Остров невезения

Ольхон в последние три-четыре года как никогда на слуху. Остров стал очень популярным направлением для туристов со всего мира и узнаваемым местом на планете, где вовсю снимают рекламу. Но Ольхон прославился не только благодаря уникальной байкальской природе и неповторимой энергетике. О последствиях антропогенной нагрузки, которую испытывает эта территория, тоже трубят на весь мир. Печально, но экологические проблемы решаются не так быстро, как создаются. Ученые предупреждают: если в ближайшее время ничего не предпринять, таинственная красота Ольхона будет погублена.

Всем миром на Ольхон

Еще 12 лет назад на крупнейшем и единственном населенном острове Байкала не было не только сотовой связи, но даже круглосуточного электричества. Лишь в 2005 году здесь появились элементы цивилизации, без которых на материке люди жизни не представляли. На Ольхон и тогда ехали туристы, но их было как минимум раза в два меньше. В самом начале 2000-х, когда переправу обслуживал только один паром, он выполнял за навигацию 1,5 тыс. рейсов. Сейчас курсируют три, а это почти в 5,5 раз больше рейсов.

В 2006 году с материка на Ольхон переправились 58,3 тыс. человек, в 2014-м — 90 тыс., в 2015-м — 100, в 2016-м — 110 тыс. Данные предоставило Восточно-Сибирское речное пароходство. Там отметили, что цифры примерные, точных нет, потому что, когда случаются форс-мажорные ситуации, паромам приходится работать вне плана. Но то, что турпоток на Ольхон каждый год растет минимум на 10 тыс. человек, это однозначно.

По данным Ростуризма, в первом полугодии 2017 года в Иркутскую область по безвизовому каналу приехали 8,5 тыс. китайских туристов, это на 15% больше, чем за тот же период прошлого года.

Большой популярностью остров пользуется у туристов из Китая. Как говорит директор гостиного двора в Ольхонском районе Марина Григорьева, на Байкале «им только остров нужен», лишь в крайнем случае — при отсутствии мест на турбазах Ольхона — они согласны остановиться на Малом море. По данным Ростуризма, в первом полугодии 2017 года в Иркутскую область по безвизовому каналу приехали 8,5 тыс. китайских туристов, это на 15% больше, чем за тот же период прошлого года.

Сколько туристов стремится на остров, как нельзя лучше показала недавняя очередь на переправе, которая образовалась из-за поломки третьего парома. В последние дни июля вереница из желающих перебраться с острова на материк растянулась не менее чем на три километра, в ней стояло порядка 800 машин. Время ожидания доходило до суток. Люди скандалили, прокалывали шины тем, кто норовил проскочить без очереди, забрасывали в соцсети ролики с рассказами о том, как у них на глазах мучаются грудные дети и астматики, призывали блогеров распространять эти сообщения для привлечения внимания к проблеме.

Оставшиеся два парома просто не справлялись с потоком. Многие туристы заметили, что в предыдущие годы, когда третьего парома вообще не было, таких очередей не наблюдалось. Потому что людей ехало меньше.

После нас хоть потоп

— Когда запустили третий паром, было понятно, что поток туристов возрастет, и все закончится коллапсом, потому что нагрузка на остров не контролируется, — говорит руководитель гостевой усадьбы в Хужире Наталья Бенчарова.

Неконтролируемый туризм порождает экологические проблемы, которые усугубляет отсутствие инфраструктуры. На Ольхоне нет очистных сооружений и катастрофически не хватает площадок для сбора мусора. Ни поселковые администрации, ни национальный парк не справляются со сбором и вывозом отходов. Им на помощь приходят волонтеры, которые каждую весну вывозят с берегов Байкала тысячи мешков с мусором, но наступает туристический сезон, и Ольхон, а вместе с ним и другие популярные места отдыха, вновь утопают в свалках, потому что далеко не каждый турист готов увозить свой мусор с собой.

