Оригинально и недорого

Еще не успев оправиться от предновогодней суеты, многие компании начинают задумываться о праздновании (хотя бы символическом) 23 февраля и 8 марта. Известные даты уже давно начали выделять в корпоративных календарях. При этом если на Новый год принято дарить достаточно статусные подарки, то в весенние праздники важно просто проявить внимание, поднять настроение и сделать приятное.

Креативные члены коллектива, наряду с традиционными подарками, нередко устраивают для коллег праздничную программу с концертом и конкурсами.

Комплимент от компании

Подарок на 23 февраля или 8 марта рассматривается как комплимент. В этом году в контексте непростой экономической ситуации компании стремятся не только порадовать сотрудников и клиентов, но и четко уложиться в бюджет. В Сбербанке затраты на подарки работникам сопоставимы со стоимостью, например, тюльпанов для женщин и заказа услуг полевой кухни для мужчин. «В этом году в плане подарков в честь весенних праздников ничего не изменилось», — говорит сотрудник пресс-центра Байкальского банка Сбербанка России Ольга Ретинская.

Гендерные праздники — отличная возможность поднять командный дух коллектива и успешно продвинуть бренд и продукцию компании. Так, «Иркутский хлебозавод» дарит работникам праздничные торты собственного производства, а клиентам — наборы из хлебобулочных и кондитерских изделий. Оператор сотовой связи «Билайн» — компания «ВымпелКом» — по традиции 23 февраля и 8 марта дарит абонентам памятные сувениры. Этот год не стал исключением, в День защитника Отечества в одном из офисов мобильного оператора работала ростовая кукла, которая раздавала гостям шарики и карандаши с корпоративной символикой. Компания-производитель байкальской воды «BAIKALSEA Co» дарила своим мужчинам, например, тельняшки с фирменным логотипом или наборы первой необходимости, в которых, кроме воды собственного производства «Жемчужина Байкала», были спички, тушенка, термос и кружка. В этом году на весенние праздники сотрудники получат сертификаты. Для мужчин — сертификат на покупки в строительном магазине, а для женщин — в магазине косметики и парфюмерии. Как признались в компании, прекрасной половине коллектива 8 марта традиционно подарят цветы.

Далеко не всегда компании дарят сотрудникам и клиентам подарки собственного производства. У ювелирной компании «Алмаз», например, к подбору подарков особенный подход. «Подарки помогают нам выстраивать взаимоотношения с клиентами, партнерами и сотрудниками через живые позитивные эмоции, — отмечает специалист по рекламе и PR компании «Алмаз» Елена Яковлева. — Ключевой критерий выбора здесь не стоимость, а возможность подарить человеку искреннюю радость, пронести основные ценности компании — любовь, красоту, уверенность. Подарок может быть абсолютно не связан с основной нашей деятельностью — продажей ювелирных украшений. Главное, чтобы он не терял своего смысла — вызывать добрые теплые чувства, радостное удивление и детский восторг». Яркий тому пример — калейдоскопы, которые «Алмаз» дарил клиентам на 8 Марта — весенний, радостный подарок, который на несколько мгновений возвращает в детство.

Инициатива коллектива

Бизнес-подарки и подарки сотрудникам — это одна сторона корпоративной культуры компании. Есть и другая — креативные и талантливые члены коллектива устраивают для коллег праздничную программу с концертом и конкурсами. Инициатива в таком случае не наказуема, а напротив — приветствуется, потому что хорошее настроение гарантировано всем. «В эти праздники мы традиционно собираемся в фуршетной обстановке, потому что хочется и услышать, и сказать теплые, небудничные слова, еще раз ощутить себя одной командой, — делится впечатлениями начальник отдела по связям с общественностью ЗАО «Иркутский хлебозавод» Татьяна Чухнова. — И мужчины, и женщины предприятия предпочитают оригинальные подарки. На 23 февраля, например, готовят костюмированные сценки, в шуточной форме проводят «медосмотр призывников», кулинарное состязание или выезжают вместе, как сделали в этом году, — и всем коллективом играли в Лазертаг. Мужчины хлебозавода тоже стараются, хоть не поют и не наряжаются в костюмы сами, но от дам не отстают — приглашают для них профессиональных артистов».

