От угона нет приема

Новые противоугонные средства защиты автомобилей появляются регулярно, но количество краж при этом не уменьшается. С начала 2011 года на территории Иркутской области было зарегистрировано свыше 800 краж и угонов, из них треть раскрыта. Лидером по числу преступлений в области автотранспорта является город Иркутск. За ним следует Ангарск, и совсем небольшой процент краж и угонов регистрируется в других населенных пунктах региона.

С автомобилем, оснащенным дорогостоящей сигнализацией, злоумышленникам придется повозиться. Фото Евгения Козырева

Самая популярная среди мошенников машина — Toyota. Как рассказал исполняющий обязанности начальника оперативно-розыскной части №5 Главного управления МВД РФ по Иркутской области Алексей Поляков, на эту марку приходится больше половины всех украденных авто. Преступники также отдают предпочтение таким автомобилям, как Honda, Nissan, реже — Suzuki.

Не следует путать такие понятия, как «угон» и «кража», говорят полицейские эксперты. Под первым подразумевается незаконное завладение транспортным средством без цели хищения. А кража — это похищение транспортного средства с его последующей разукомплектацией для продажи либо возврата владельцу за денежное вознаграждение.

Удивительно, но чаще всего автомобили угоняют днем: в это время суток совершается до 44% преступлений, 31% приходится на вечернее время и лишь 25% — на ночное. По словам Алексея Полякова, большинство преступлений днем совершаются в местах большого скопления транспорта — возле торговых и развлекательных центров и, как правило, на неохраняемых парковках. По ночам машины угоняют чаще всего из спальных районов. «Многие владельцы почему-то оставляют свои автомобили возле подъездов, и преступникам проще простого совершить кражу, — говорит и.о. начальника ОРЧ №5. — Есть такие преступные группы, которые мы называем «ночниками». Они специализируются именно на кражах в ночное время из спальных районов».

На квалифицированной краже автотранспорта иномарок специализируются организованные преступные группировки, у которых выработан четкий алгоритм работы. Есть свои способы и приемы при совершении преступления и распределение ролей: кто-то отслеживает потерпевшего, кто-то вскрывает машину, кто-то обеспечивает общую безопасность и сопровождение украденного авто на место отстоя.

Вариантов много, цель одна

Целей, ради которых угоняются автомобили, как минимум две. Первая — возврат законным владельцам за денежное вознаграждение. Вторая цель — кража машины под заказ или, как говорят иначе, «под донора». «Допустим, человек разбил свою машину марки «Тойота Премиум» 2002 года выпуска, — поясняет господин Поляков. — Он обращается к людям, которые занимаются криминальным автобизнесом, говорит, что нужна машина такой марки. Преступники находят подходящий автомобиль, совершают кражу и передают заказчику за определенные деньги. Тому лишь остается перекинуть необходимые запчасти, все номера сохранены вместе с документами, и получается новая машина. Есть и еще один вариант: украденный автомобиль распиливается и сдается на разборку. Допустим, стоит он 250-300 тысяч рублей, а сдают его за 80-100. Что называется, и то хлеб для преступников».

Однако чаще всего автомобили воруют с целью возврата владельцам за денежное вознаграждение. Этот вариант, по словам Алексея Полякова, в Иркутске самый популярный, и на него приходится более половины совершаемых краж. Завладев транспортным средством, преступники особо не стесняются: сразу выходят на связь с потерпевшими и, как правило, требуют от них до 30% от стоимости автомобиля. Например, угнали машину, стоимостью 350 тысяч рублей, и предлагают ее вернуть за 130-140 тысяч. Естественно, человеку проще взять небольшой кредит или занять деньги, чтобы вернуть имущество, нежели покупать новую машину. Вот почему, собственно, этот бизнес имеет место и является столь популярным».

Разумеется, пострадавшие сразу же обращаются с заявлениями о пропаже в органы внутренних дел. Начинаются оперативно-розыскные мероприятия, но часто бывает так, что преступников не удается задержать в момент обмена авто на деньги. «Бывает такое, что у человека угнали машину, он обратился к нам, и мы его проинструктировали, как себя вести дальше, попросили звонить и сообщать о малейших изменениях в планах угонщиков, — рассказывает Алексей Поляков. — А заявитель вдруг приходит и говорит, что ему позвонили, сказали в срочном порядке привезти деньги, иначе машину распилят на запчасти. В итоге автомобиль ему вернули, а он приходит к нам и просит, чтобы мы забрали у преступников его деньги».

Преступники чаще всего действуют по такой схеме, чтобы исключить появление оперативников. «Это своего рода психологическое давление. Естественно, никто машину распиливать не собирается, потому что не для того она была похищена, — говорит господин Поляков. — Конечно, иногда удается задержать преступников в момент передачи денег и возврата авто, но такое случается редко».

