Открытие сезонов

Иркутские театры начали показывать премьеры
На прошлой неделе сразу два иркутских театра открыли свои сезоны новыми спектаклями. В ТЮЗе 30 сентября показали «страницы великого пути» одного из выдающихся духовных деятелей XIX века святителя Иннокентия Вениаминова в постановке Виктора Токарева «Иннокентий», а Иркутский драматический театр им. Н.П. Охлопкова 3 октября представил мелодраму Геннадия Гущина «Квартет для двоих» по пьесе Анатолия Крыма — о муках творчества и семейных отношений.

Непростая роль святителя Иннокентия досталась в этом спектакле Вячеславу Степанову, который, как может, старается в этом образе соединить человеческие черты священнослужителя с его духовным величием. Фото Матрены Бизиковой

Два спектакля никак не связаны между собой (за исключением того, что первоначально «Иннокентия» должен был ставить Геннадий Гущин) и, можно сказать, во многом являются противоположными друг другу. Если в «Иннокентии» речь идет о конкретном историческом периоде развития России и задействована чуть ли не вся труппа, а также привлеченные артисты, то в «Квартете» сюжет более универсальный и мог бы произойти хоть 20 лет назад (художественное время пьесы — 90-е годы), хоть сейчас. И играют там всего четыре артиста.

Митрополит на сцене

Святитель Иннокентий Вениаминов — личность, без сомнения, еще не до конца оцененная потомками. Можно с уверенностью сказать, что далеко не каждый житель Иркутска сможет ответить, кто этот человек и чем он знаменит. А между тем имя митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, апостола Аляски, просветителя Америки и Сибири, уже не первое столетие чтят во всем просвещенном мире. Родившийся в 1797 году в небольшом селе Анга Иркутской губернии, он начинал свою духовную деятельность в Иркутске, где служил Благовещенской церкви, а после был послан первым православным миссионером в Русскую Америку. В общей сложности он более 45 лет отдал делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая апостольский подвиг в суровых условиях и часто рискуя собственной жизнью. Кроме проповеднической деятельности, он был и настоящим ученым (его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность), а также участвовал в государственных делах, и немалую роль сыграл в присоединении к Российской империи Амурского края. Несмотря на такие заслуги перед отечеством, святитель Иннокентий Вениаминов был канонизирован Русской православной церковью лишь в 1977 году.

Сцена из спектакля. Фото Матрены Бизиковой
Сцена из спектакля. Фото Матрены Бизиковой

Деяний Иннокентия Вениаминова хватило бы на несколько судеб, и показать все их в одном спектакле вряд ли вообще возможно. Впрочем, Иркутский ТЮЗ, по благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима, взялся за эту непростую задачу — явить зрителям личность святителя Иннокентия во всей ее полноте. Взяв за основу пьесу иркутского писателя Валерия Хайрюзова (давно живущего в Москве и возглавляющего иркутское землячество «Байкал») и озаглавив свой спектакль «Иннокентий. Страницы великого пути», режиссер Виктор Токарев показывает лишь несколько дней из жизни великого миссионера.

Большая часть действия происходит в Иркутске, куда Иннокентий в сане митрополита Московского и Коломенского приезжает из Якутска. Вместо гостиницы святитель поселяется в скромном доме своей давней знакомой, куда на протяжении всего первого акта сплошным потоком стекаются самые разные люди, от крестницы Фроси с просьбой о совете в любовных делах и тунгусского вождя Тырынтына с подарками до генерал-губернатора Николая Муравьева, который просит благословить его на присоединение Амура к Российской империи. Непростая роль святителя Иннокентия досталась в этом спектакле Вячеславу Степанову, который, как может, старается в этом образе соединить человеческие черты священнослужителя с его духовным величием. Так, часть времени Иннокентий, будучи мастером на все руки, пытается починить не работающие часы приютившей его хозяйки, а попутно раздает советы по выбору женихов и государственных вопросов и принимает в дар шубы, тут же передаривая их русским офицерам, которым они якобы нужнее. Во втором акте действие продолжает заменяться разговорами (хотя сцена пасхального обеда в доме иркутского купца Катышевцева, ввиду своей чисто бытовой природы, как раз получилась наиболее живой), а после и вовсе переносится на несколько лет вперед — в разрушенный храм села Аян, который заняли английские войска. Здесь святитель Иннокентий, бесстрашно приехавший на место военных действий, одним своим словом останавливает войну и освобождает из плена своих соотечественников. Спектакль венчает хор Театра Пилигримов Владимира Соколова, написавшего высоко духовную музыку к этому спектаклю. Во время исполнения финальной песни святитель Иннокентий вместе с главными героями стоит на коленях и молится о судьбе России.

