Опера вместо драмы

Премьера новой постановки состоялась на прошлой неделе на главной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Спектакль под названием «Я — Жанна Орлеанская» представил режиссер Геннадий Шапошников, который решил, что драмтеатр может взять на себя функции музыкального театра и поставить рок-оперу. При этом литературный и музыкальный материал был создан собственными силами.

Основной цвет спектакля — красный. Почти полное отсутствие декораций компенсируется постоянным присутствием на ней массовки, обозначенной в программке как демоны.

Для художественного руководителя Иркутского драматического театра Геннадия Шапошникова постановка оперы дело, можно сказать, привычное. Во-первых, в 2008 году он ставил музыкальный спектакль на сцене иркутского драмтеатра, во-вторых, с 2009 года сотрудничает в качестве приглашенного режиссера с московским театром «Новая опера», где осуществил уже три постановки: «Джанни Скикки» Пуччини, «Иоланту» Чайковского и «Званый ужин с итальянцами» Оффенбаха.

И, несмотря на это, ставить «Жанну Орлеанскую» было делом рискованным. В первую очередь потому, что музыку и стихи к новому спектаклю написали местные авторы. Так, за музыкальное наполнение в спектакле ответственны Александр Армаш и Олег Запорожец, а за стихотворную часть солист Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского Александр Айдаров. Как рассказывает Александр Армаш, «музыку писали около двух лет: собирали много музыкального материала, от классики до рока». Плотная работа над созданием конкретных композиций к спектаклю шла около полугода. «Такое необычное сочетание тяжелой музыки с историей Жанны д’Арк, на наш взгляд, вышло органичным», — говорит автор. Либретто же, не особо отклоняясь от официальной истории, написал режиссер Геннадий Шапошников.

В программке спектакля значится всего одна роль — Жанны Орлеанской, которую исполняют в разных составах две актрисы: Анна Дружинина и Надежда Савина. Остальные персонажи поделены на две неравные части: голоса и демоны. Последних гораздо больше, чем первых, и они, облаченные в красные одежды, постоянно находятся на сцене — олицетворяя собой то пламя, должное сжечь главную героиню, то коварных бургундцев, взявших Орлеанскую девственницу в плен и продавших ее англичанам. Есть в спектакле, конечно, и другие герои — отец Жанны (эту роль исполняет Александр Ильин), врач Теофраст (Степан Догадин), будущий король Франции Карл (Олег Матэрн) и другие. Однако отдельного упоминания в программке эти роли не удостоены, а записаны в голоса. Быть может, этим режиссер намекает на то, что вся история, произошедшая с Орлеанской девой, на самом деле лишь плод ее больного воображения?

Основной цвет спектакля — красный. Почти полное отсутствие декораций компенсируется постоянным присутствием на ней массовки, обозначенной в программке как демоны. Они при помощи хореографии создают на сцене ту или иную эмоцию, соответствующую конкретному эпизоду. В глубине сцены отгороженная прозрачной стеной находится музыкальная группа, осуществляющая музыкальное сопровождение спектакля: Олег Запорожец (гитара), Александр Армаш (барабаны), Денис Моисеев (клавишные), Егор Берлизев (бас-гитара). На этом фоне разворачивается действие, в центре которого — главная героиня. За ее спиной почти всегда находится ангел — тот самый архангел Михаил (Дмитрий Акимов), голос которого, согласно истории, Жанна д’Арк впервые услышала в 13 лет. Подчинившись ему, она отправилась спасать Францию и обязательно спасла бы ее, если бы не предательство своих же, если бы не насквозь фальшивый судебный процесс, если бы не костер в итоге.

Подчеркнуто героическое содержание спектакля, по всей видимости, должно заставить задуматься зрителей о патриотических чувствах, ведь главная героиня, как известно, национальный символ Франции. Однако для того, чтобы столь серьезная тема проникла в умы и сердца публики, к сожалению, материалу не хватает художественной составляющей. Голого пафоса высоких затертых слов явно недостаточно.