Открыть в человеке его лучшее я

Валентина Просекина — о любительском театре
На крохотной сцене Иркутского дома литераторов с небольшим залом на 55 человек мирно сосуществуют целых два любительских театра. Театр «Диалог» в минувшее воскресенье творческим вечером отметил свой 31-й день рождения, а в конце марта первую годовщину отпраздновал первый в городе литературный театр «Слово». Режиссер Валентина Просекина — художественный руководитель обоих коллективов — рассказала корреспонденту «Восточного формата» об успехах и тяготах любительских театров.

«Восточный формат»: Валентина Семеновна, в конце марта литературный театр «Слово» отметил первую годовщину. Как прожил театр этот год, каких успехов удалось достигнуть?

Валентина Просекина: Мы создали театр «Слово» на базе Иркутского дома литераторов и театра «Диалог». По существу, участников нового театра тогда еще не было, поэтому в первой постановке по прозе Распутина участвовали уже опытные артисты-диалоговцы. В прошлом году в сентябре мы открыли студию, в которую позвали всех, кто хотел заниматься театром. Когда мы объявили о приеме в студию, пришла целая толпа желающих, шли просто один за другим. Сначала было сто человек, после организационного собрания осталось 50, сейчас их десять. Но это нормально, потому что, для того чтобы заниматься театром, нужно действительно много работать. Я сразу им сказала: поскольку мы занимаемся с вами бесплатно, нужно выкладываться по полной. Конечно, за такой короткий срок невозможно вырастить артистов, так что мы продолжаем их учить и будем это делать до тех пор, пока они будут заниматься.

ВФ: Удалось ли что-то сделать с ними на сцене?

Кто есть кто
Валентина Просекина, режиссер

Родилась в деревне Верхолетка Шенкурского района Архангельской области, окончила Восточно-Сибирский институт культуры (режиссерский факультет). Работала руководителем детской театральной студии в поселке Плесецк Архангельской области, в районном доме культуры поселка Слюдянка, клубным и театральным режиссером в Доме пионеров. В Иркутске и живет и работает с 1974 года. Преподавала в Иркутском училище культуры актерское мастерство и режиссуру, ставила спектакли «Жестокие игры» Алексея Арбузова, «Вниз и вверх по течению» Валентина Распутина, «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки. В 1982 году организовала театр-клуб «Диалог», открывшийся спектаклем «Страсти по Варваре» Ольги Кучкиной. За 30 лет в «Диалоге» поставлено множество спектаклей по произведениям классиков советской и мировой литературы: Шукшин, Астафьев, Экзюпери, Тургенев, Островский, Вампилов. В 2012 году на базе Иркутского дома литераторов организовала литературный театр-студию «Слово».

В.П.: Театр «Слово» задумывался для работы над произведениями иркутских авторов, поэтому свое внимание мы сосредотачиваем именно на этом материале. Уже провели вечера Евгения Суворова, Геннадия Машкина, Владислава Огаркова, Анатолия Байбородина — ребята уже почти профессионально читали со сцены стихи и прозу. Для каждого вечера был написан полноценный сценарий. Сейчас мы готовим конкурс чтецов «Сибирская лира», на котором будут звучать произведения авторов нашего региона. Он пройдет 20-21 апреля в Иркутском доме литераторов. Желающих принять участие в конкурсе сегодня 120 человек, включая людей из Усолья-Сибирского, Саянска, Ангарска. Хочу еще раз подчеркнуть — все они читают авторов Иркутской области, прозу и поэзию. Это значит, что местных авторов знают и хотят читать. Причем люди самого разного возраста: мы даже будем делить их по возрастным категориям — дети, подростки, взрослые, пожилые люди. 28 апреля мы проведем музыкально-поэтический вечер «В апреле есть благая весть» в Доме-усадьбе Волконских, в котором примут участие лучшие чтецы нашего конкурса. Эту программу театр «Слово» будет повторять и на других площадках с течением времени.

Кроме того, сейчас мы готовим новый спектакль, премьерный показ которого состоится 14 апреля. Постановка получила название «Услышь меня» и будет основана на двух произведениях: «Дом окнами в поле» Александра Вампилова и «А снег идет» Альберта Гурулева, который, кстати, вроде бы не очень доволен тем, что мы взяли его произведение. Это будет уже второй спектакль в репертуаре театра «Слово», но первый, который мы делаем уже практически только силами своих новых воспитанников.

ВФ: Как много всего! Но вы ведь продолжаете заниматься еще и театром «Диалог», которым руководите уже более 30 лет?

