От центра отвадят рублем

Летом 2014 года в Иркутске могут появиться первые платные притротуарные парковки с паркоматами. На данный момент мэрией выбраны шесть улиц в центральной части города, на которых уже определены более 150 машиномест под парковку. Таким образом, чиновники наде­ются рублем стимулировать жителей и гостей Иркутска избегать поездок в самую загруженную транспортом часть города. Эксперты, признавая необходимость создания платных парковок, полагают, что переломить нежелание платить у иркутских автомобилистов будет непросто.

Вопрос увеличения количества парковочных мест для автотранспорта в Иркутске обсудили вчера депутаты городской думы. По словам председателя комитета по градостроительной политике мэрии Евгения Харитонова, определение платных парковочных мест вдоль тротуаров центральных улиц, а также оснащение их паркоматами — одна из мер, которая позволит частично разгрузить транспортные магистрали. «Уже определено, что на улице Карла Маркса будет обустроено 50 платных парковочных мест, по Киевской — 49, по Свердлова — 18. Все земельные участки уже поставлены на кадастр, подготовительная работа сейчас продолжается», — отметил чиновник. В презентационных материалах, представленных на слушаниях, помимо названных трех улиц были обозначены также улицы Ленина, Сухо-Батора, Пролетарская, где с автовладельцев будут взимать плату за притротуарную парковку машин. Вдоль улиц установят паркоматы, с помощью которых, как следует из презентации, можно будет рассчитаться наличными или картами предоплаты. Всего предусмотрена организация более 150 машиномест. «Достаточно перспективная система, я считаю, — поделился с депутатами своим мнением Евгений Харитонов. — Возможно, те же студенты вузов, работники организаций подумают, прежде чем ехать в центр на машине».

Впервые о возможном введении платной притротуарной парковки мэр Иркутска Виктор Кондрашов заговорил еще в 2012 году. По его мнению, это одна из действенных мер ограничения потока транспорта в центр города для борьбы с пробками. Пилотный проект анонсировался на 2013 год и должен был реализовываться на улице Карла Маркса. Указывалось, что стоимость парковки составит около 30 руб.

Несмотря на обозначенный вчера переход от деклараций к конкретным шагам, сейчас в мэрии все еще не определились с окончательной стоимостью парковочного места, не решен и вопрос о том, кто будет заниматься их обслуживанием. Начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Юлия Гордина сказала „Ъ“, что это будет муниципальное предприятие, однако какое именно, уточнить не смогла. «Еще впереди покупка парктронов и принятие нескольких постановлений, в том числе по определению стоимости парковки», — добавила она. Не ответили в городской администрации и на вопрос об общей стоимости затрат на введение новой системы.

Эксперты, опрошенные „Ъ“, признают необходимость создания платных парковок в центре Иркутска, но предупреждают, что городской администрации придется столкнуться с целым рядом проблем. «Реакция будет болезненной изначально, это точно. Но если власти сумеют доказать и донести до людей, что все деньги, взятые за парковку, тратятся только на развитие дорожной инфраструктуры, сопротивление можно будет переломить. Весь период внедрения платных парковок мэрия должна будет вести четко продуманный пиар этого мероприятия, отчитываясь за каждую потраченную копейку перед общественностью», — считает доктор технических наук, доцент кафедры «Менеджмент на автомобильном транспорте» ИрГТУ Александр Михайлов. Председатель НП «Союз автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов добавляет, что предварительного решения потребует и проблема жильцов домов, находящихся в районе платных парковок. «Основная масса нежелающих платить за парковку будут оставлять машины во дворах, забивая их и мешая жителям домов», — замечает господин Шабанов. Также, уверены эксперты, кардинальных перемен требует и существующая система общественного транспорта в городе. «Тот извоз, который есть сегодня в Иркутске, даже общественным транспортом назвать сложно. Будь он более респектабельным, то процесс пересаживания с личных авто на автобусы воспринимался бы лучше», — уверен Александр Михайлов.

В мэрии подчеркивают, что создание платных притротуарных парковок — только одна из комплекса мер, направленных на разгрузку центральной части города. По словам Евгения Харитонова, продолжается работа и по реформированию общественного транспорта, организации деятельности эвакуаторов, привлечению инвесторов к строительству многоуровневых парковок.