От двери до двери по-русски

С точки зрения грузовладельца, идеальная перевозка означает подбор оптимального варианта доставки «от двери до двери» в срок и по выгодной цене. При этом желательно наличие единого окна для оформления заказа и учета преимуществ различных видов транспорта. В Европе мультимодальные сервисы используются широко, в России же им мешает развиваться несовершенство правил перевозок.

Малый и средний бизнес демонстрирует гибкость в ценообразовании и готовность в предоставлении разнообразного спектра логистических, транспортных и экспедиционных услуг.

Правильно организованный сервис доставки товаров «от двери до двери» создает массу преимуществ всем участникам рынка перевозок. Для транспортно-логистической компании это вариант сохранения доходности, хотя иногда и требующий дополнительных усилий. Выгоден он и подрядчикам, например железным дорогам и судоходным линиям, так как дает возможность получения определенного объема грузов в оговоренный срок, пусть и с меньшей маржой. Грузовладельцу «дверной» сервис гарантирует стабильность транспортных расходов на согласованный с подрядчиком период, предсказуемость времени перевозки, возможность отсрочки платежа и использования одного комплекта документов, а также нулевую ставку НДС при экспорте.

Удовлетворение потребности грузоотправителей в комплексных отправках зависит от динамики рынка, поскольку в период его подъема важна экономия времени, а в период падения — средств. Неслучайно приоритетом номер один для сегодняшнего заказчика является стоимость комплексной перевозки. «Чем ниже, тем лучше», — уверена директор по международным перевозкам ООО «САННА-Экспедиция» Марина Тельнова. Директор по операциям FM Logistic Александр Павлов считает, что выручить грузоотправителей может «дверной» сервис, налаженный крупной экспедиторской компанией: «Стабильные объемы позволяют корректировать структуру каждой отправки, даже если кто-то из клиентов меняет параметры заказа». FM Logistic обслуживает около 600 небольших грузовладельцев в сфере потребительской торговли, в том числе нуждающихся в доставке товаров из Москвы на Дальний Восток. «Оптимизация расходов достигается за счет ряда факторов, — поясняет Александр Павлов. — Например, целенаправленная работа с подрядчиками и собственниками вагонов позволяет снижать ставки на перевозку в обмен на стабильность загрузок, а работа напрямую с РЖД, минуя экспедиторов, то есть отправка вагонов собственными силами со своих подъездных путей и с использованием единого лицевого счета, позволяет экономить».

Затраты российских грузоотправителей на комплексные логистические услуги, в частности доставку «от двери до двери», выше, чем в Европе. В первом случае эксперты оценивают их на уровне 20% от конечной стоимости товара, во втором — в два-три раза ниже. Действительно, существующие правила внутрироссийских перевозок не всегда позволяют добиться максимального эффекта. В России один из классических вариантов «дверной» услуги реализуется на базе контейнерных поездов, связывающих грузоотправителей и потребителей Москвы, Сибири и Дальнего Востока. Для перетарки, хранения и пересадки грузов на другие контейнерные поезда в цепочку включают транспортно-логистические центры. В частности, опыт компании «Евросиб», использующей собственный терминал в Новосибирске, показал, что для экономии времени и затрат терминальным операциям необходимо придать статус транзитных. «Кроме того, нужна возможность оформления единой железнодорожной накладной на весь путь следования груза через транзитную станцию», — уточняет директор по продажам и экспедированию мультимодальных и контейнерных перевозок ЗАО «Евросиб СПб — транспортные системы» Виктор Иванов.

Характерной чертой рынка логистических услуг является то, что даже самые крупные компании занимают лишь небольшую долю рынка, а сервис доставки грузов «от двери до двери» предлагают и экспедиторы, готовые работать с генеральными грузами, и логистические операторы, специализирующиеся в сфере ритейла.