О сознательности туристов защитники Байкала могут только мечтать. Отдыхающие, которые приезжают с палатками, моют посуду прямо в озере, тут же купаются. На машинах ездят, где вздумается, из-за чего Ольхон покрылся сетью стихийных дорог.

Дискотеки и кальянные на берегах Байкала стали таким же обычным делом, как восхождения туристов на сак­ральную Шаман-скалу, куда забираться запрещено. Если поток туристов на Шаманку не остановить, то мыс Бурхан обрушится, предупреждают ученые. Сотрудники Института исследования экосистем Кильского университета имени Кристиана Альбрехта с коллегами из ИГУ изучили процессы деградации почв на Ольхоне.

— Мы констатировали, что влияние туризма значительно изменило окружающую среду. Самый разительный пример уничтожения почв и изменения ландшафта — это то, что в настоящее время происходит на самом священном месте острова, мысе Бурхан, — говорит директор Института исследования экосистем Андреас Мит. — Здесь, на месте проложенных в советское время подъездных путей, которые туристы сейчас используют как тропы к скале Шаманка, образуются глубокие овраги. Причина образования оврагов — скопление дождевой воды в местах, где нарушен почвенный покров. Вода вызывает эрозию и все больше смывает почву, так что на месте канав образуются глубокие ямы. Если этот процесс не остановить, в течение нескольких лет возникнет угроза обрушения мыса, так что попасть к скале скоро будет невозможно.

Экологи бьют еще одну тревогу: в погоне за эффектным фото туристы уносят с берегов камни, из которых выкладывают свои имена или названия городов. Разумеется, обратно камни никто не возвращает. Хрупкая растительная экосистема не выдерживает давления и на месте камней остаются проплешины, трава там уже не растет.

Но в этом году на Ольхоне хотя бы удалось сократить количество квадроциклов. На 70%, по данным «Заповедного Прибайкалья». Если раньше они свободно гоняли по нацпарку, уничтожая природу острова, теперь за поездки штрафуют на 3-4 тыс. рублей.

Спасать, пока не поздно

Однако борьба с квадроциклами — это ничтожная часть того, что нужно сделать для спасения Ольхона. В последнее время общество разделилось на два лагеря: одни убеждены, что остров нужно закрыть для туристов, другие выступают за регулирование турпотока. По мнению Натальи Бенчаровой, необходима комплексная программа по защите острова, ученые должны высчитать, сколько человек одновременно может там находиться, и полученную цифру нельзя превышать. Нужно четко прописать для туристов правила поведения: где можно ходить, куда — нельзя, где можно ставить палатку, где — нет. Количество палаток должно быть ограничено.

— Должны быть проложены тропинки, установлены аншлаги, указатели, поставлены туалеты и контейнеры для сбора мусора, — говорит руководитель гостиного двора.

Предприниматель, эксперт Общероссийского народного фронта Александр Деев тоже выступает за регулирование и мониторинг турпотока на Ольхоне. В частности, регистрация посетителей позволит отслеживать число приезжающих, а строгие правила дисциплинируют отдыхающих. По мнению Александра Деева, на острове необходимо создать транспортную инфраструктуру для доставки туристов к поселкам и местам отдыха, чтобы личный транспорт люди оставляли на материке, а по Ольхону перемещались островным. Нужно наладить процесс уборки мусора.

Однако решение всех инфраструктурных вопросов на Ольхоне упирается не столько в деньги, сколько в природоохранное законодательство. Как говорит Марина Григорьева, слишком многое оно запрещает делать на Байкале, даже, как ни парадоксально, строить полигоны для мусора и очистные сооружения, которые вроде бы, наоборот, должны служить природе. Но законодательство противоречиво и само нуждается в изменении, прежде чем эти изменения начнут происходить на Ольхоне. И это вопрос федеральной повестки. Эксперты убеждены, что принимать решения относительно будущего острова нужно на самом высоком уровне и безотлагательно.

Светлана Латынина