Опера с продолжением

Иркутск укрепил связи с Центром Галины Вишневской
Настоящим событием завершившегося фестиваля «Дыхание Байкала» стал приезд в Иркутск Ольги Ростропович — художественного руководителя Центра оперного пения Галины Вишневской. Пока солисты ее центра вместе с губернаторским симфоническим оркестром исполняли великую оперу Глинки «Руслан и Людмила», она продолжала наводить культурные мосты между Москвой и Приангарьем. Итогом этого визита стало намерение привезти в следующем году оперу «Борис Годунов», причем показать ее в Иркутском драматическом театре.

Фото Антона Климова

Пятый международный фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала» завершился в Иркутске 31 мая большим гала-концертом с участием солистов оперного центра и лауреатов международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Под аккомпанемент губернаторского симфонического оркестра, возглавляемого маэстро Илмаром Лапиньшем, певцы исполнили бессмертные арии из легендарных опер «Самсон и Далила», «Аида», «Дон Жуан», «Кармен». За день до этого на сцене концертного зала областной филармонии обладатели премий конкурса Галины Вишневской Светлана Москаленко, Алексей Тихомиров, Ирина Морева, а также солисты центра ее имени Владислав Попов, Вячеслав  Леонтьев и Мария Гулик оживили для иркутской публики поэму Пушкина «Руслан и Людмила» в ее музыкальной версии Михаила Глинки.

Полное концертное исполнение мировых опер — главный элемент каждого «Дыхания Байкала». Поскольку в Иркутске отсутствует оперный театр, как и высшее учебное заведение для артистов оперы, этот фестиваль стал для местной публики едва ли не единственной площадкой, где ежегодно можно услышать мировые произведения этого жанра музыкального искусства, и, что важно, на высочайшем профессиональном уровне. Кстати, на первом фестивале, в 2011 году, столь высокую планку задали как раз солисты Центра Галины Вишневской — тогда вместе с губернаторским оркестром они исполнили «Царскую невесту» Римского-Корсакова.

В планах организаторов представить иркутянам не концертное исполнение оперы «Борис Годунов», а полноценное театрализованное — с декорациями и костюмами.

Неотъемлемыми составляющими «Дыхания Байкала» также ежегодно являются мастер-классы от ведущих педагогов прославленных учебных заведений страны. В этом году ведущими мастер-классов стали народный артист Татарстана, солист Казанского оперного театра Эдуард Трескин и заслуженная артистка России, заведующая кафедрой академического пения Государственного музыкального института им. А.Г. Шнитке Алла Белоусова, которые отметили неплохой уровень иркутских певцов. Кроме того, в очередной раз в рамках фестиваля состоялся отборочный тур международного вокального конкурса Belvedere для молодых исполнителей. В этом году два первых места заняли певцы из Монголии, но иркутянин Василий Соколов, кроме третьего места, получил также приз зрительских симпатий.

Каждый концерт фестиваля завершался продолжительными овациями иркутской публики, что говорит о том, что оперное искусство здесь научились не только ценить, но и искренне полюбили. А потому договоренность Ольги Ростропович с министерством культуры и архивов Иркутской области о будущих проектах пришлась как нельзя кстати.

«По моему мнению, опера — это самое высокое искусство, потому что в нем соединено сразу все: и симфоническая музыка, и балет, и драматическое искусство, и, конечно, пение, — это совершенно удивительный жанр, — отметила она на встрече с журналистами. — Я нахожусь в Иркутске впервые, но надеюсь, что мы будем приезжать сюда часто. Несмотря на то, что наш коллектив активно гастролирует по всему миру, главным для нас всегда были и остаются выступления в российских городах. Именно на этом всегда настаивала Галина Вишневская, подчеркивая просветительскую миссию Центра оперного пения».

Представительница династии великих музыкантов и продолжательница их дела, Ольга Ростропович посетила сразу несколько площадок Иркутска, с тем, чтобы выбрать наиболее подходящую для будущего приезда своего центра. И осталась совершенно очарованной Иркутским драматическим театром им. Н.П. Охлопкова. Как только она увидела его изнутри, она сразу заметила, что этот театр будто создан для спектаклей ее центра. «Театр совершенно потрясающий, я, честно говоря, просто не ожидала подобной красоты, — отметила она. — Если здесь еще хорошая акустика, а она должна здесь быть хорошей, это просто жемчужина».

Таким образом, выбор площадки, кажется, уже сделан. Что же до выбора постановки, то она была определена также заранее — это «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. По словам Ольги Ростропович, эта опера стала последней, в постановке которой принимала участие сама Галина Вишневская. Точная дата премьеры в Иркутске пока не определена, но известно, что солистам центра будут аккомпанировать губернаторский симфонический оркестр под управлением Илмара Лапиньша и камерный хор иркутской филармонии. Кроме того, в планах организаторов представить иркутянам не концертное исполнение, а полноценное театрализованное — с декорациями и костюмами. «Как вы знаете, опера «Борис Годунов» — это очень масштабное произведение, но оно было поставлено в нашем центре, хотя у нас небольшая сцена и зал вмещает всего 350 зрителей. Когда мы ее привезем, вы увидите, как можно небольшими средствами делать такие вещи», — рассказала Ольга Ростропович.

Антон Кокин

В контексте

Центр оперного пения Галины Вишневской существует с 2002 года. Здесь проходят стажировку певцы с профессиональным музыкальным образованием из России и других стран; с ними работают лучшие профессора вокального искусства, дирижеры, режиссеры, преподаватели сценического движения и танца, актерского мастерства, иностранных языков. Свой богатейший опыт на ежедневных занятиях до 2012 года передавала своим ученикам основатель и художественный руководитель центра Галина Вишневская. Мастер-классы и творческие встречи со студентами проводили Мстислав Ростропович и Борис Покровский, Петер Штайн и Зубин Мета, Тереза Берганца и Риккардо Мути, Мирелла Френи и Пласидо Доминго. После учебы многие певцы становятся солистами крупнейших театров России, прославляют русскую оперную школу на знаменитых европейских сценах. За 12 лет, прошедших с момента открытия, в Центре Галины Вишневской были осуществлены одиннадцать оперных постановок, прошли многочисленные концерты, получившие высокую оценку публики и музыкальных критиков. Помимо выступлений на собственной сцене, творческий коллектив центра активно гастролирует как в России, так и за ее пределами.