Подобный опыт частных компаний подсказывает, в каком направлении следует развиваться крупнейшему российскому перевозчику. Перевозки «от двери до двери», как правило, являются логистическим продуктом уровня 3 и 4PL, включающим экспедирование, перевалку, хранение и другие операции. Сегодняшние функции ОАО РЖД, помимо владения инфраструктурой, в основном сводятся к грузоперевозкам, то есть услуге уровня 2PL, а доля доходов холдинга от предоставления комплексных логистических сервисов не превышает 13%. В то же время одна из самых эффективных железнодорожных компаний Европы — немецкая Deutsche Bahn — более 50% прибыли получает благодаря именно продажам комплексных услуг. Стоит отметить, что в РЖД запланировали трансформацию холдинга в транспортно-логистическую компанию к 2030 году, и один из шагов в этом направлении — приобретение 75% акций компании GEFCO.

Не секрет, что в настоящее время доставка «от двери от двери» является прерогативой автомобилистов. Между тем практики твердят, что для такой страны, как Россия, сочетание железнодорожного и автомобильного транспорта в комплексной цепочке поставок является наиболее эффективным способом организации логистики. Железная дорога дает преимущества на длинных расстояниях и при поставках массовых грузов, а автомобильный транспорт идеален для дискретных поставок партий на средних и коротких дистанциях, где необходимы мобильность и гибкость.

В качестве успешного примера мультимодальных перевозок можно привести совместный проект компаний Toyota и Sollers по доставке готовых автомобилей с Дальнего Востока в европейскую часть России с использованием железнодорожной составляющей и дальнейшим распределением по компаундам и розничным точкам с помощью специализированного автомобильного транспорта. Сочетание железной дороги и автотранспорта часто практикуется при доставке грузов из Китая. Использование одного вида транспорта на всем маршруте здесь нерационально, поэтому и применяется комбинированный способ доставки. В большинстве случаев в логистическую цепочку включается и морская перевозка: сначала происходит транспортировка от места закупки до порта КНР, затем по морю до российского порта, потом доставка по железной дороге до перевалочного пункта и автотранспортом до места назначения. При этом в сфере грузоперевозок существует определенный конфликт интересов: автомобилисты воспринимаются как конкуренты железнодорожников. Однако выстраивание взаимодействия между этими видами транспорта делает возможным и партнерство.

Рынок логистических услуг раздроблен и фрагментарен, причем не только в РФ, но и в целом по миру. Его характерной чертой является то, что даже самые крупные компании занимают лишь небольшую долю рынка, а сервис доставки грузов «от двери до двери» предлагают и экспедиторы, готовые работать с генеральными грузами, и логистические операторы, специализирующиеся в сфере ритейла. В России в этот высококонкурентный сегмент недавно вышли и компании-операторы железнодорожного подвижного состава. Предпосылкой стало изменение ситуации в сфере железнодорожных перевозок: из-за профицита вагонов времена, когда маржинальность операторского бизнеса достигала 15-18%, ушли в прошлое. В то же время активизировались логистические компании с гораздо более низкой маржой (например, у GEFCO она находится на уровне 2,5%), но не обремененные затратами на содержание тяжелых активов, например вагонов.

Крупные российские железнодорожные операторы, например «Трансконтейнер», «Евросиб», Fesco, ПГК, уже позиционируют себя как вертикально интегрированные транспортно-логистические компании, способные предоставлять сервис уровня 3PL. Интересен и опыт небольших железнодорожных компаний, не считающих чем-то экстраординарным комплексные доставки с привлечением автотранспорта, перегрузками на складах, хранением контейнеров, крановыми работами и прочими услугами. «Это нормальная работа, — поясняет генеральный директор ООО «Транком-Сервис» Андрей Тайгин. — Мы для того и существуем, чтобы подсказать грузовладельцу экономически выгодную схему доставки товара из точки А в точку Б».

Эксперты отмечают, что роль локомотива в освоении новых логистических компетенций зачастую играют морские компании. Например, мультимодальный сквозной коносамент, используемый в Европе для доставки грузов «от двери до двери», пришел из практики морских перевозок.

Автоматизация бизнес-процессов портовых терминалов, например тайм-слотирование, или упрощенный документооборот в морских перевозках также являются хорошими примерами для сухопутных транспортников. Свою лепту вносят представители малого и среднего бизнеса, демонстрирующие гибкость в ценообразовании и готовность оказывать грузоотправителям более полный спектр логистических, транспортных и экспедиционных услуг. Впрочем, усиление конкуренции всегда служило залогом роста качества, поэтому у сервисов доставки грузов «от двери до двери» в России определенно есть будущее.