В.П.: Сегодня эти два театра для меня невозможно разделить. Несмотря на то что они существуют автономно, они — как желток и белок, находятся в одной скорлупе. «Диалог» очень долгое время существовал на площадке иркутского энергоколледжа, но, когда мы оттуда съехали, для людей была сильная ломка. А театр — это прежде всего люди. Там у нас была полноценная сцена, мы играли большие спектакли, у которых была своя публика. Последняя постановка — «Волки и овцы» Островского. А когда мы переехали сюда и здесь открыли театр «Слово», диалоговцы немного напряглись. На самом деле мне на мою творческую жизнь хватит и какого-то одного театра, куда мне два тащить! Но я не теряю связи с «Диалогом», и, чтобы ее укрепить, поставила «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина — небольшой малонаселенный спектакль, который хорошо встал на сцену дома литераторов. Премьера прошла очень успешно в декабре, после чего художественный руководитель филармонии Марина Токарская пригласила нас сыграть этот спектакль на сцене их концертного зала, который и там тоже был очень хорошо встречен. Сейчас мы готовим его для показа на фестивале любительских театров «Алые паруса», который пройдет в мае.

ВФ: Как вам работается на новой площадке?

В.П.: Я не знаю, как будет развиваться наша жизнь в доме литераторов. Потому что отношение к нашему театру среди писателей, прямо скажем, подозрительное. Я не говорю о директоре Юрии Ивановиче Баранове, который, собственно, и помог нам здесь устроить театр и дал на него деньги. Но встречается очень ортодоксальный, косный взгляд других писателей. Как минимум мы поработаем здесь еще год и посмотрим, как будут складываться отношения.

ВФ: В чем основные сложности работы с непрофессиональными актерами?

В.П.: С любительским театром основная проблема в том, чтобы организовать репетицию. Свести абсолютно разных людей в одно время в одном месте бывает крайне трудно. Если Вася в это время учится в первую смену, то Маня — во вторую. Если Коля может прийти после работы в этот день, то Ира не может. А мне во что бы то ни стало надо свести шесть человек, чтобы сделать прогон. Приходится репетировать парами, по одному, по трое… Когда я составляю расписание репетиций на неделю, у меня голова пухнет.

Плюс к этому большой сложностью остается и техническое оснащение театра, оформление спектаклей. Все это целиком лежит на наших плечах. Например, сейчас необходимо достать вроде бы малость — три хорошо отполированных доски. Но на них нужны деньги, их нужно где-то найти, заказать материал, задействовать людей, которые установят эти доски. Почему я вспоминаю все время дома культуры: там был хозяйственный отдел, директор, завхоз, которые решали такие вопросы, а режиссер приходил уже только спектаклем заниматься. Я же сейчас занимаюсь оборками на шторах, бантиками на костюмах и досками. Это, конечно, сложно.

ВФ: Я знаю, что недавно вы написали книгу, посвященную развитию движения любительских театров в Иркутской области. Расскажите о ней.

В.П.: Несмотря на то, что в Иркутской области театральное движение развито довольно сильно, все-таки о любительском театре знают мало. А любительское театральное движение очень многогранно: ведь даже театральный кружок в детском саду — это тоже любительский театр, и также он существует в школах, домах культуры, то есть на разных уровнях. Есть любительские театры, носящие статус народных. К ним относится и наш театр «Диалог». Репертуар, постоянный зритель, стабильный состав участников — вот отличительные признаки народного любительского театра. Поэтому, по существу, наша работа — это постоянное подтверждение своего статуса.

Моя книга — своего рода обзор: что представляет собой любительское театральное движение за последние 30 лет. Ведь это было сложное время для культуры, которая с каждым годом все больше берет на себя обслуживающую роль. От домов культуры, при которых всегда существовали театральные кружки и любительские театры, практически ничего не осталось. Поэтому театральное любительское движение уходит. И нынешние любительские театры, которые, безусловно, существуют в Иркутской области, уже совсем не того уровня, к сожалению.

ВФ: А вам не хотелось бы поставить что-нибудь в профессиональном театре?

В.П.: Вы знаете, и да, и нет. Потому что некоторые наши актеры, которые уже занимаются в театре по пять, десять лет, они обретают профессионализм. Но иногда непрофессиональный артист при правильной постановке выглядит на сцене совсем не хуже профессионала. Он настоящий.

И потом, в любительском театре есть какая-то особенная свобода. Когда приходят люди, которые долгое время были где-то рядом, а потом пришли заниматься именно сюда, и по-хорошему одурели от театра, это дорогого стоит. У них жизнь начинает делиться на две части: до прихода в театр и после него. С таким человеком можно сделать все: он будет полностью отдаваться этому процессу. Если надо репетировать всю ночь, он будет репетировать всю ночь, он способен жертвовать собой ради театра, в отличие от профессионала, для которого это в первую очередь работа. А когда в человеке открывается его лучшее я — это самое ценное что может быть.

Антон Кокин