От Якутии до Белоруссии

Выставки в Иркутском художественном музее
Байкал во всех живописных проявлениях, древние якутские традиции и загадочный символизм Николая Тарасика, проникнутый магическим обаянием, — в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва за неделю открылись сразу три интереснейших выставки. Подробности — в материале культурного обозревателя «АН».

В течение октября в Иркутском художественном музее можно посмотреть три новых выставки. В главном здании впервые за много лет экспонируется художественное и декоративное творчество из фондов Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Экспозиция «Традиций древних новизна» объединяет национальные женские украшения (подвески, серьги, браслеты, пояса), малую пластику, вырезанную из бивня мамонта, а также якутскую графику, созданную по мотивам якутского эпоса «Олонхо». Все представленные экспонаты вдохновлены древнейшими традициями и выполнены с высочайшим мастерством. Выставка является частью большого проекта «Раритеты Якутии», который направлен на укрепление единого культурного пространства и межмузейных связей, а также на привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и популяризации художественного наследия народов Севера.

53014
Художественный мир Николая Тарасика — это таинственное пространство мифа, легенд, грез и сновидений.

На первом этаже отдела сибирского искусства с прошлой пятницы выставлена живопись и графика Николая Тарасика, который в этом году отметил 60-летие. Несмотря на то, что автор уже с десяток лет живет в Москве, местная художественная общественность и благодарная публика по-прежнему считают его своим. Живописец родился в Белоруссии и там же получил образование, однако после окончания Минского художественного института оказался в городе Усть-Илимске, где прожил более 30 лет и занимался творческой и преподавательской работой. За эти годы он навсегда вписался в художественный контекст Приангарья, хотя сохранил ни на кого не похожую творческую манеру, совсем не свойственную иркутской живописной школе.

Художественный мир Николая Тарасика, на первый взгляд, не имеет нечего общего с окружающей действительностью — это таинственное пространство мифа, легенд, грез и сновидений. Зачастую изображенные на холсте или листе бумаги герои и предметы трудно различимы, как будто подернуты некой дымкой. Но каждая деталь этих работ, вплоть до выбора цвета, имеет свой глубокий смысл.

Экспозиция «Традиций древних новизна» объединяет национальные женские украшения, малую пластику, вырезанную из бивня мамонта, а также якутскую графику, созданную по мотивам национального эпоса «Олонхо».
Экспозиция «Традиций древних новизна» объединяет национальные женские украшения, малую пластику, вырезанную из бивня мамонта, а также якутскую графику, созданную по мотивам национального эпоса «Олонхо».

«Природа работ Тарасика — это реальность, возведенная в категорию символа. Автор стремится к истокам чистоты, нравственного, религиозного сознания, — рассказывает куратор выставки, искусствовед Иркутского художественного музея Тамара Драница. — Можно сказать, что главный герой его работ — время, но как философская категория, существующая вне настоящего, прошлого и будущего. Для обывателя Тарасик может показаться сложным художником, но для человека, обремененного сознанием и верой, автор прост и ясен. Постоянные мотивы Николая Тарасика образуют особого рода «театрализованное» пространство, в котором лицедействуют задумчивые и отрешенные от мирской суеты герои, напоминающие средневековых святых и пророков. Греко-византийским образам сопутствует главный ностальгический образ Белоруссии с магическим обаянием ее легенд, проступающих сквозь туманную завесу мистических ландшафтов, в которых оживают тихие и печальные «тени забытых предков».

Еще одна не менее интересная — хотя и совершенно другая по стилистике — выставка открылась на втором этаже отдела сибирского искусства. Она получила название «Художник на Байкале» и объединяет произведения иркутских и забайкальских авторов. По словам директора музея Натальи Сысоевой, подобные обменные выставки проходят уже несколько лет, но впервые творчество соединилось под общей темой — любовью к Байкалу. В экспозиции представлены работы 30 авторов — как живописные, так и декоративно-прикладные (главным образом керамика). Причем в живописи присутствует не только пейзаж, но натюрморты и портреты жителей байкальской территории. Само же озеро на полотнах изображено в самых разных творческих манерах и стилях — от небольших этюдных зарисовок, созданных на пленэре, до монументальных работ, показывающих всю мощь и глубину Байкала.

Антон Кокин