В компании «ВымпелКом» 23 февраля и 8 марта считаются праздниками неофициальными, поэтому сотрудники дарят друг другу подарки, устраивают поздравления, конкурсы самостоятельно. Так, в этом году мужчин ждала полоса препятствий при входе на работу, боулинг и пицца. Каким будет поздравление женщинам, во многом зависит от фантазии коллектива. В «Сбербанке», например, работники аппарата территориального банка создали свою музыкальную группу и выступают на праздниках. В компании «BAIKALSEA Co» на 8 марта готовят праздничную шоу-программу и показ короткого развлекательного фильма с участием мужской половины коллектива. Подарок-комплимент делают и клиентам — обычно в Женский день на страницах компании в социальных сетях размещается постер с поздравлением от минеральной воды «Иркутская» или от «Жемчужины Байкала».

Без подарков не останемся

Компании не спешат отказываться от праздников, хотя очевидно, что финансовый кризис заставляет их экономить. Производители бизнес-сувениров говорят о снижении объема заказов подарочной продукции, популярность набирают малобюджетные подарки. Гендерные праздники проигрывают Новому году: подарков на него дарят больше, многие из них по стоимости дороже, и неслучайно — в большинстве организаций он считается официальным праздником и приравнивается по значению ко Дню компании или к профессиональным датам.

«По сравнению с новогодними праздниками заказов на 23 февраля и 8 марта всегда было меньше. Но в этом кризисном году мы видим значительное снижение по сравнению с прошлым годом, — поясняет генеральный директор рекламно-производственной компании «Графика+» Галина Константиниди. — Очевидно, что компании экономят на подарках, но не экономят на создании позитивного настроения, что особенно важно в трудные времена. В этом случае мы принимаем участие в совместном создании оригинальных подарков». Даже простой и недорогой предмет может эффективно преобразить интересная идея. Две основные составляющие, которые можно обыграть, — форма предмета и нанесенное изображение. Например, афоризмы классиков, выполненные на декоративных подставках в подарочной упаковке, ручки с дарственными надписями, настольные или настенные часы с оригинальным циферблатом. «На весенние праздники в основном заказывают полиграфию, например, открытки, — рассказывает менеджер рекламно-производственной компании «Аврора» Виктория Шелихова. — Заказов немного, особой прибыли от этих праздников нет».

Иркутские компании считают, что кризис не повод отказываться от подарков. Так, производитель питьевой воды «BAIKALSEA Co» пояснил, что затраты на сувениры и цветы зависят не от бюджетов компании, а от текущих цен на рынке: если букет стал в среднем дороже — надо стараться искать подходящее предложение, объем закупки позволяет. «Мы стараемся всегда порадовать своих коллег и, конечно, клиентов, поэтому кризис никак не повлияет на эти традиции», — прокомментировали в пресс-службе компании «ВымпелКом». «Кризис на подарки не повлиял, поскольку мы стараемся преподнести не дорогостоящий, а оригинальный подарок», — подчеркнула Татьяна Чухнова.

Подарки на весенние праздники, словно индикатор отношения компании к финансовому кризису, и вместе с тем — дополнительная гарантия стабильности предприятия. «На веку компании «Алмаз» уже был не один кризис. Однако непростая экономическая ситуация — не повод отменять праздники, — говорит Елена Яковлева. — Поэтому «Алмаз», как и прежде, дарит ощущение праздника, позитивные и добрые эмоции. И мы готовы этим делиться с клиентами, партнерами, сотрудниками, с любым человеком, который нас посетит».