Отчитался без бумажки

Мэр Иркутска Виктор Кондрашов в конце прошлой недели провел отчетную пресс-конференцию для журналистов. На ней он рассказал не только об актуальных проблемах городского хозяйства, итогах и планах работы, но и впервые публично озвучил свою позицию относительно последних кадровых перестановок в мэрии, опроверг слухи о своей скорой отставке и натянутых отношениях с губернатором.

Виктор Кондрашов мечтает примерить на маргинальные районы Иркутска опыт известных мировых столиц. Фото Евгения Козырева

Стоит отметить, что пресс-конференция мэра проходила в духе некого «неформата». Сам Виктор Кондрашов задал такой тон, перед тем как отвечать на вопросы. «У нас впереди череда отчетов перед населением, в феврале отчитаются городские округа, а в марте — администрация Иркутска и дума, ну а сейчас я открыто поговорю с прессой. Мне несколько сложно будет быстро реагировать на все вопросы, прошу извинить некоторые возможные паузы. К мартовскому отчету буду готовиться более тщательно, а пресс-конференция у нас получается спонтанной, последние дни перед ней были насыщены событиями, домой приходилось возвращаться в два-три ночи. Так что не обессудьте», — предупредил градоначальник.

Впрочем, на протяжении последующих двух часов, пока длилась пресс-конференция, Виктору Кондрашову удавалось избегать пауз в ответах, да и в заранее подготовленные документы с цифрами ему пришлось заглядывать от силы два раза.

— Ну что, все остались довольны, или не очень? — спросил он, когда все вопросы иссякли.— Фуршета не хватило, — заметил кто-то из журналистов под дружный смех коллег.

— Экономим, на Чемпионат мира по хоккею с мячом собираем и на проведение эстафеты Олимпийского огня, — нашелся мэр после секундной заминки.

Детсады — в приоритете

«Флаг», под которым мэр начинал свою работу три года назад, остается актуальным и сейчас. Речь идет о строительстве новых детских садов и создании условий для воспитания подрастающего поколения.

«Многие, наверное, могли заметить, что денег на строительство новых дорог стало тратиться меньше, обходимся в основном ремонтом. Это связано с политикой иркутской администрации — все средства перекидываем на то, чтобы успеть развить следующее поколение. Это очень сложная позиция, я пытаюсь объяснить ее, и не все понимают. Конечно, мы можем построить великолепные дороги в Иркутске, но по ним некому будет ездить. Либо это будут люди, которые разговаривать не научатся, не то что водить машину, либо будут уезжать учиться в другие места, поэтому вкладывать надо в родильные дома, детские сады, школы», — подчеркнул мэр.

По его словам, в прошлом году были сделаны основные работы по строительству нового корпуса городского перинатального центра, который будет открыт в этом году. Открыто пять детских садов, три из которых новые, и еще два — после капитального ремонта. Кроме того, открыта вновь построенная школа №23. Капитальные ремонты прошли в школах №№34, 37, 43.

В 2012 году началась реконструкция лицея №3, начался капитальный ремонт школ №5 и №53. В 2013 году будут сданы детские сады на улицах Байкальская, Мухиной, в микрорайоне Юбилейный. На эти цели выделено 363 млн рублей. Начнется также строительство общеобразовательной школы на улице Багратиона, детских садов на улицах Новаторов и Розы Люксембург и в переулке Богданова.

Кроме того, благодаря принятому решению о снижении ставок на аренду помещений для частных детских садов в Иркутске в прошлом году открылось 13 таких садиков. Что касается зданий детских садов, находящихся в аренде у предприятий, то помещений, пригодных для возвращения в них детей, в Иркутске практически не осталось. Они либо не подходят по нормативам, либо находятся в неудовлетворительном состоянии. «Мы проиграли суд с Центром Дикуля, но у них аренда до 2014 года. Дождемся и будем там открывать садик», — добавил мэр.

Согласно планам градоначальника, в дальнейшем новые социальные объекты — школы, детсады, библиотеки и так далее — будут сознательно строиться в районах, ранее обделенных вниманием. «Вот у нас есть Ленинский район. Участковые неоднократно жаловались на криминальную ситуацию там. Но существует и мировой принцип, который используется во многих городах — берут маргинальный район, строят там Дворец спорта или концертный зал. И через несколько лет все меняется, там становится жить престижно, бизнес вкладывает деньги в расселение и потихоньку район преобразуется. То же самое мы используем обязательно», — подчеркнул Виктор Кондрашов.

Политическая ситуация

Вопрос относительно увольнения ряда ключевых чиновников из мэрии и неопределенности с претендентами на эти вакансии был задан одним из первых.

«Как говорят, не читайте перед обедом советских газет, а в нашем случае — не читайте «Бабр» и «Чайхану». Надеюсь, этим высказыванием я никого не обижу, — отреагировал мэр. — Вопрос впервые прозвучал публично, мне его ранее никто не задавал. Суждений вокруг ситуации много, у нас есть определенная политическая тусовка, которая только и занимается генерацией слухов. На сегодняшний день у нас действительно отсутствует несколько важных руководителей. Но вопрос по ним практически решен».

