От Моцарта к Моцарту

В начале ушедшей недели на сцене Иркутской областной филармонии впервые выступил коллектив «Академия старинной музыки» под управлением народной артистки России Татьяны Гринденко. Концерт уже сейчас можно назвать ярчайшим событием весны в жизни академической музыки Иркутска. В рамках программы «Старое и новое» в концертном зале филармонии в первый раз прозвучал Моцарт в аутентичном исполнении и произведения композиторов-минималистов.

Ансамбль Татьяны Гринденко впервые исполнил в Иркутске Моцарта в аутентичной манере. Фото Евгения Козырева

Легендарный ансамбль «Академия старинной музыки», хорошо известный в России и награжденный всевозможными премиями за рубежом, в первый раз отправился в тур по сибирским городам. Это стало возможным благодаря программе поддержки гастролей отечественных коллективов Министерства культуры РФ. Единственный концерт коллектива состоялся и в Иркутске — на сцене концертного зала областной филармонии 28 марта. Программа получила название «Старое и новое» и включала в себя произведения Моцарта и композиторов-минималистов.

Строго говоря, в этот вечер на сцене филармонии выступили сразу два коллектива. Несмотря на то, что ими обоими руководит народная артистка России Татьяна Гринденко и оба они состоят из одних и тех же музыкантов, называются они по-разному. Один носит название «Академия старинной музыки» и исполняет произведения композиторов эпохи барокко, причем делает это на аутентичных инструментах. Второй коллектив называется Opus Posth и играет музыку только современных композиторов, включая авангардистов и минималистов. Соответственно, коллективы различаются не только исполняемым материалом, но и инструментами.

Музыканты имеют огромное количество различных произведений в репертуаре, поэтому формируют программу выступления практически в процессе концерта. Так произошло и в Иркутске. Татьяна Гринденко, выйдя на сцену и поприветствовав публику, сразу объявила, что начнет с «Ночной серенады» Моцарта, которой в афише выступления вообще не значилось. «Поскольку после этого произведения вообще невозможно играть что-то другое, мы решили сыграть в начале концерта лишь первую его часть, — сказала она. — В конце выступления мы вернемся к «Ночной серенаде» и исполним ее целиком».

Невероятная чистота звучания и особая проникновенность достигалась не только за счет грандиозного опыта музыкантов (Татьяна Гринденко создала Академию старинной музыки в 1982 году), но и благодаря особому подходу к исполнению. Татьяна Гринденко рассказала об аутентичной манере исполнения старинной музыки. Дело в том, что музыка эпохи барокко, как правило, была камерной, то есть исполнялась в небольших помещениях. Сами инструменты не требовали громкого звучания, поэтому размеры их, как и устройство, отличались от современных. В частности, смычок скрипки был короче, другими были и струны. Академия старинной музыки играет именно на таких инструментах уже почти 30 лет, благодаря чему обеспечивает аутентичное звучание исполняемых произведений.

В первом отделении также были исполнены «Дивертисмент» и «Квинтет соль минор» Моцарта. «Моцарт — абсолютный гений, в его музыке есть все», — отметила Татьяна Гринденко.

Второе отделение, согласно афише, должно было быть полностью посвящено новой музыке. Однако, как уже было сказано выше, музыканты вернулись к «Ночной серенаде» Моцарта, после которой, по их мнению, не стоит вообще ничего исполнять.

Но перед этим все же исполнили два произведения современной академической музыки: «Встреча с композитором Мартыновым» Георгия Пелециса и Green DNK Павла Карманова. Заявленное произведение композитора Владимира Мартынова «Осенний бал эльфов» исполнено не было. «Если дать грубое определение музыки минимализма, то ее можно описать так: это многократное повторение того или иного музыкального фрагмента, до тех пор пока он не изживает себя. С другой стороны, для минимализма свойственно выражать свою мысль или передавать эмоцию минимальными музыкальными средствами», — пояснила Татьяна Гринденко и вернулась к Моцарту.

Однако получилось так, что после Моцарта музыкантам все же пришлось еще раз выйти на сцену. Чтобы сыграть на бис. Финалом выступления Академии старинной музыки стали отрывки из произведения композитора-минималиста Филиппа Гласса The Company.