Ошибки на трассе

Лето — самое удачное время для того, чтобы по одной из трасс слетать на Байкал. Кому-то в этом сезоне предстоит только первая такая поездка, иные уже намотали десятки тысяч километров по знакомым маршрутам. Последние вполне могут поделиться некоторым опытом по поводу вождения именно по загороду. Предлагаем проанализировать частые ситуации, которые создают участники дорожного движения: не все из них безопасны…

Паркуясь на обочине, старайтесь выбрать место, где есть обзор в обе стороны — нет закрытых поворотов и спусков-подъемов

Неправильное пользование светотехникой

Тут у нас две крайности. Либо водитель не видит синюю лампочку на панели и чешет с дальним светом, либо водитель забыл включить фары вообще.

Дальний свет слепит и мешает даже летним днем, не говоря о ночном времени. Кстати, днем объективно плоховато видно приборную панель, солнце слепит, зрачок сужен и пропускает мало света. Поэтому перед выездом неплохо бы каждый раз проверять: а какой свет у вас горит? Прикройте панель рукой и посмотрите. Или выйдите из машины и загляните ей «в лицо». Кстати, если считаете, что днем дальний не напрягает, сделайте это непременно, оцените, так ли это. Врубите свой любимый дальний и наклонитесь пониже.

Весьма полезно отрегулировать фары на специализированной СТО. Они станут лучше освещать путь ночью, а также не будут ослеплять встречных водителей. Ну и тех, за кем вы едете.

Узнать, что у вас лупит по зеркалам дальний, можно также по морганию аварийки впередиидущего автомобиля. Судя по реакции многих, а именно отсутствию реакции, это является для них новостью… Если впередиидущая машина — уже близко от вас — начинает переключать ближний свет на дальний и обратно без видимой причины, это также знак вам переключиться.

В самых крайних случаях — когда сзади кто-то беспощадно лупит дальним светом, не понимая сигналов, перещелкните внутреннее зеркало заднего вида на ночной режим, а наружные сложите (при наличии ночного режима и электропривода «ушек«). Очень хороший способ пропустить слепуна вперед. И уже вам решать, что с ним делать.

Кажется, невозможно ничего сделать, если кто-то (а таких немало!) врубает дальний, уже подлетев к вам вплотную. Слишком раннее переключение очень сильно слепит — особенно если иметь вредную привычку разглядывать чужие фары. Но есть способ ослабить эффект. Смотрите при разъезде на свою правую обочину — и вас не так будет напрягать пучок света в глаз.

Еще одна ошибка, связанная с лампочками, — это пренебрежение указателями поворота. Если вы решили сделать остановку или свернуть с трассы, непременно предупредите об этом остальных! При длительном быстром движении нарушается чувство скорости — оно притупляется, и адекватно оценить замедление не так просто. Тем более показывайте поворот при перестроении на встречную полосу. И вообще, при обгоне не выключайте левый поворотник, пока не вернетесь на свою полосу. Это будет сигналом «опасно» для встречных.

Особенно для тех, кто не включил фары. Такие автомобили становятся невидимками, потому что водители отвыкают искать глазами машину — мы ориентируемся на горящие фары, а их, как ни крути, заметно на большем удалении. Не обозначить свою машину — значит рисковать и подвергать риску других.

Резкие действия

Как уже упоминалось, на высокой скорости все происходит по-другому, и действия водителя приводят к иным результатам, чем обычно. Потому что «е» равно «эм-цэ-квадрат». А квадрат — это такая мощь! Все умножаем не на три, а на девять, не на пять, а на двадцать пять! Вдумайтесь… Все силы, действующие на автомобиль, настолько возросли, что мелкие ошибки, которые в городе проходят незамеченными, на трассе могут быть фатальны.

Объезд ямки или камня, если резко дернуть руль, может привести к опрокидыванию машины. Слишком резкое торможение может закончиться заносом для автомобиля без АБС. Отвлечение от дороги на долю секунды может вынести в кювет или на встречную полосу в морду многотонной фуре. На трамплине машина подпрыгнет, оторвав от покрытия все колеса, и станет неуправляемой. В общем, жуть. Поэтому нужно очень ответственно относиться к быстрому движению. И делать все внимательно, плавно и предусмотрительно.

Игнорирование загрузки

Машина, везущая семью далеко, как правило, несет в себе не только драгоценные тела, но и их вещи, и запас воды-еды-алкоголя. В сумме получается очень неплохая масса. Если обычно вы чувствуете в нужный момент запас тяги под правой ногой, который вас радует, и к коему вы привыкли, то сейчас, увы, его не будет. Загрузка особенно заметно придушивает небольшие автомобильчики с маленькими моторами («Солярисы», «Поло», «Аурисы» и т.п.) и менее заметна на большелитровых и дизелях. Поэтому нужно смириться с тем, что ваша машина не так резва, и обгон совершать с запасом, а не как заблагорассудится.

Неправильный обгон

Самое опасное, потому что затронет не только самого водителя, но и ни в чем не повинную встречную машину, — это неправильный обгон.

Затяжной обгон: водитель догоняет тихоходную попутку, вылезает на встречку и начинает разгоняться. Иногда настолько плавно, что автомат не уходит в кик-даун, и машина еле ускоряется. Автомобиль торчит на встречке очень долго. Вариант: обгоняемый, в нарушение логики и правил дорожного движения, начинает тоже давить газ. Рискуют все.

Еще вариант: выехав на встречку, обгоняющий узрел, что она, вообще-то, занята. Но, возможно, он успеет завершить маневр. Или не успеет? И водитель начинает сомневаться, отпустив педали. Что недопустимо. Нужно хорошо знать способности своего автомобиля к резкому ускорению и торможению — и принимать решение с учетом этого. Загрузка, о которой мы говорили выше, затрудняет и то и другое.

Двойной обгон: едет фура, за ней пара легковушек. Первая пошла обгонять, вторая — тоже. Первая лишает водителя второй обзора, кроме того, существует вероятность, что водитель первой машины рассчитал маневр — ему хватает места, а второму — уже нет… Вариант: вторая машина пошла на обгон, включен поворотник, а водитель первой не глядит в зеркала. (Они у него для красоты, а голова — чтоб в нее есть.) И вылезает тоже. Как показывает практика, бибиканье этому «умнику» в таких случаях не помогает. Самое безопасное — это отложить маневр до лучшего момента.

Есть и другие ошибки. Например, поехать на неисправной машине и доломать ее в пути. Поссориться с пассажиром и всю дорогу нервничать и отыгрываться на окружающих. Увидеть, что вас обогнала девчонка, и пуститься в погоню (хотя она за рулем «Мерседеса», а вы на ВАЗе). Увидеть стадо коров на горизонте, задумчиво тянущихся к дороге, и продолжать гнать вперед. Выпить за рулем. Положить стрелку спидометра и при этом чихнуть. Почувствовать занос и резко бросить газ. Всех ошибок не перечислить, не предугадать. Всех ошибок не избежать. Храни нас всех бог!