Определиться с понятиями

Экспертное мнение генерального директора ITSumma Евгения Потапова

На программу «цифровая экономика» правительство планирует потратить 1,6 триллиона бюджетных рублей в ближайшие шесть лет. Для сравнения — траты на здравоохранение составят 1,7 триллиона за тот же период. О чём это говорит? Уж точно не о том, что «каким-то компьютерам нынче придают такое же значение, как медицине». Во-первых, потому что без компьютеров в современной медицине никуда. Во-вторых, потому что цифровая экономика — это не только компьютер. А иногда не столько. Это гораздо более широкое понятие, более глобальное и практически никак не привязанное к вашему десктопу, ноутбуку или смартфону, с экрана которого, возможно, вы сейчас читаете этот текст.

Мне кажется, в этом и проблема — в понятийном аппарате. Люди нередко воспринимают цифровизацию экономики примерно так же, как цифровизацию сервиса «Госуслуги». Но если с последним всё более-менее просто и работает он почти всегда корректно, будучи перенесённым из жуткого бумажно-очерёдного оффлайна в быстрый и понятный онлайн, то экономика — это не какой-то отдельно взятый сервис. И её цифровизация не может быть сведена к выпуску пары-тройки приложений любой степени полезности для предпринимателя.

Путь «цифры» — немножко про другое. Он про то, как должны решаться глобальные задачи IT-методами и IT-инструментами, будь то уровень государственного управления или частных бизнес-процессов. А способов таких — множество. Впрочем, как и задач, которые необходимо решить. И примеров масса, в том числе из нашей практики. Скажем, для одного из клиентов мы создаём систему заправки самолётов с использованием machinelearning и AI (машинного обучения и искусственного интеллекта — прим. ред.). Никаких больше «зальём как в учебнике», никаких «заправщик дядя Вася не в форме, мы сейчас найдём другого»: полный анализ всей истории заправок, всех данных по расходу, прогноз по потреблению с учётом всего спектра факторов, от погоды до истории каждого пассажира, веса багажа и т.п. Для чего это? Для того чтобы всё было быстрее, точнее, надёжнее — разумеется, под контролем человека, ведь мы всегда (пока что) остаёмся лицами, принимающими решения. Но такими, для которых процесс принятия решения (в данном проекте) сделали максимально детальным, с одной стороны, и максимально комфортным — с другой.

Ещё пример — наш проект «умного» управления промышленными и социальными объектами. Казалось бы, кого удивить, «Умный дом» сейчас каждый первый телекоммуникационный оператор пытается продать. Но если вспомнить, что речь идёт о социальных объектах, с одной стороны, и о промышленных — с другой, и если сложить все те возможности экономии расхода тепловой и электрической энергии, улучшения механизмов вентиляции и кондиционирования помещений, помноженные на интеграцию с системами безопасности, включая, в ближайшем будущем, возможность распознавания лиц… Это, сами понимаете, уже не чайник, подъезжая к дому, дистанционно подогреть. Это уже как раз про экономику, про государственные расходы, их разумную оптимизацию, но главное — как ни парадоксально это может прозвучать — цифровые технологии, они про человека. В первую очередь — отдельно взятого человека, которому, возможно, нет дела до сложностей экономической науки. Он просто хочет больше нормального комфорта в повседневной жизни.

Так вот это и обеспечит нам цифровая экономика. Потому что она, как глобальное явление, как понятийно-методологический комплекс, неизбежно изменит жизнь каждого. Мы либо можем ждать результатов, либо участвовать в процессе.

Вернемся к 1,6 бюджетным триллионам рублей. Так вот: «участие в процессе» — это не про бюджетные 1,6 триллиона. Это про видение мирового ландшафта и своего места в нём. Просто давайте смотреть дальше 2024 года. А если государство потратит с толком эти средства, и цифровизация экономики пойдёт быстрее, лучше, сильнее, лично я как гражданин Российской Федерации буду только рад.