Бывает и такое, что владельцы машин воруют их сами у себя, опять-таки с целью обогащения. Такие мошенничества происходят редко и зачастую совершаются владельцами дорогих авто. «К примеру, человек купил автомобиль и застраховал его на 2,5 млн рублей. Затем он находит покупателя в другом регионе и продает ему машину, допустим, за 1,8 млн рублей. Продал и тут же заявляет, что у него украли автомобиль. К вырученным от продажи средствам получает страховку, и в итоге «зарабатывает» около 4 млн рублей. При этом доказать факт мошенничества очень сложно».

Скупой платит дважды

Вариантов, как обезопасить свой автомобиль от угона, сегодня достаточно, но чем более технически совершенна используемая система защиты, тем меньше шансов у преступников совершить кражу. Если на автомобиле стоит простая сигнализация, то ее не составит труда отсканировать с помощью специального устройства и угнать машину.

«Выглядит это следующим образом, — рассказывает Алексей Поляков. — Предположим, за вашей машиной начали слежку. Вы останавливаетесь в одном месте, ставите автомобиль на сигнализацию. Преступники сканируют ваш код сигнализации, подменяют его своим и затем, когда вы подходите к машине, нажимаете на брелоке кнопку, они открывают авто своим кодом, а вы думаете, что это у вас сработало. Вторая остановка — вы выходите, закрываете и идете по своим делам, а преступники открывают машину и спокойно уезжают».

Еще как вариант: злоумышленники ходят среди машин на какой-нибудь неохраняемой парковке и наугад нажимают кнопки на брелоках. На какой-нибудь сигнал могут сработать сразу несколько сигнализаций, машины открываются, и их угоняют.

Сложнее украсть автомобиль, если он оснащен диалоговой сигнализацией. Такая система предусматривает не разовый обмен сигналом, как у простой сигнализации, а обмен разными кодами. Подобная защита автовладельцу обойдется дороже простой. В среднем диалоговая сигнализация может стоить 11-13 тысяч рублей, тогда как обычная — 4-6 тысяч. «Большинство ставят обычные. Если есть выбор — приобрести систему за 3 тысячи или за 7, то, конечно, человек выберет первую. Люди экономят, но, как известно, скупой платит дважды», — говорит Алексей Поляков.

Для того чтобы снизить шансы преступников, лучше всего вместе с хорошей диалоговой сигнализацией использовать и механические средства защиты. Иногда используют так называемые «секретки» — специальные кнопки, установленные в машине в укромном месте. Не нажав эту кнопку, двигатель не запустится, либо запустится, но через некоторое время заглохнет. Поскольку у преступников дефицит времени, они не могут долго возиться и искать «секретку». Если машина в первые десять минут не завелась, ее бросают.

Дорогие автомобили чаще всего оборудованы самыми надежными системами защиты, вплоть до спутниковой сигнализации и GPS-навигации. Однако в любом случае, какая бы ни была машина, лучше всего иметь полис КАСКО, который в случае кражи обеспечит полное возмещение стоимости автомобиля. «Тогда и голова болеть не будет. Конечно, определенные силы и время уйдут, но человек может быть уверен, что не останется с носом», — считает Алексей Поляков.

Не бывает стопроцентной надежной защиты, но при соблюдении элементарных мер безопасности можно свести шансы преступников к минимуму. В первую очередь, не следует оставлять машину без присмотра на неохраняемых парковках, а также во дворах. А если нет гаража, нужно хотя бы обеспечить видеонаблюдение территории, где находится транспортное средство. Так называемые «дедовские» способы — оставить полицейскую фуражку на заднем сиденье или жезл — по мнению господина Полякова, ничем не помогут. «Это все глупости, — уверен он. — Случаи, когда воруют машины у сотрудников силовых структур, не такие уж и редкие. Грубо говоря, преступникам все равно. Они выбрали машину, украли, вернули за деньги либо распилили и продали на запчасти, и им дела нет до того, что машина принадлежит какому-нибудь оперативнику».

Даже отечественные марки автомобилей иногда угоняют, но чаще всего это делают несовершеннолетние подростки для одной цели — покататься, а потом бросить машину все равно в каком месте. Автомобили, как правило, находят и возвращают владельцам. «Следует быть внимательным и знать, где, в каком месте и среди каких людей вы оставляете свою машину, будь то автомойка либо автосервис, — советует Алексей Поляков. — Смотрите, какие люди там работают, есть ли порядок и какая дисциплина. Потому что бывает так, что слесари выпивают, потом берут ключи от машины и едут кататься. Автомобиль могут разбить и даже уехать на нем и не вернуться».

Если автомобиль все-таки украли, то пострадавшим остается только надеяться на работу оперативников и счастливую случайность. «Панацеи быть не может. Если углубиться в историю, то против любого копья изготавливалась не менее мощная кольчуга, — говорит господин Поляков. — Однако далеко не у всех преступников есть технические и финансовые возможности, чтобы закупить такую аппаратуру, которая вскрывала бы сложные системы защиты. Поэтому чем надежнее и современнее защита, тем меньше вероятность того, что у вас ее отсканируют и украдут автомобиль. Любые системы взломов изобретают народные умельцы. Ведь это бизнес».