курбатов. — Обратите внимание: компании, которые получат знак Национальной системы стандартизации, должны согласиться на повторные, в том числе внезапные проверки своей продукции. Причем выборка продукции может быть проведена на всех стадиях обращения на рынке. Получается, участие в НСС способно серьезно укрепить имидж производителя — ведь это будет означать, что он работает максимально прозрачно и скрывать ему нечего».

При этом Росстандарт понимает, что каналы коммуникации продавцов с покупателями и продвижении своего бренда меняются. Часто покупатели перед покупкой изучают цены, характеристики товара и отзывы в интернете, активно используют справочные приложения на смартфонах и других гаджетах. Удобно, что предприятия, прошедшие сертификацию в НСС, будут получать QR-код — с помощью него передать на смартфон исчерпывающие сведения о заинтересовавшем товаре. QR-код удобно размещать на любых носителях (ограничение — не относящихся к СМИ) — продукции, визитках, стенах, каталогах, чеках, витринах.

Госзаказ — только достойным

Также активно обсуждается еще одно преимущество, которое может дать положительная оценка соответствия продукции национальным стандартам. Оно касается тех, кто планирует поставлять продукцию для государственного заказа.

Компаниям из реестра НСС планируют дать право не проходить корпоративную сертификацию при закупках у госкомпаний. Таким образом, государство рассчитывает достичь более эффективного расходования бюджетных средств и гарантировать, что заказчики будут закупать продукты соответствующего качества. «Мы понимаем, что нам нужно обеспечить эффективность бюджетных расходов и предоставить необходимые социальные услуги для всего населения. Мы не можем завышать какие-то характеристики продукции. Однако и занижать их — и экономить на той продукции, которая закупается за бюджетные средства, мы тоже не можем», — поделился руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Абрамов.

В настоящий момент механизм НСС уже внедряется.

Сертификация — первые и лучшие уже в реестре

Проект национальной системы сертификации в режиме «пилота» запустили в начале 2017 года. Росстандарт отрабатывал процессы на базе испытательных лабораторий и органов по сертификации государственных региональных центров стандартизации в Оренбургской, Свердловской, Кировской, Омской, Волгоградской и Нижегородской областях, а также в Республике Крым. Был сделан вывод о том, что направление работы верное, востребованное, хотя и непростое.

В 2018 году регионы-пионеры передают свой опыт остальным. Сейчас заявки от производителей продукции для подтверждения ее соответствия принимаются по всей России. На сегодняшнем этапе проверку на соответствие ГОСТам в рамках НСС проводят только лаборатории, работающие в подчинении региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ) Росстандарта.

Иркутский ЦСМ, одно из старейших учреждений в системе Росстандарта, тоже участвует в Национальной системе сертификации. В организации сформирована необходимая материально-техническая база и штат специалистов с большим стажем работы. Эксперты системы проведут необходимые испытания для подтверждения соответствия на современном оборудовании с учетом всех требований НСС.

Орган сертификации Иркутского ЦСМ аккредитован и осуществляет проверку на соответствие национальным стандартам таких товаров, как нефтепродукты, мебель, плодоовощная, пищевая рыбная и хлебобулочная продукция, а также строительные материалы. При этом центр проводит консультации по НСС и помогает в составлении заявок на добровольную сертификацию любых товаров.

ФБУ «Иркутский ЦСМ» предлагает добросовестным производителям использовать возможность заявить о себе в положительном контексте и в числе первых попасть в Реестр продукции, которая маркирована знаком национальной системы стандартизации.