Открытия года

Обзор новых культурных площадок города
Городской стиль жизни во все времена зависел не только от инфраструктуры и экономики, но и от количества учреждений культуры, создающих среду для творчества, образования и духовного развития. В то же время немаловажным признаком развитого общества являются инициативы по созданию и формированию культурной сферы, исходящие от самих горожан. Иркутску повезло — в течение этого года в городе появились сразу три новых площадки, связанные с искусством и образованием, созданные без участия государства. Подробнее о них — в нашем материале.

Космос рядом

Музейно-планетарный комплекс «Ноосфера», открывший свои двери для горожан в начале этого года, бесспорно, больше имеет отношения к сфере образования, чем к культуре. Однако, во-первых, он знакомит всех желающих с наукой в развлекательной форме, а во-вторых, с самого начала своей работы стал проводить у себя различные мероприятия собственно культурного толка — выставки, концерты, лекции, презентации и т.д. Поэтому «Ноосфера» (за неполный год своего существования) уже успела стать одной из популярных культурно-образовательных площадок Иркутска.

Несмотря на то, что астрономия с 2009 года упразднена из образовательных школьных программ, интерес обычных жителей к ней с годами не только сохраняется, но растет и превышает интерес к другим наукам. «И это меня не может не радовать», — отмечает доктор физико-математических наук, профессор ИГУ Сергей Язев, всю свою сознательную жизнь посвятивший изучению космоса и внесший огромный вклад в популяризацию этой науки в Иркутске. Сегодня он является научным руководителем Иркутского планетария, читает здесь лекции и принимает самое деятельное участие в его развитии.

Особенно приятно удовлетворять интерес к астрономии в современных комфортных условиях, а иркутский планетарный комплекс может ими похвастаться. В планетарии установлено одно из лучших в своем классе проекционное оборудование бельгийской фирмы Barco стоимостью более $300 тыс., благодаря которому можно смотреть научно-образовательные фильмы и программы на купольном экране диаметром 9,14 метра. «Благодаря купольной проекции задействуется периферическое зрение, фактически зрители видят купол неба, поэтому эффект погружения даже больше чем в 3D», — замечает начальник управления IT группы компаний «Метрополь», кандидат технических наук Александр Пономарев. Он же добавляет, что по качеству картинки и звука оборудование в иркутском планетарии лучшее из тех, что он видел по всему миру в подобных учреждениях.

Помимо проекционного зрительного зала с купольным экраном (на котором сегодня можно посмотреть около десятка фильмов самой разной научной тематики, причем необязательно связанной с космосом), в «Ноосфере» действует мультимедийный музей, рассказывающий о зарождении жизни на Земле. Здесь же можно увидеть видеоматериалы экспедиций батискафа «Мир» на Байкале, материалы об озере Байкал и жизни космонавтов в условиях невесомости, их автографы, образцы продуктов питания в космосе, старинные и современные печатные издания об астрономии, отпечатки с негативов, отснятых на Луне, и многое другое. В настоящее время здесь же работает выставка метеоритов «Свидетели космических катастроф», включающая в себя более 150 образцов внеземного вещества, и некоторые из них даже можно трогать руками. С ноября Сергей Язев читает здесь по понедельникам цикл научно-популярных лекций «Всматриваясь в Солнечную систему».

151210sp14На четвертом этаже комплекса расположена обсерватория с уникальным телескопом легендарной немецкой фирмы CARL ZEISS, изготовленным в 1909 году по заказу и на деньги иркутских меценатов специально для первой обсерватории Восточной Сибири. Являющийся сам исторической ценностью, телескоп тем не менее находится в рабочем состоянии и в хорошую погоду сотрудники «Ноосферы» показывают в него различные небесные светила.

К слову о меценатстве, комплекс «Ноосфера» является единственным в России частным планетарием, полностью построенным и оснащенным оборудованием без государственного участия. Инвестором выступил депутат Государственной думы РФ Михаил Слипенчук, основатель группы компаний «Метрополь», выразивший надежду, что Иркутский планетарий станет центром притяжения, популяризации астрономии и развития науки всего Байкальского региона». Что уже и происходит прямо сейчас.

На зависть музеям

Еще одним крупным инвестором, открывшим в этом году новую культурную площадку, стал бизнесмен, коллекционер предметов искусства и меценат Виктор Бронштейн. Частная художественная галерея общей площадью 1200 кв. метров открылась в июне масштабным выставочным проектом «Душа Азии», показавшим иркутянам и гостям города более ста произведений иркутских, забайкальских и бурятских художников. Экспозиция стала своего рода творческим отражением духовного единства и культурных традиций народов Центральной Азии, художественным синтезом, в котором органично переплелись традиции и новаторство.