По словам Виктора Кондрашова, кандидатуры давно определены, просто затянулось их согласование. «Когда человек назначается на должность, он должен получить вторую группу допуска, чтобы была возможность работать с секретными документами. Согласование проходит достаточно долго. Именно поэтому фамилии кандидатов до сих пор не названы, — отметил он. — Как только все это закончится, имена и фамилии будут известны».

Высказался градоначальник и относительно чиновников из областного правительства, которых якобы «сватали» на вакантные места. По его словам, имена зампреда правительства Иркутской области Сергея Дубровина и министра жилищной политики, энергетики и транспорта Евгения Селедцова не фигурировали при рассмотрении каких-либо кандидатур. Не было также и консультаций с губернатором Иркутской области. «Он (губернатор — ВФ) влияния на выбор не оказывал, для главы региона важно только, чтобы мэрия работала нормально», — заметил мэр.

Натянутые отношения с главой региона, как и свою возможную скорую отставку, Виктор Кондрашов также отнес к слухам. «С губернатором у меня отношения нормальные. Заметьте, он ни разу лично в мой адрес ничего плохого не сказал. У нас в регионе много финансово-промышленных групп, каждая преследует свои интересы, политические дрязги будут всегда. Если у губернатора хватит сил это прекратить, то это хорошо», — подчеркнул он.

Прокомментировал мэр и свою позицию относительно предстоящих выборов в Законодательное собрание региона: «Я поддержу любого желающего с интересной, полезной для города программой. Кого именно — пока не знаю. У нас в истории были примеры, когда люди шли в депутаты, кто-то себя хорошо проявил, кто-то — не очень, а кто-то откровенно занимался карьерой… Говорил по этому поводу и с губернатором — он сказал, с кем вам будет комфортно, с тем и работайте».

Острые темы

Организация адекватной транспортной схемы Иркутска, по признанию градоначальника, на сегодняшний день остается одним из немногих наболевших вопросов. «У нас по этому поводу уже были и споры с Федеральной антимонопольной службой. У перевозчиков серьезное лобби, они нанимают очень грамотных юристов, чтобы эффективно отстаивать свои интересы, — пояснил он. — Но мы сейчас тоже привлекли специалистов, сдвиги будут, в том числе и в проработке новых маршрутов».

«С нового года у нас изменилось федеральное законодательство, и перевозчики теперь несут страховые обязательства перед пассажирами, должны устанавливать приборы навигации. Для некоторых это оказалось серьезным бременем, началось вымывание с рынка недобросовестных перевозчиков. С одной стороны, это хорошо, с другой — появилась новая проблема — нехватка транспорта в спальных районах. По утрам на остановках появились очереди. Сейчас мы готовим изменения в бюджет, будем выделять около 100 млн рублей, чтобы закупить новый муниципальный транспорт. Это 16 автобусов большой и средней вместимости и семь троллейбусов с автономным ходом. К вопросу мы еще вернемся не раз, согласно нашим подсчетам, требуется докупить порядка 70-80 единиц транспорта», — отметил мэр.

По его словам, также в этом году будет рассматриваться возможность объединения двух городских транспортных предприятий: «Иркутскавтотранс» и «Иркутскгорэлектротранс». Это позволит повысить конкурентоспособность муниципального пассажирского транспорта. «Что же касается развития того или иного вида транспорта, скажем трамвая или троллейбуса, то определенного решения еще нет. Можно строить, например, трамвайные пути по самым современным технологиям или закупать беспроводные троллейбусы, которые будут обходиться для города значительно дешевле сегодняшнего автотранспорта. В любом случае мы планируем сначала хорошо проанализировать все варианты, только потом принимать какие-либо решения», — подчеркнул Виктор Кондрашов.

Болезненной назвал мэр и ситуацию с «Шанхайкой». «Того, что уже сделали, наверное, недостаточно, — признался он. — Нужно создавать жесткие условия для ликвидации стихийной торговли. Но там многие земельные участки находятся в собственности, и мы не имеем права сносить прилавки. Наша задача — стимулировать предпринимателей, чтобы они начали объединять и перестраивать участки. Конечно же, законными методами. Нужно объединять участки до относительно крупных размеров — хотя бы до 0,5 гектара, а затем организовывать на них цивилизованную торговлю. Конечно, в 2013 году этого сделать не получится».

Вместе с тем, по словам Виктора Кондрашова, борьба, начатая ранее, будет продолжена. «Медленными шагами, всеми возможными для нас законными средствами мы сможем со временем решить проблему стихийной торговли в центре города. Как только будет определена наиболее удобная площадка для нового городского рынка, «гайки» закрутим гораздо жестче», — подчеркнул он.

Александр Потапов