Квартет для двоих

Спектакль Геннадия Гущина «Квартет для двоих», выпущенный на главной сцене Иркутского драматического театра, конечно, не имеет и толики того пафоса, которым наполнен «Иннокентий». Здесь перед зрителями разворачивается, в общем-то, бытовая история из жизни пожилой семейной пары, перед которой спустя 35 лет совместной жизни неожиданно встает угроза развода.

На первый взгляд, выглядящая как комедия, эта пьеса на самом деле к финалу все больше напоминает мелодраму — именно так и обозначает жанр своего спектакля в программке Геннадий Гущин. Фото Анатолия Бызова
На первый взгляд, выглядящая как комедия, эта пьеса на самом деле к финалу все больше напоминает мелодраму — именно так и обозначает жанр своего спектакля в программке Геннадий Гущин. Фото Анатолия Бызова

Инициатором выступает супруг — стареющий композитор (эту роль исполняет сам режиссер), который накануне собственного 60-летнего юбилея решает привести в дом 19-летнюю студентку, а с женой тихо и мирно, как взрослые люди, разойтись. Молодая пассия (роль скромной соблазнительницы некогда знаменитого мэтра исполняет Анастасия Шинкаренко) якобы должна вдохновить Евгения Александровича на гениальный квартет, который он мечтает написать уже много лет, но все никак не может — из-за заевшего его быта и семейной рутины. Впрочем, надоевшая жена (одна из лучших ролей Елены Мазуренко) оказывается не из робкого десятка. Она не только отказывается уходить к подруге, чтобы не мешать влюбленным, но и на следующее утро приводит в дом своего собственного ухажера (Иван Гущин), который, несмотря на то что годится ей в сыновья, сумел разглядеть в ней неотразимую женщину.

На первый взгляд, выглядящая как комедия, эта пьеса на самом деле к финалу все больше напоминает мелодраму — именно так и обозначает жанр своего спектакля в программке Геннадий Гущин. «Казалось бы, это совершенно банальная семейная история, но чем-то она меня схватила за сердце, и ко второму прочтению пьесы нового для меня автора Анатолия Крыма я был абсолютно убежден, что этот материал надо ставить, — рассказывал накануне премьеры режиссер. — Мне кажется, эта пьеса обо всех нас. У каждого человека наступает момент переоценки ценностей, когда он размышляет, почему его жизнь сложилась именно так, а не иначе. И мало таких смельчаков, которые способны самостоятельно нести ответственность за свою жизнь. Сегодня вокруг происходит глобальное нравственное разложение, и мой герой тоже морально разлагается, обвиняя в своих неудачах собственную жену и приводя в дом любовницу».

Любопытно, что сверхзадачей спектакля Геннадий Гущин (так же, как отчасти и Виктор Токарев в своем «Иннокентии») видит воспитание нравственной чистоты в зрителях. «Нам бы очень хотелось, чтобы зритель после этого спектакля как-то иначе стал относиться к близким людям, отважился заглянуть себе в душу — вдруг там происходит что-то не то? Может быть, это наивная вера, что мы можем изменить людей, но я думаю, что этот спектакль по крайней мере не оставит никого равнодушным», — говорит он.

Антон Кокин