От опытных — к серийным

Развитие проекта МС-21 набирает обороты. С марта текущего года уже четыре опытных самолета МС-21 участвуют в летных сертификационных испытаниях, а общее количество полетов вплотную приближается к 400. Еще один самолет проходит статические испытания в ЦАГИ, другой — ресурсные. К концу 2020-го Иркутский авиазавод планирует передать на заводские летные испытания опытный лайнер МС-21 с первыми российскими двигателями ПД-14. О том, какие еще важные шаги в направлении серийного производства перспективного лайнера делаются на предприятии, рассказал генеральный директор Иркутского авиационного завода — филиала ПАО «Корпорация «Иркут» — заместитель генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут» Александр Вепрев.

— Александр Алексеевич, прежде всего расскажите о ходе испытаний опытных МС-21.

— Сейчас в проведении сертификационных испытательных полетов задействовано четыре опытных лайнера МС-21. Четвертый был отправлен с заводского аэродрома в Раменское в марте текущего года. В июне лайнер перелетел в Ульяновск, где был окрашен по серийным технологиям, а сегодня он вновь в строю. Все четыре машины уже поднимались в небо более 370 раз, благодаря чему проведены испытания большого количества различных самолетных систем, узлов и агрегатов лайнера. К примеру, в июле самолет был испытан в так называемом бассейне на возможность эксплуатации лайнера при наличии воды на взлетно-посадочной полосе (выполнял пробежки по воде в широком диапазоне скоростей и при различных режимах работы маршевых двигателей, включая использование реверса тяги).

Надо отметить, что с каждым последующим этапом количество замечаний становится существенно меньше. И в целом самолет показывает запроектированные параметры безопасности и надежности.

— А что сейчас происходит на самом предприятии по проекту МС-21?

— В цехе окончательной сборки идет работа сразу по двум лайнерам. На пятый опытный самолет в июне 2020-го в тестовом режиме были впервые установлены двигатели ПД-14. Пробная примерка позволила определить элементы конструкции двигателей, которые требуют доработки. После их завершения ПД-14 будут установлены на самолет, что называется, «по-боевому». В IV квартале текущего года планируем передать самолет в летно-испытательное подразделение, где он пройдет заводские наземные и летные испытания. А затем также отправится в ЛИИ имени М. М. Громова, чтобы присоединиться к сертификационным испытаниям. Его место в цехе займет первый серийный МС-21.

— Как известно, «серия» в полную силу не может начаться, пока не будет получен сертификат. В этом году дату сдвинули вправо. Насколько?

— «Сертификат типа» на самолет МС-21-300 рассчитываем получить в III квартале 2021 года. Пока же в заводских цехах ведется постройка первых серийных самолетов: уже состыкован фюзеляж первой поставочной машины, ведется сборка секций и стыковка отсеков фюзеляжа второго серийного лайнера, который будет состыкован в октябре 2020 года, собираются секции панелей фюзеляжа третьего и последующих самолетов. В ходе постройки опытных и первых серийных машин совершенствуются принятая модель кооперации и логистика, кроме того, продолжается реконструкция производственных площадей под новый самолет.

Новый цех окончательной сборки военной техники Иркутского авиазавода введен в строй в мае 2020 г.

— Расскажите об этом поподробнее…

— Чтобы обеспечить запланированный рост объемов производства МС-21 в 2023-2025 гг., на предприятии параллельно с постройкой самолетов ведется большой объем работы по реконструкции площадей. Так, в январе текущего года был введен в строй новый ангарный комплекс, рассчитанный на одновременную отработку трех лайнеров МС-21.

В настоящее время ведутся работы по реконструкции агрегатно-сборочного производства, цеха окончательной сборки самолета МС-21. Благодаря тому, что в мае был сдан в эксплуатацию новый цех окончательной сборки военной техники, здание старого цеха теперь полностью отдано под МС-21. Уже в июне на высвободившихся площадях цеха началась глубокая реконструкция: были полностью демонтированы фундаменты и коммуникации, и сейчас идут работы по заливке нового пола, рассчитанного на повышенные нагрузки, фундаментов и монтажу инженерной инфраструктуры. Благодаря проведенной реконструкции к уже существующей линии окончательной сборки МС-21 добавятся еще две станции. Работы по реконструкции цеха окончательной сборки МС-21 планируется завершить в начале IV квартала текущего года. Это необходимо и для того, чтобы обеспечить возможность перекатки самолета с отечественными двигателями ПД-14 на летно-испытательную станцию.

В агрегатно-сборочном производстве сейчас ведутся работы по реконструкции площадей в двух пролетах, и на ближайшее время запланирована реконструкция еще в двух. По окончании работ здесь будет установлена вторая очередь линии сборки панелей, дверных проемов, секций отсеков фюзеляжа (а это еще 16 дополнительных станций сборки), что позволит существенно увеличить мощность линии агрегатной сборки.

— Задачи масштабные. Удастся реализовать все задуманное?

— Для этого заводской коллектив работает в очень напряженном ритме. Крайне важно обеспечить выполнение работ по реконструкции производственных площадей в соответствии с графиком увеличения объемов производства самолетов МС-21. Готовность всех этапов производства и будет определять темпы разворачивания серийного выпуска перспективного лайнера на ИАЗ. На предприятии делается все возможное для того, чтобы к моменту получения сертификата типа на МС-21 к серии были готовы новые участники производственной цепочки.

Марина Лукинская
Фото: Елена Данилова, Илья Дубовик