Центральное место на первой выставке было отдано скульптуре. Бронзолитейное искусство было представлено целой плеядой талантливейших мастеров Бурятии: Занданом Дугаровым, Гэсэром Зодбоевым, Дмитрием Будажабэ, Баиром Сундуповым, но главным открытием стали новые работы всемирно известного скульптора Даши Намдакова, специально приобретенные Виктором Бронштейном перед открытием галереи собственного имени. С момента открытия площадки, которая по своему оснащению превосходит любой музей Иркутска, здесь прошли уже несколько крупных выставок, включая экспозиции, посвященные Году литературы, совместным творческим связям иркутских художников с деятелями изобразительных искусств различных стран. В данное время в галерее заканчивает свою работу выставка швейцарского фотографа Леонара Джанадды «Москва 1957», показывающая более сотни черно-белых и цветных снимков, сделанных во время проведения в столице СССР VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Для Виктора Бронштейна коллекционирование давно стало главным увлечением в жизни, а открытие галереи — своего рода подарком всем иркутянам. «Можно сказать, что эта галерея зародилась 17 лет назад, когда мы открыли первый в Иркутске ресторан, на стенах которого были развешаны картины иркутских художников. Именно тогда во мне родился любитель живописи и коллекционер, — говорит меценат. — Процесс развивался постепенно, но я настолько этим заразился, что стал покупать произведения искусства все больше и больше. Сейчас в моей коллекции около тысячи работ. Мне кажется, каждый состоятельный иркутянин должен сегодня иметь хотя бы небольшую собственную галерею, этим мы сможем поднять культурный уровень Иркутска».

Первые выставки из собственной коллекции Виктор Бронштейн начал проводить около десяти лет назад в своем мебельном салоне, через некоторое время здесь же появилась небольшая галерея на три зала площадью около 160 кв. метров. Спустя несколько лет галерея разрослась до полноценного музея с образовательным культурным центром в своем составе. Здесь уже проводятся лекции по искусству, практические занятия для детей и взрослых, презентации книг, видеопоказы и многое другое.

Ближайшим выставочным проектом галереи, который будет представлен публике 18 декабря, станет экспозиция авторских кукол, выполненных семьей скульптора Даши Намдакова по его эскизам. Напоминающие персонажей исторических легенд, героев бурятского эпоса или буддийских притч, эти фигурки созданы родителями, сестрами и братом Даши Намдакова. В сущности, они являются кукольным воплощением его бронзовых изваяний, созданными с ювелирной тщательностью.

IKRA для талантов

Вспахивать целину отсутствующего в Иркутске современного искусства взял на себя смелость Центр современной культуры IKRA, открывшийся в городе в ноябре. По словам Марины Соколовой и Влада Демешкова, идейных вдохновителей и организаторов этой площадки, Иркутск давно нуждался в такого рода пространстве, способном объединить творческих людей самых разных взглядов и сфер деятельности. Новый культурный центр ставит перед собой именно эту задачу. Небольшое по площади пространство в центре города начало работу еще до своего официального открытия, проводя лекции и кинопоказы, а 6 ноября открылась первая выставка под названием «Предметная область», посвященная разным взглядам на жанр натюрморта.

«Натюрморт — довольно простой, на первый взгляд, жанр, тем не менее является одним из самых философских и концептуальных. Через натюрморт художник обращается к миру обыденных вещей, любуется его «тихой жизнью» и своеобразной красотой. Современный интерес к этому жанру можно объяснить и тем огромным количеством вещей, которые окружают нас сейчас», — формулировала концепт выставки куратор центра IKRA — молодая художница, выпускница кафедры монументальной живописи ИРГТУ Александра Янченко, которая уже несколько лет занимается выставочными проектами на разных площадках города.

Первая выставка готовилась около месяца — Александра искала авторов, способных нетривиально высказаться на заданную тему. В итоге экспозицию составили работы 20 «перспективных» авторов, включая даже одного японского художника, представившего на выставке свою работу, выполненную в технике видеоарта. С первых дней работы в «Икре» запустили и образовательную программу, состоящую из целого ряда самых разных событий, связанных с темой основной выставки.

Впрочем, выставки — лишь одна из составляющих деятельности нового центра. «IKRA должна стать своего рода теплицей для выращивания талантов, — говорит директор по развитию центра Влад Демешков. — Мы хотим находить в нашем регионе талантливых людей во всех областях культуры и помогать им развиваться: организовывать для них выставки, мастер-классы, лекции, кинопоказы и так далее. Кроме того, мы хотим привозить в Иркутск различных деятелей искусств из других городов».

18 декабря здесь откроется новый проект — выставка-диалог двух молодых иркутских художниц Арины Грабовской и Евгении Алексеевой. В экспозиции будут представлены живопись, декоративные объекты, а также серия работ в авторской технике цифровой мозаики.

Антон Кокин